Психология эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

По мнению некоторых психологов, эксперимент как способ получения научных данных психологии, заимствовала у естественных наук: в начале развития этой науки психологический эксперимент значительно отличался от эксперимента в физике, биологии, химии. По мнению Забродина Ю.М., эксперимент в психологии, с самого начала оказался психологическим. Из естественных наук была привнесена идея экспериментирования как направленного контроля и измерения, переменных в исследуемом объекте и его взаимодействии с окружающей средой. Эти переменные имели различную природу: внешние, объективные и внутренние, субъектные. Вопреки распространённому методу, эксперимент не был заимствован психологией из естествознания.

Содержание

Введение 3
Основная часть 6
Глава 1. Экспериментальное общение 6
Глава 2. Проявления личности экспериментатора 14
Глава 3. Особенности деятельности испытуемого в эксперименте 18
Заключение 21
Глоссарий 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Ермолаева, КР, Методология и методы психолого-педагогических исследований.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

 

В эксперименте, кроме  экспериментатора всегда участвует испытуемый, от психологических качеств которого зависит результат эксперимента. Испытуемый должен знать не только цели и задачи исследования, но и понимать, что и для чего он должен делать в ходе эксперимента, кроме того, личностно принимать эту деятельность. Во время проведения эксперимента  у испытуемого могут возникать различные мотивации. М.Т.Орн считал, что основным мотивом испытуемого является стремление к социальному одобрению, желание быть хорошим и чтобы помочь экспериментатору,  ведёт себя так, чтобы подтвердить гипотезу экспериментатора. Так же существуют и другие предположения: испытуемый стремиться проявить себя с лучшей стороны и даёт те ответы, которые, как он думает, более высоко оцениваются экспериментатором.

По мнению Л.Б.Кристиансена все варианты поведения испытуемого в эксперименте можно объяснить преобладанием одного мотива - стремления к позитивной саморепрезентации, то есть стремление выглядеть в собственных глазах как можно лучше.  Во время эксперимента  испытуемый обращает внимание на слухи об эксперименте и его целях, на черты личности экспериментатора, на инструкцию и сообщения в процессе беседы, условия проведения исследования. Опираясь на эти признаки, испытуемый строит свою модель данной экспериментальной ситуации. 

Некоторые исследователи предлагают модель «злонамеренного испытуемого», считая, что испытуемые заранее враждебно настроены по отношению к экспериментатору и процедуре исследования, и делают всё, чтобы разрушить гипотезу эксперимента.

Эксперимент может быть рассмотрен и с внешней стороны («вход» и «выход» из ситуации) и с внутренней (события в период проведения эксперимента). Для эксперимента экспериментатор набирает группу людей,  активно привлекая их  к участию, разделяет её на подгруппы, чтобы выявить какие неконтролируемые психические особенности отличают людей, привлечённых к исследованию от остальных: какими мотивами побуждаемы были они, включаясь в психологическое исследование в качестве испытуемых.

В эксперименте испытуемый может участвовать  добровольно, принудительно, либо не знать о том, что он стал испытуемым. Если испытуемый участвует в эксперименте добровольно, задачей экспериментатора является выяснить мотивацию испытуемых – добровольцев. Проведя исследования, было выявлено, что половина испытуемых согласилась на участие в эксперименте ради любопытства, некоторые участники эксперимента признавались в том, что хотели узнать что-либо о самом себе для того, чтобы разобраться в отношениях с  окружающими. Кто-то участвовал ради получения денег, а студенты для сдачи зачёта. Некоторые  шли в эксперимент «за компанию». Крайне редко люди шли на эксперимент «послужить науке».

Очень часто испытуемые привлекаются к участию в эксперименте принудительно. Опыт показал, что принудительное участие  в эксперименте вызывает враждебность, недоверие, сопротивление у испытуемых. Как правило, они стремятся разрушить план экспериментатора и переиграть его.

Чем же отличаются испытуемые – добровольцы  от испытуемых привлечённых принудительно? Розенталь в своей книге «Испытуемый  – доброволец», сравнивая эти две категории участников эксперимента, выявил ряд характерных отличий. Доброволец отличается от привлеченного принудительно, рядом особенностей:

высоким уровнем образования, интеллекта, социально-классовым статусом, более  выраженной потребностью в социальном одобрении, большей социабельностью.

