Психолого-педагогическая помощь семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование положения детей в неблагополучных семьях и семейное консультирование, как психолого-педагогическая помощь семьям в воспитании и социализации подрастающего поколения; в формировании общественно позитивных воспитательных функций семьи.

Содержание

Введение (стр.4-5)
Раздел I Особенности развития ребёнка в (стр.6-14)
неблагополучной семье

Раздел II Семейная консультация как один (стр.15-23)
из методов психолого-педагогической
работы с семьёй
Заключение (стр.24)

Список использованной литературы (стр.25)

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсак.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

  З.В  Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуации, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения. А.Е. Личко отмечает четыре неблагополучные ситуации в семье: 1) гиперопека различных степеней; 2) гипооопека, нередко переходящая в безнадзорность; 3) ситуация, создающая «кумира» семьи; 4) ситуация, создающая «золушек» в семье. Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей: 1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов; 2) конфликтные семьи; 3) нравственно неблагополучные семьи; 4) педагогически некомпетентные семьи. М.Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и т.д. М.И.Буянов определил следующие типы семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная, полные деструктивные, псевдосолидарная. По мнению И.В.Козубовской  объектами внимания психологических служб школы в первую очередь должны стать семьи с неблагоприятными условиями воспитания детей:

  • социально-демографическими (неполные, многодетные, родители разводятся и др.);
  • материально-бытовыми (малообеспеченные, безработные и др.
  • медико-социальными (родители-инвалиды, алкоголики, наркоманы, психически больные и др.);
  • психологическими и социально-педагогическими 
    (тревожный микроклимат в семье, эмоционально- 
    конфликтные взаимоотношения, педагогическая некомпентность 
    родителей и др.);
  •  социально-правовыми (криминогенный образ жизни 
    родителей, ранее судимые и др.).

  Разные  виды депривации, степень их выраженности и длительность, природные   свойства     организма   ребёнка, который

 находится  под влиянием этих факторов, определяют  особенности его развития в неблагополучной среде семьи. По мнению исследователей И. Лангмайера, 3. Матейчика, Д. Хэбба, это состояние связано с такой жизненной ситуацией, где человеческие психические потребности не удовлетворяются достаточно долгое время. Социальная депривация, тесно переплетающаяся с эмоциональной и сенсорной, приводит к безнадзорности, бродяжничеству, изоляции от психически здоровых людей и появлению группы социально запущенных детей и подростков.

Для выявления  того, как неблагополучная семья  влияет на формирование личности ребёнка и его поведение в будущем, мы воспользовались методом контент-анализа свободных сочинений на темы: «Моя семья прошлого» и «Моя семья будущего». В нашем исследовании мы опросили две группы детей из неблагополучных семей: детского приюта и сельской школы (по 25 человек каждая группа, возраст от 10 до 12 лет). На втором этапе изучение этого вопроса проходило с применением методики теста незаконченных предложений с целью диагностики отношений ребёнка к родителям, семье и среде, окружавшей и окружающей его.

       Специальный тест для родителей из неблагополучных семей (было опрошено 20 неблагополучных родителей на заседаниях профилактических советов школ совместно со службами по делам несовершеннолетних) определил негативный потенциал этих семей для развития ребёнка, а именно - воспитание без любви, непонимание психологии своих детей, безответственное отношение к себе и своим детям.

  Использование адекватного проблемам диагностического инструментария в ходе начавшегося исследования

позволило сделать следующие выводы об особенностях развития ребёнка в  неблагополучных семьях.

  Наследственная и средовая предрасположенность к алкоголю, наркотикам, наследственная дегенерация проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. В обществе намечается тенденция роста семей с наследственной дегенерацией: бродяги, воры, судимые, проститутки, слабоумные. Учреждения социального патронажа сегодня не в состоянии повлиять имеющимися средствами на эти семьи.

  Физическое развитие ребёнка из неблагополучной семьи (по данным медицинских карт детского приюта) определяется многочисленными нарушениями его здоровья: из 25 обследованных детей травмы центральной нервной системы имели 24 (воспаления и сотрясения мозга, нарушения в функционировании органов зрения и слуха); слабое моторное развитие (двигательное) отмечалось у 17; дефекты и аномалии строения тела, играющие большую роль в формировании индивидуальных особенностей характера ребёнка, были у 9; рост и вес этих детей в большинстве случаев находится на нижней границе нормы по причине неправильного и нерегулярного питания, нарушения сна, гигиены, болезней кожи и др. Физическое состояние этих детей выражается также в нарушениях мышечного тонуса, мочеиспускания с сопровождающимися симптомами: бессонницей, головными болями, тиками, неоправданной слезливостью. У этих детей часто отмечается резидуальное поражение головного мозга, токсическая энцефалопатия с развитием острых процессов, где присутствует разорванное мышление и несформированная речь.

