Психолого-педагогическая помощь семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование положения детей в неблагополучных семьях и семейное консультирование, как психолого-педагогическая помощь семьям в воспитании и социализации подрастающего поколения; в формировании общественно позитивных воспитательных функций семьи.

Содержание

Введение (стр.4-5)
Раздел I Особенности развития ребёнка в (стр.6-14)
неблагополучной семье

Раздел II Семейная консультация как один (стр.15-23)
из методов психолого-педагогической
работы с семьёй
Заключение (стр.24)

Список использованной литературы (стр.25)

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсак.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

    Вся консультативная помощь(семейное консультирование) пытается ответить на пять основных вопросов:  

    1. В чём, суть процесса, возникающего между человеком или семьёй, который оказался в трудной ситуации и обратился за помощью(клиентом), и человеком оказывающим эту помощь(консультантом)?
    2. Какие функции должен выполнять консультант и какие личностные черты, установки, знания умения необходимы ему для успешного выполнения своих функций?
    3. Какие резервные внутренние силы семьи или личности могут быть актуальны в ходе консультации?
    4. Какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация сложившаяся в жизни семьи?
    5. Какие приёмы и техники могут быть сознательно использованы в процессе оказания помощи?

    Семейное  консультирование не предполагает обязательной работы со всеми членами семьи  одновременно. На различных этапах процесса, в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса:

    • Общение со всей семьёй;
    • Индивидуальные консультации одного из членов семьи;
    • Работа с супружеской парой;
    • Работа с нуклеарной семьёй т.е. с семьёй в узком смысле этого слова(отец, мать, дети)
    • Работа с расширенной семьёй(она включает прародителей и тех близких, которые оказывают влияние на семейные отношения: тёти, дяди и др.)
    • Работа с экосистемой или  социальной сетью при этом учитывается, включается в качестве промежуточных  переменных внешние константы и социальные институты.

    Индивидуальная  работа с одним  из членов семьи

    В этом случае развиваются классические отношения «консультант - клиент», однако и здесь незримо присутствует контекст семейных отношений: в памяти и образах клиента, в его рисунках и проигрываемых ситуациях. Семья продолжает существовать «в плане представления, вторичного образа и может получить истолкование и оценку пациента».

    Если  при индивидуальном консультировании возникают семейные проблемы или жалобы на непонимание домочадцев, то нужно лично и ненавязчиво подвести клиента к мысли о том, что бессмысленно ставить себе цель «изменить жену или детей и их отношение ко мне». Однако можно измениться самому, проанализировать своё поведение и свою роль в семье, и тогда скорее всего, близкие люди будут относиться друг к другу по другому (для этого может подойти использование терапевтических притч). 

    Есть  и другие случаи, когда успешное индивидуальное консультирование одного из членов семьи вызывает сопротивление другого(консерваторский дух семьи ). Наверное, в самой природе семьи заложен инстинкт постоянства, («гомеостаз»). Часто этот инстинкт преспокойно соседствует с   вечной   мечтой  об изменениях. Если консультируется один человек, а другой не хочет никаких изменений в семейных отношениях, как говорится: никогда хорошо не жили, так и начинать не стоит, то возникает опасность эмоциональной разбалансировки семейной системы. Домашние начинают испытывать тревогу и могут попытаться вернуть человека к прежним ролевым стереотипам к разрушенному поведению.

    Работа  супружеской парой

    Социальный  педагог приходит в семью и  в работе с семьёй ищет привычные модели взаимодействия между ними, а так же разнообразие взаимодействий с детьми каждой из сторон. Консультант  может непосредственно подвести к осознанию конфликтных, непродуктивных форм взаимодействия в семье.

    На  протяжении работы с семейной парой  можно рассмотреть сложную жизненную  ситуацию с разных точек зрения, помочь супругам на жизненные трудности и роль каждого и их преодолении, а затем найти наиболее продуктивные способы взаимодействия и решения трудных вопросов.