Когда компетентный испытуемый знает  схему эксперимента и способен воспроизвести  результаты «под гипотезу» или против неё, психологи оценивают его  негативно, выбирая для эксперимента «наивных испытуемых».

В эксперимент так же привлекаются анонимные испытуемые, сообщая только свои паспортные данные.  При проведении личностных и социально – психологических  экспериментов анонимные испытуемые более открыты, однако не анонимные  испытуемые более ответственно относятся к деятельности и её результатам.

Решение научно-практической задачи  в исследовании приводит к определённому  изменению судьбы испытуемого: его  могут принять или не принять  на работу, учебное заведение, назначить  или не назначить лечение и так далее.

«Вход» в эксперимент характеризуется  внешней и внутренней мотивацией, побуждающей испытуемого участвовать  в обследовании. В первом случае испытуемый  принуждается к обследованию, во втором - становится добровольцем. Субъектом  выбора при добровольном участии является испытуемый, при вынужденном – другое лицо (психолог, врач и другие).

Получив результаты в конце обследования (на «выходе»), испытуемый может сам  определить свое поведение и жизненный  путь. В ином случае его жизненный путь изменяет другое лицо (администратор, психодиагност и другие), при этом  решение администратора или лица, которому психолог доверил данные, не зависит от последующих действий обследуемого и определяется только волей других лиц.

Значимый фактор, который определяет ситуацию тестирования: кто является субъектом принятия решения – испытуемый или другое лицо. Данный признак характеризует «вход» и «выход» из психологической ситуации. Поэтому теоретически возможны следующие варианты научно-практических  психодиагностических задач (ситуаций):

- добровольное участие испытуемого  в эксперименте, самостоятельный выбор дальнейшего жизненного поведения;

- принудительное участие, самостоятельный  выбор поведения;

- принудительное участие, выбор  поведения после обследования навязан;

- добровольное участие в обследовании, выбор дальнейшего жизненного  поведения навязан.

   

 

Заключение

Изучив труды известных  психологов, можно сделать следующий  вывод: под экспериментом понимается такой метод исследования, при  котором создаются специальные условия, необходимые для проявления и измерения интересующей нас связи явлений. Главная логика социального эксперимента заключается в том, что при помощи выбора экспериментальной группы и помещения её в экспериментальную ситуацию, прослеживается направление, величина и устойчивость изменения интересующих исследователя социальных параметров.

Существенной характеристикой объекта психического исследования является  его индивидуальная неповторимость. Совершенно одинаковых людей не существует, а это в свою очередь, затрудняет проведение  сопоставительного анализа, оценку и интерпретацию экспериментального материала. Так же необходимо помнить о нестабильности психических феноменов. Один и тот же индивид проявляет себя по-разному в определённых обстоятельствах, на тех или иных этапах жизненного пути, в разные периоды своей деятельности. Доказано, что в лабораторных исследованиях психические проявления индивида существенно отличаются от подобных проявлений в естественной обстановке.

Объект психологического исследования является одновременно субъектом, активно реагирующим на все предъявляемые ему воздействия, взаимодействующий с экспериментатором, оценивающим его экспериментальную ситуацию в целом. Явления, которые исследуются в психологическом эксперименте, могут определяться не только особенностями, специально заданным списком, но и испытывать влияние  со стороны воздействий, возникающих в экспериментальных условиях, что может привести к искажению полученных результатов эксперимента.

Необходимо учитывать  в результатах эксперимента человеческий фактор: психолог и экспериментатор это, прежде всего люди, поэтому им свойственно ошибаться, то есть допускать невольные отклонения от нормы идеального эксперимента.

Как мы уже говорили, в  эксперименте особую важную роль играет  личность экспериментатора. От того, как он отнесётся к  участникам эксперимента, проявит к ним уважение и внимание, во многом будет зависеть результат эксперимента.

Испытуемым очень важно отношение к ним, люди тонко реагируют на внушения экспериментатора, которые он сам может не осознавать. От конструктивности построенных взаимоотношений экспериментатора с испытуемым, будет зависеть в целом успех всего исследования. Плохо организованное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым приводит к искажению фактов.