  Социальная  позиция ребёнка подросткового  возраста определяется нежеланием быть похожими на своих родителей, они стесняются их образа жизни, открыто или скрытно выражают протест. В представлениях о будущем у подростков из неблагополучных семей преобладают девиантные модели социализации. Они синтезируют стиль жизни своих родителей с образом жизни, идущим к нам с экранов телевизоров, рекламных роликов. Это - смесь рационального и иррационального, порой «розовые мечты» и образ жизни маргиналов (бомжей, бродяг, наркоманов и т.д.). На них особенно большое влияние оказывают американские фильмы о бандитах, киллерах, проститутках. Не скрывая этого, они искренне пишут об этом в сочинениях.

  Исследование  подтвердило мнение о том, что  у подростков из неблагополучных семей уже сформированы гедонистические установки (постоянное желание развлекаться, ощущать необычное состояние, которое активно сегодня поддерживается западным кинематографом и общественной безответственностью). Бытовое пьянство в присутствии детей рассматривается как нечто природное, характерное для нашей культуры и не находящее в обществе достойного противодействия. Отношение детей к этому явлению тоже позитивное.

  Психотравмирующая среда неблагополучной семьи  определяет качественно иную стадию возрастного развития ребёнка: памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т. д. Потребностно-мотивационная сфера, составляющая ядро личности, у ребёнка из такой семьи недостаточно развита и к тому же претерпевает деформации в отрицательном направлении. По мнению Л.И. Божовича этим детям свойственно отрицательное отношение к учению, характеризующееся бедностью и узостью мотивов, несформированностью  учебной деятельности, неумение действовать в поиске решений, тревожностью, напряжённостью. Познавательная сфера этих детей отличается неорганизованностью, а из-за неумения управлять своим вниманием  дети становятся импульсивными. В целом можно говорить о неразвитости познавательной сферы этих детей: ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения.

  Умственное  развитие ребёнка, по мнению американского исследователя Блума, выросшего в неблагополучной семье, отличается от его благополучного сверстника различием в коэффициенте умственного развития в 20 баллов. Для этих детей характерны элементы сенсорной депривации. Согласно данным собственных исследований, дети из некоторых неблагополучных семей (из 25 - 12) в дошкольном возрасте были изолированы от окружающих: не посещали детские сады, были закрыты в антисанитарных помещениях, им запрещалось гулять со сверстниками. Результат определился снижением общего умственного развития. Сенсорный голод, который не удовлетворяется в семье или школе, у них чаще всего восполняется яркими и сильными впечатлениями улицы, средствами массовой коммуникации. Грохочущая музыка современных дискотек, энергичные танцы, вино, наркотики, мелкое хулиганство дают подпитку формированию отрицательной личности. Проведенные отечественными (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев) и зарубежными (Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Р. Хелд) психологами исследования показали огромное воздействие образов восприятия на психику ребёнка. Отрицательные зрительные образы сохраняются в памяти детей на долгие годы и, не имея положительных образов и положительных примеров существования, доминируют в сознании ребёнка.

  Тестирование  по методике Роршаха показало, что  у детей из неблагополучных семей, порой изгоев в своих классах, очень развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление: они интересные и творческие фантазёры, мастера «на все руки». Эти дети любят мечтать о лучшем, но понятие мечты как достижение важной и далёкой цели им неведомо. Они чаще всего хотят прославиться, стать над людьми или жить, не трудясь, весело и сладко. Эмоционально-волевая сфера этих детей нестабильна. Она проявляется в ярко выраженных чувствах: аффектах, стрессах, пагубной страсти, резко меняющемся настроении или длительно сохраняющемся. Определённый тип темперамента позволяет ребёнку по-особому реагировать на неблагоприятную обстановку в семье. Это врожденные формы эмоционального реагирования. Проблемы личности детей из неблагополучных семей носят и другие характеристики, связанные с потребностно-мотивационной сферой, самооценкой и уровнем притязаний: эти дети чаще других имеют эмоциональные расстройства, выражающиеся в разных видах страха, чаще всего хронического, реального и социально обусловленного; им присущи реакции, вызванные фактором фрустрации, агрессия против других, агрессия против себя, апатия, депрессия, болезни воли - абулии. У этих детей сформировано нездоровое отношение к сексуальности: они видят неприглядную картину раскованности и открытости семейных отношений, их ранняя половая жизнь связана с алкоголизмом, наркотиками, преступностью и нервно-психическими расстройствами (онанизм, как средство успокоения и отвлечения от семейных неприятностей, развращение несовершеннолетних в гомосексуализме). Развращающие действия очень часто происходят с детьми из неблагополучных семей: они внушаемы и неустойчивы, с эмоциональной депривацией, невро-тичные и акцентуированные, очень доверчивые.