    Работа  с нуклеарной семьёй

    Преимущества  этого процесса заключается в том, что семья на консультации находится в полном составе и на протяжении консультации будет в привычной для себя форме, продолжать ту самую жизнь , которой живёт дома,  а следовательно для семейного диагноза не понадобится специальных средств.

    Работа  с нуклеарной семьёй особенно уместна  тогда, когда в семье наблюдается  симптом  психологического неблагополучия ребёнка. Под углом зрения системной семейной   психотерапии нарушения в поведении ребёнка воспринимаются как ключ к разрешению семейной проблемы.

    С одной стороны, нарушения в поведении  ребёнка  своего рода сообщение о  кризисных процессах, которыми страдает вся семья, с другой очень часто, негативный стабилизатор, сохраняющий семейную систему. Какой бы вариант взаимодействия не избрал социальный педагог для консультирования семьи. Важно,  чтобы он опирался на позитивные ресурсы её членов, стремился поддержать и развить лучшие качества, чувства и способности родителей и детей. Только такой подход способен предотвратить конфликты и нарушения.

    Функции консультанта работающего  с семьёй

    Консультанты  делятся на три группы: «ведущие», «реагирующие» и «чистильщики систем», - в зависимости от избранного психологического подхода к целям работы и понимание собственной функции.

    «Ведущие» терапевты авторитарны. Стремясь создать здоровые отношения в семье. Они воздействуют с позиции «суперродитель», этакого  незыблемого авторитета, который каждый из членов семьи знает, что для них хорошо, а что плохо, и действует активно. Это полностью избавляет клиентов от самостоятельных усилий, снимает с них ответственность. При  работе с такими клиентами (семьями или отдельными личностями) консультант сознательно принимает «родительскую позицию» и избирает стратегию «дородительствования», постепенно доращивая и довоспитывая, помогая клиентам поверить в свои силы, обрести точку опоры в себе, научиться продуктивно взаимодействовать сначала с самим собой, а затем и с окружающими.

    «Реагирующие» семейные психотерапевты для того чтобы добиться позитивных изменений в семье. Стараться мобилизировать её собственный внутренний потенциал развития. Для этого они «включаются » в атмосферу семьи, с которой проводится работа один из социальных педагогов даёт втянуть себя в создавшуюся семейную ситуацию(при этом он чаще всего выступает в роли ребёнка), второй же выступает в роли наблюдателя.  Психоаналитический подход предполагает, что в своей деятельности социальный педагог выполняет  обе эти функции. В процессе взаимодействия в клиентом постепенно идентифицируется с ним , глубоко проникает в его проблем, то отстраняется от клиента и его проблемы с целью объективного суждения.

    «Чистильщики  систем» прежде всего стремятся навести порядок в правилах по которым живёт семья. Консультант «здесь и сейчас» старается противодействовать неправильному поведению, заставить отказаться от незрелых и патологических форм поведения. Этот метод характерен для семейной терапии.

    такой социальный педагог должен уметь:

  • Установить контакт с семьёй;
  • Быть умелым наблюдателем;
  • Уметь оформить наблюдения в категориальную сетку;
  • Быть технически подготовленным.

    Семейное  консультирование, проводимое социальным педагогом по разрешению конфликтных ситуаций, можно разделить на семь фаз, и рассматривать,  как общую схему этого процесса. 

    Первая  Фаза   -  создание психологического климата, что обеспечит успех консультации. Социальный    педагог должен убедить родителей или ребёнка в том, что он заинтересован  в решении их проблем и хочет им помочь.

    Вторая  Фаза -  создание своего рода «катарсиса», душевного спокойствия, которое возникает  в результате того, как родители и ребёнок впервые за длительное время выговорятся по наболевшей проблеме.

    Третья  Фаза    -     «фаза спокойствия». Заданием социального педагога сводится к знанию  деструктивно аффективного фона. Родители и ребёнок должны переосмыслить ситуаципонять, что она не  такая безвыходная, как казалась на первый взгляд.

