Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:39, курсовая работа
Целью работы является исследование положения детей в неблагополучных семьях и семейное консультирование, как психолого-педагогическая помощь семьям в воспитании и социализации подрастающего поколения; в формировании общественно позитивных воспитательных функций семьи.
Введение (стр.4-5)
Раздел I Особенности развития ребёнка в (стр.6-14)
неблагополучной семье
Раздел II Семейная консультация как один (стр.15-23)
из методов психолого-педагогической
работы с семьёй
Заключение (стр.24)
Список использованной литературы (стр.25)
Вся
консультативная помощь(
Семейное консультирование не предполагает обязательной работы со всеми членами семьи одновременно. На различных этапах процесса, в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса:
Индивидуальная работа с одним из членов семьи
В этом случае развиваются классические отношения «консультант - клиент», однако и здесь незримо присутствует контекст семейных отношений: в памяти и образах клиента, в его рисунках и проигрываемых ситуациях. Семья продолжает существовать «в плане представления, вторичного образа и может получить истолкование и оценку пациента».
Если при индивидуальном консультировании возникают семейные проблемы или жалобы на непонимание домочадцев, то нужно лично и ненавязчиво подвести клиента к мысли о том, что бессмысленно ставить себе цель «изменить жену или детей и их отношение ко мне». Однако можно измениться самому, проанализировать своё поведение и свою роль в семье, и тогда скорее всего, близкие люди будут относиться друг к другу по другому (для этого может подойти использование терапевтических притч).
Есть и другие случаи, когда успешное индивидуальное консультирование одного из членов семьи вызывает сопротивление другого(консерваторский дух семьи ). Наверное, в самой природе семьи заложен инстинкт постоянства, («гомеостаз»). Часто этот инстинкт преспокойно соседствует с вечной мечтой об изменениях. Если консультируется один человек, а другой не хочет никаких изменений в семейных отношениях, как говорится: никогда хорошо не жили, так и начинать не стоит, то возникает опасность эмоциональной разбалансировки семейной системы. Домашние начинают испытывать тревогу и могут попытаться вернуть человека к прежним ролевым стереотипам к разрушенному поведению.
Работа супружеской парой
Социальный педагог приходит в семью и в работе с семьёй ищет привычные модели взаимодействия между ними, а так же разнообразие взаимодействий с детьми каждой из сторон. Консультант может непосредственно подвести к осознанию конфликтных, непродуктивных форм взаимодействия в семье.
На
протяжении работы с семейной парой
можно рассмотреть сложную
Работа с нуклеарной семьёй
Преимущества этого процесса заключается в том, что семья на консультации находится в полном составе и на протяжении консультации будет в привычной для себя форме, продолжать ту самую жизнь , которой живёт дома, а следовательно для семейного диагноза не понадобится специальных средств.
Работа с нуклеарной семьёй особенно уместна тогда, когда в семье наблюдается симптом психологического неблагополучия ребёнка. Под углом зрения системной семейной психотерапии нарушения в поведении ребёнка воспринимаются как ключ к разрешению семейной проблемы.
С одной стороны, нарушения в поведении ребёнка своего рода сообщение о кризисных процессах, которыми страдает вся семья, с другой очень часто, негативный стабилизатор, сохраняющий семейную систему. Какой бы вариант взаимодействия не избрал социальный педагог для консультирования семьи. Важно, чтобы он опирался на позитивные ресурсы её членов, стремился поддержать и развить лучшие качества, чувства и способности родителей и детей. Только такой подход способен предотвратить конфликты и нарушения.
Функции консультанта работающего с семьёй
Консультанты делятся на три группы: «ведущие», «реагирующие» и «чистильщики систем», - в зависимости от избранного психологического подхода к целям работы и понимание собственной функции.
«Ведущие» терапевты авторитарны. Стремясь создать здоровые отношения в семье. Они воздействуют с позиции «суперродитель», этакого незыблемого авторитета, который каждый из членов семьи знает, что для них хорошо, а что плохо, и действует активно. Это полностью избавляет клиентов от самостоятельных усилий, снимает с них ответственность. При работе с такими клиентами (семьями или отдельными личностями) консультант сознательно принимает «родительскую позицию» и избирает стратегию «дородительствования», постепенно доращивая и довоспитывая, помогая клиентам поверить в свои силы, обрести точку опоры в себе, научиться продуктивно взаимодействовать сначала с самим собой, а затем и с окружающими.
«Реагирующие» семейные психотерапевты для того чтобы добиться позитивных изменений в семье. Стараться мобилизировать её собственный внутренний потенциал развития. Для этого они «включаются » в атмосферу семьи, с которой проводится работа один из социальных педагогов даёт втянуть себя в создавшуюся семейную ситуацию(при этом он чаще всего выступает в роли ребёнка), второй же выступает в роли наблюдателя. Психоаналитический подход предполагает, что в своей деятельности социальный педагог выполняет обе эти функции. В процессе взаимодействия в клиентом постепенно идентифицируется с ним , глубоко проникает в его проблем, то отстраняется от клиента и его проблемы с целью объективного суждения.