  В целом эти дети - с деформацией  стержневых психологических качеств личности и с акцентуацией характера и темперамента. Они не в состоянии сделать волевого усилия: их завораживают огонь, зрелища, струящаяся музыка. В неблагополучных семьях и у их детей отмечены новые особенности формирования мотивации (атараксич-ной) к употреблению наркотиков как в семейной среде, так и детской (опрос членов неблагополучных семей показал, что во всех случаях ими двигала стремление  отключится от неприятностей жизни, ослабить давление эмоциональных стрессов, вызванных как нищенским существованием, так и начавшимся физическим и моральным разрушением личности).  

  Выборы, которые человек совершает ежедневно, зависят от его раннего детского опыта. В неблагополучных семьях игнорирование ребенка родителями тесно связано с процессами психологического, физического, а порой и сексуального насилия. Исследователи (В. Панок, Ю. Ков-рижных, К. Костюкова, М. Стельмахович, М. Московка, С. Ильина) отмечают эту проблему как неотъемлемую часть жизни ребёнка в неблагополучной семье. Английские исследователи проблемы сексуального насилия в семье П. Дейл, Р. Бэрон, Д. Ричардсон полагают, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отвержение, которое авторы называют «особенно коварным» и «причиняющим значительный ущерб» личности ребёнка. Эмоциональное давление (постоянная ругань, критика, напоминание, что ребёнок является нежеланным, полная утрата внимания к нему) приводит к эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной инвалидизации детей. У детей, переживших эмоциональное насилие, часто отмечаются возбудимость, чрезмерная настороженность, сильный гнев, ярость, неконтролируемые эмоции, агрессия. Физическое пренебрежение - закономерное явление ряда неблагополучных дефункциональных семей, когда личность и здоровье ребёнка оказываются в опасности: физические повреждения, необеспечение ребёнка питанием, одеждой, жильём, медицинской помощью, контролем. Наиболее скрытой формой сексуальных злоупотреблений являются сексуальные действия с детьми в неблагополучных семьях. Исследователи считают, что они распространены гораздо шире, чем физическое насилие. Инициаторами чаше- являются отцы, а жертвами - их дочери. Вместе с тем мальчики становятся жертвами значительно чаще, чем считалось ранее. Количество детей, вовлечённых членами семей в сексуальную эксплуатацию (детская порнография, проституция), является достаточно большим, оно явно растёт. 
 

     Вывод: Система защиты, поддержки и помощи ребёнку из неблагополучной семьи должна включать в себя скоординированную программу коррекции, адаптации, реабилитации и реадаптации профессионалов: психологов, медиков, педагогов, волонтёров, социальных работников. Врождённые формы эмоционального реагирования необходимо корректировать через индивидуальную программу коррекции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел  II

    Семейная  консультация как  один из методов психолого-педагогической работы с  семьёй

    Школьный  социальный педагог или психолог, часто работает с изолированным учеником или с ученической группой. Как будто он имеет дело с сиротами… А после его работы ученик придёт домой и … семья «всё переваривает». Поэтому и невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребёнка. Без понимания семейного контекста его жизни (семья как система семейных отношений и внутрисемейного воспитания) .

         В этой целостной системе никто не страдает в одиночку: семейные конфликты и кризисы оказывают деструктивное влияние на всех. И если даже Вы работаете с одним человеком, члены семьи незримо присутствуют в вашем кабинете (присутствуют  мифы семьи, семейные тайны – своего рода «дух семьи» , её атмосфера) и это необходимо учитывать.

    При всех различиях, наблюдаются сегодня в понимании сущности психолого-педагогического консультирования семьи, теоретики и практики сходятся в том, что консультирование представляет собой профессиональные взаимодействия между консультантом и клиентом, направленные на решение проблемы последнего.  Это  взаимодействие обычно осуществляется лицом к лицу, хотя иногда может включать в себя и более двух людей.

    Основная  его задача – помочь семье или  отдельному члену  посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны. Продемонстрировать и обсудить те моменты взаимоотношений, которые будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

    Цели  семейного консультирования

    В зависимости от жизненной ситуации, в которой находится семья(как конкретный клиент) ,целями консультирования могут стать те или иные изменения самосознание, а значит взаимоотношения между членами семьи. Но какую бы конкретную цель не поставил бы социальный педагог или психолог, важно чтобы психолого-педагогическое консультирование  семьи было направленно на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и окружающим миром, развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное «Мы» семье.

Информация о работе Психолого-педагогическая помощь семье