Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 18:03, курсовая работа
Целью исследования стало изучение кризисных периодов семейных отношений.
В соответствии с целью и предметом были определены следующие задачи:
- изучить научную литературу по теме исследования;
- проанализировать психолого- педагогические особенности развития семейных отношенией;
- рассмотреть основные периоды формирования семейных отношений
Введение 2
§ 1. Психолого-педагогические особенности развития семейных отношений 4
§ 2. Периодизация и ролевая структура семейных отношений 10
§ 3. Кризисные периоды семейных отношений 19
Заключение 45
Список использованной литературы 45
В связи с уходом детей изменяется структура семьи: существовавший на протяжении долгого времени треугольник, включавший мать, отца и ребенка, трансформируется в супружескую диаду.
Таким образом, на первый план вновь выступают супружеские отношения. Протекание данного кризиса может обостряться при наличии не решенных на предыдущих этапах супружеских проблем: партнерам вновь предстоит научиться жить вдвоем. Однако даже достаточно гармоничные супружеские пары этот период могут переживать достаточно болезненно.
Главной задачей развития семьи на этом этапе является адаптация к потере социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию. Факт ухода на пенсию по-разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. Женщины переживают выход на пенсию более спокойно, особенно если они продолжают вести домашнее хозяйство. С выходом супругов на пенсию один из них может начать болеть, чтобы у пары появился смысл для дальнейшего существования.
Проблемы, переживаемые супругами в связи с выходом на пенсию, касаются нескольких контекстов:
1) широкого социального (потеря социальных контактов, утрата работы);
2) внутрисемейного (высвобождение времени для внутрисемейных контактов);
3) внутриличностного (снижение
самооценки, кризис самоидентичности,
появление эмоциональных и
Одним из наиболее важных аспектов данного кризиса является необходимость принятия супругами новых ролей бабушки и дедушки. Благодаря внукам поддерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Роли бабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пережить родительство и дают возможность компенсировать неудачи, связанные с взаимоотношениями с собственными детьми (Черников А.В., 2001).
Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.
Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными.
Третий подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших и описавших два «критических периода» в жизни семьи.
Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.
Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:
1. Обострение ситуативных противоречий в семье.
2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.
3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.
4. Генерализация кризиса,
то есть его влияние
На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (индивидуальном, микро-, макро- или мегасистемном), он неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании. В результате можно обнаружить проявления семейного кризиса (см. рис. 1).
Рис. 1. Проявления кризисов семейных отношений
Кроме нормативных кризисов – трудностей, связанных с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, – семейная система может переживать и ненормативные кризисы.
Ненормативный семейный кризис – это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов (Hill R., 1970):
1. Внешние затруднения;
2. Неожиданные события, стрессы;
3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового.
В каждом ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты:
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, можем заключить следующее.
Семья - довольно сложный социокультурный феномен, в рамках которого, в сущности, проходит вся жизнь человека. Именно поэтому семью как объект изучения не могли обойти своим вниманием учёные всех времен и народов.
Семья, как социальный институт, существует многие тысячелетия. Тайна ее долговечности заключается в том, что она является важнейшим последующим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации личности в социуме.
Кризис семьи, достигшей своего расцвета, требует скорейшего разрешения. Основными мерами к его устранению являются, в первую очередь, воспитательные: воспитание молодого поколения в контексте высоких нравственных ценностей, во многом культивируемых институтом религии. Ценности супружеской верности, терпимого и уважительного отношения друг к другу, детям, правильное понимание половых отношений, готовность к компромиссам, всё это есть залог крепкой семьи.
Список использованной литературы:
Информация о работе Психолого-педагогические особенности развития семейных отношений