 В приложении А представлены рекомендации экспериментатору для построения эффективных отношений с участниками эксперимента.

На практике исследования  проводятся так, чтобы влияние социально-психологических  факторов было наименьшим  и ими можно было бы пренебречь.  В этом случае может помочь мастерство и интуиция экспериментатора, но это не всегда срабатывает. Удачным вариантом будет, если испытуемый будет взрослым человеком в нормальном эмоциональном состоянии, схожий с экспериментатором по социальному статусу, культурой, национальной и расовой принадлежности.  Условия эксперимента не должны задевать чести и достоинства испытуемого.

Уникальная особенность  и характеристика психологического эксперимента состояла в том, что в нём впервые возникла инструкция испытуемому, в которой были поставлены задачи перед испытуемым. Но на поведение испытуемого в эксперименте кроме инструкции влияют различные установки, возникающие в опыте на основе объективных условий и взаимодействия двух людей. Хоть эти установки не осознаются, но меняют характер исследуемого феномена.

Есть много  знаменитых учёных (И.П.Павлов, И.М. Сеченов, П. Бугер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц, В.М. Бехтерев, Ф. Гальтон), которые внесли ценный вклад  в развитие данного направления. В изучении психических процессов ими использовались экспериментальные методы. Поскольку эти учёные относились к разным отраслям науки (физиология, физика, медицина, математика), они перенесли свой исследовательский опыт в экспериментальную психологию. В наше время в экспериментальной психологии метод эксперимента используется, как способ исследования доступного для внешнего наблюдения специфики протекаемого внутреннего психического процесса и здесь в области психофизиологии и психологии ощущений и восприятия были достигнуты значительные успехи.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Гипотеза

предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство

2.

Деятельностный подход

это процесс деятельности человека, направленный на становление его  сознания и его личности в целом

3.

Мотивация

побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

4.

Испытуемый

человек, подвергаемый испытанию, опытному исследованию

5.

Исследование

поиск новых знаний или систематическое  расследование с целью установления фактов

6.

Психологический эксперимент

проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

7.

Субъект

активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект

8.

Цель

идеальный или реальный предмет  сознательного или бессознательного стремление субъекта, финальный результат  на который преднамеренно направлен процесс

9.

Тревожность

свойство человека приходить в  состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях.

10.

Эксперимент

метод исследования некоторого явления  в управляемых условиях


 

Список использованных источников

1.

В.В.Никандров. Наблюдение и эксперимент в психологии.  СПб.6 Речь, 2002 г.; [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.sprinter.ru/books/ 1924528.html

2.

В.Н.Дружинин. Экспериментальная  психология. – 2-е издание, доп. –  СПб.: Питер, 2002. .;[Электронный ресурс] - Режим доступа: www. pedlib.ru/Books/1/0397/1_0397-56.shtml

3.

Забродин ЮМ. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития // История становления и развития экспериментальной психологии в России. М., 1990[Электронный ресурс] - Режим доступа: abc.vvsu.ru›Books/exper_psix/page0003.asp

4.

В.Н.Дружинин «Экспериментальное общение», СПб.: Питер, 2002.;  [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.  nesterova.on.ufanet.ru/drujinin/0019.htm

5.

Зароченцев К. Д., Худяков А. И. «Экспериментальная психология»: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

psychologos.ru›Экспериментальная_психология

6.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство Питер, 2000 [Электронный ресурс] - Режим доступа:

lib.mdpu.org.ua›…psihologiya/Osnovi…psihologii

7.

Поль Фресс, Жан Пиаже Экспериментальная  психология. – М.: Прогресс, 1978[Электронный ресурс] - Режим доступа: lookbook.ru›…aksperimentalnaya-psihologiya-pol…

8.

Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. СПб.,1991[Электронный ресурс] - Режим доступа:

psychological.ru›default.aspx

9.

Мартин М. Психологические эксперименты. СПб-М., 2004. [Электронный ресурс] - Режим доступа: psychology-online.net›articles/doc-1108.html

10.

Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/


 

Приложения

А





Информация о работе Психология эксперимента