«Чистильщики систем» прежде всего стремятся навести порядок в правилах по которым живёт семья. Консультант «здесь и сейчас» старается противодействовать неправильному поведению, заставить отказаться от незрелых и патологических форм поведения. Этот метод характерен для семейной терапии.
такой социальный педагог должен уметь:
Семейное
консультирование, проводимое социальным
педагогом по разрешению конфликтных
ситуаций, можно разделить на семь фаз,
и рассматривать, как общую схему этого
процесса.
Первая Фаза - создание психологического климата, что обеспечит успех консультации. Социальный педагог должен убедить родителей или ребёнка в том, что он заинтересован в решении их проблем и хочет им помочь.
Вторая Фаза - создание своего рода «катарсиса», душевного спокойствия, которое возникает в результате того, как родители и ребёнок впервые за длительное время выговорятся по наболевшей проблеме.
Третья Фаза - «фаза спокойствия». Заданием социального педагога сводится к знанию деструктивно аффективного фона. Родители и ребёнок должны переосмыслить ситуаципонять, что она не такая безвыходная, как казалась на первый взгляд.
Четвёртая Фаза - «диагноз». Социальный педагог обязан понять в чём причина конфликтной ситуации, и сообщить её родителям.
Пятая Фаза - основывается на своём видении пю, ричин конфликта; социальный педагог старается помочь родителям и ребёнку проанализировать ситуацию, в которую они попали.
Шестая Фаза - должно произойти осмысление родителями и детьми существующих вариантов поведения и выбор одного из них. Родители должны принимать решения самостоятельно. В этом случае они будут ощущать ответственность за свои решения, а ребёнок в свою очередь за свои поступки.
Седьмая Фаза - закрепление мотивации родителями их ребёнком на выполнение принятого решения.
Условием успешной работы социального педагога с семьёй, прежде всего является установление хороших, «помогающих» отношений, уважительное отношение к потенциальной возможности клиента самому строить свою жизнь. Однако для того, чтобы с семьёй произошли конструктивные изменения, в дополнение к отношениям помощи нужно использовать определённый репертуар воздействий(отражает теоретическую ориентацию консультанта).
Традиционно основным методом психолого-педагогического консультирования считается интервью, т.е. беседа направленная на социально-психологическую помощи и поддержку.
В современной практике консультирования преобладает эклектизм. Консультант использует всё богатство методов и приёмов, разработанных в различных психодиагностических школах: от диалогического общения Роджерса и психодрамы Якоба Морено до структурированных технологий.
Принято выделить внешний и внутренний (глубинный) уровень консультирования.
Работа
на внешнем уровне вполне достаточна
для решения неглубоко
На более глубоком уровне (при работе с проблемами созависимости, перераспределения власти и т.п.), когда необходимо оказать воздействие на менее осознанные процессы, используются методы разработанные в психоанализе, гештальт-терапии и, конечно в различных направлениях современной психотерапии.
Возможны 2 тактики работы социального педагога
Первая предполагает возрастные психологические консультирования(беседа, помогающая родителю понять особенности ребёнка которые связанны с изменением его «социальной ситуации развития»). Здесь раскрываются наиболее важные особенности развития детей, родительских взаимоотношений. Тактика предусматривает разговор с родителями на понятном им языке.
Вторая преимущественно направлена на работу с эмоционально-чувственной стороной взаимоотношений с поиском неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях. Здесь очень помогает игра, психодрама и ролевое моделирование эти приёмы с одной стороны включают взрослых в реальные действия, позволяют побывать в разных ролях : не только своей собственной но и своего ребёнка. А с другой стороны дают возможность мысленно выйти из ситуации и посмотреть как бы извне , более адекватно оценить своё поведение, увидеть наряду со своими собственными переживаниями , переживания другого человека, и ситуацию в целом. А значит учат людей управлять своим поведением.
Можно использовать некоторые системные технологии, которые, во-первых, предлагают работать с семьёй в целом, а во – вторых , применяемая здесь техника преобразования семейной ситуации основана на эффектах не прямого опосредованного воздействия.
Можно рассмотреть на примере комплексную методику «Согласование различных позиций».
Под видом подготовки к «очень эффективному, но чрезвычайно чувствительному к неточностям психолого-педагогическому воздействию на ребёнка » , осуществляется коррекция межличностных отношений в супружеской паре: оптимизируются межличностные отношения, согласовываются воспитательные позиции папы и мамы.