    Четвёртая Фаза   -     «диагноз». Социальный педагог обязан понять в чём причина конфликтной ситуации, и сообщить её родителям.

    Пятая Фаза    -    основывается на своём видении пю, ричин конфликта; социальный педагог старается помочь родителям и ребёнку проанализировать ситуацию, в которую они попали.

    Шестая  Фаза   - должно произойти осмысление родителями и детьми существующих вариантов поведения  и выбор одного из них. Родители   должны принимать решения самостоятельно. В этом случае они будут ощущать ответственность за свои решения, а ребёнок  в свою очередь за свои поступки.

    Седьмая Фаза    -    закрепление мотивации родителями их ребёнком на выполнение принятого решения.

    Условием  успешной работы социального педагога с семьёй, прежде всего является установление хороших, «помогающих» отношений, уважительное отношение к потенциальной возможности клиента самому строить свою жизнь. Однако для того, чтобы с семьёй произошли конструктивные изменения, в дополнение к отношениям помощи нужно использовать определённый репертуар воздействий(отражает теоретическую ориентацию консультанта).

    Традиционно основным методом  психолого-педагогического  консультирования считается интервью, т.е. беседа направленная на социально-психологическую помощи и поддержку.

    В современной практике консультирования преобладает эклектизм. Консультант использует всё богатство методов и приёмов, разработанных в различных психодиагностических школах: от диалогического общения Роджерса  и психодрамы Якоба Морено до структурированных технологий.

    Принято выделить внешний и внутренний (глубинный) уровень консультирования.

    Работа  на внешнем уровне  вполне достаточна для решения неглубоко укоренившихся  личных и семенных проблем. Она часто применяется на первой встрече. Здесь широко используются психотехники создания началопологающих отношений, разработанные  гуманистическими психологами (К. Роджерс, Ф.Василюк и др. ).Хорошо «работают» на внешнем уровне консультирования семьи, возвратное психологическое консультирование и психотехника из поведенческой психологии.

    На  более глубоком уровне (при работе с проблемами созависимости, перераспределения власти и т.п.), когда необходимо оказать воздействие на менее осознанные процессы, используются методы разработанные в психоанализе, гештальт-терапии и, конечно в различных направлениях современной психотерапии.

    Возможны 2 тактики работы социального педагога

    Первая предполагает возрастные психологические консультирования(беседа, помогающая родителю понять особенности ребёнка которые связанны с изменением его «социальной ситуации развития»). Здесь раскрываются наиболее важные особенности развития детей, родительских взаимоотношений. Тактика предусматривает разговор с родителями на понятном им языке.

    Вторая  преимущественно направлена на работу с эмоционально-чувственной стороной взаимоотношений с поиском неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях. Здесь очень помогает игра, психодрама и ролевое моделирование эти приёмы с одной стороны включают  взрослых  в реальные действия, позволяют побывать в разных ролях : не только своей собственной но и своего ребёнка. А с другой стороны дают возможность мысленно выйти из ситуации и посмотреть как бы  извне , более адекватно оценить своё поведение, увидеть наряду со своими собственными переживаниями , переживания другого человека, и ситуацию  в целом. А значит учат людей управлять своим поведением.

    Можно использовать некоторые системные технологии, которые, во-первых, предлагают работать  с семьёй в целом, а во – вторых , применяемая здесь техника преобразования семейной ситуации основана на эффектах не прямого опосредованного воздействия.

    Можно рассмотреть на примере комплексную  методику «Согласование различных  позиций».

    Под видом подготовки к «очень эффективному, но чрезвычайно чувствительному  к неточностям психолого-педагогическому воздействию на ребёнка » , осуществляется коррекция межличностных отношений в супружеской паре: оптимизируются межличностные отношения, согласовываются воспитательные позиции папы и мамы.

Информация о работе Психолого-педагогическая помощь семье