Психолого-педагогические условия адаптации и дезадаптации к школьному обучению старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определение психолого-педагогических условий, способствующих и препятствующих успешной адаптации к школьному обучению.
В связи с поставленной целью можно обозначить следующие задачи исследования:
1) изучить и проанализировать понятие и сущность психологической адаптации и дезадаптации;
2) рассмотреть особенности адаптации и дезадаптации первоклассников к школьному обучению;
3) подобрать диагностические методики и провести эмпирическое исследование условий успешной адаптации к школе;
4) разработать комплекс коррекционных мероприятий по снижению уровня дезадаптации первоклассников;
5) составить рекомендации по профилактике и коррекции школьной дезадаптации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Психолого-педагогические традиции изучения адаптации к школьному обучению....….……..................................................................6-26
1.1. Психологическая сущность понятий «адаптация» и «дезадаптация»...6-12
1.2. Психологическая готовность как основная предпосылка успешной адаптации к школьному обучению…………………………………….……12-19
1.3. Факторы и условия адаптации к школьному обучению ……………..20-26
Глава 2. Школьная дезадаптация как комплексное психолого-педагогическое явление……………………………………………………..............................27-42
2.1. Понятие и этиология психологической дезадаптации…………….…27-31
2.2. Виды, формы и уровни школьной дезадаптации………………….….32-37
2.3. Особенности психологической дезадаптации первоклассников …….37-42
Глава 3. Экспериментальное изучение психолого-педагогических условий, оказывающих влияние на школьную адаптацию и дезадаптацию……..…43-77
3.1. Цели, задачи и база проведения исследования……………………...…….43
3.2. Описание исследовательских методов и методик………………….…44-56
3.3. Анализ и обсуждение результатов констатирующего этапа эксперимента…………………………………………………………………57-62
3.4. Формирующий этап эксперимента……………………………..………62-71
3.5. Анализ и обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента..71
3.6. Рекомендации учителю по профилактике и коррекции школьной дезадаптации……………………………………………………………..…..75-79
Заключение…..…………………………………………………………….…80-83
Список литературы…….. …………………………………………………...84-87

Вложенные файлы: 1 файл

27 Никитина диплом.doc

— 809.50 Кб (Скачать файл)

Анализируя проведенное исследование можно сделать следующие выводы: что комплекс разработанных мероприятий повышает уровень адаптации первоклассников и помогает им скорее привыкнуть к обучению в школе и позволяет достигнуть положительного результата школьной адаптации. Более сильной детерминантой положительной адаптации является ситуация начала интеллектуальной деятельности как части учебной деятельности в привычных условиях сложившихся социальных структур и эмоционального фона.  Социально-психологическая адаптация учащихся затруднена в условиях ее связи с интеллектуальными и эмоциональными компонентами адаптации при одновременном отсутствии эмоционального сопровождения интеллектуальных процессов.

 Учебная мотивация является  значительным фактором, влияющим  на адаптационные процессы. Неразвитость  внутренних мотивов учения, а  также широко представленные  отрицательные мотивы у учеников  замедляют и ухудшают не только  их социально-психологическую, но и интеллектуальную и эмоциональную адаптацию. На общий результат школьной адаптации оказывают влияние внешние факторы в виде условии обучения, отношения и представлений родителей и учителей.

 

 

Заключение

 

Адаптация к школе – довольно длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты.

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития.

Термином «школьная дезадаптация» фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе обучения. В настоящее время подобные затруднения испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к росту их количества. [3] 

 Школьная дезадаптация – это результат социально-психологических отклонений в развитии ребенка, становлении его способности к успешному овладению знаниями, умениями, навыками, активному общению и взаимодействию в учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с окружающим миром. Школьная дезадаптация осложняет социализацию ребенка и может приводить к необратимым последствиям.

Современные социально-экономические условия предъявляют строгие требования к образованию молодого поколения как интеллектуального, профессионального и духовного потенциала страны. Эффективность образовательного процесса и сохранение нравственного и психического здоровья учащихся в учреждениях образования, и прежде всего в школе, зависят от того, как быстро ребенок адаптируется к новым условиям существования.

В своей статье Александр Филимонов, корреспондент Сибкрай.ru, приводит данные по школам . Исследования показали, что большинству новосибирских первоклассников удается легко адаптироваться к школьным будням. Около 84% детей рассказывали своим родителям о  том, как проходят их школьные дни, 97% первоклассников удалось завести в классе друзей, что также говорит об успешной адаптации ребенка к школе. По мнению учителей, 99% детей приспособились к школьному режиму. Специалисты также отметили, что с походом в школу дети начали чувствовать себя взрослее.

Школа внесла в жизни первоклассников и их родителей и другие изменения. У 16% детей ухудшился аппетит, 19% стали просыпаться с трудом, 7% первоклассников жалуются на усталость и 5% на головную боль. Кроме того, 4% родителей указали, что дети плохо переносят езду в транспорте, и 1% заметили такое появившееся недомогание, как тошноту. 12,5% родителей уверены, что их детям необходим дневной сон. То есть нельзя говорить о высоком уровне школьной адаптации первоклассников.

Проведенное психологическое исследование школьной адаптации и дезадаптации подтвердило основные положения гипотез. Проведение проективных методик и анкетирование показали, что успешная адаптация к школьному обучению связана с низким или средним уровнем тревожности познавательной и мотивационной готовности первоклассников, а также с наличием у детей внутренней позиции школьника. В ходе исследования был проведен формирующий этап эксперимента, в рамках данного этапа был разработан и апробирован комплекс упражнений, направленный на снижение уровня дезадаптации первоклассников. Реализация специального комплекса упражнений позволяет снизить уровень школьной дезадаптации первоклассников, что можно проследить по динамике уровня адаптации (см. п.3.5)

В ходе решения поставленных в дипломной работе задач, получены следующие результаты и выводы:

1. Было изучено и проанализировано понятие и сущность психологической адаптации и дезадаптации. Школьная адаптация - это сложное системно-структурное образование, включающее в себя психофизиологический, психологический и социальный уровень организации взаимосвязи личности со средой. Любые нарушения равновесия между ребенком и средой вызывают отрицательные эмоциональные переживания, которые побуждают его искать и развивать те формы поведения и деятельности, те свойства и качества, которые необходимы для утраченного равновесия, т.е. дезадаптация, а нахождение конструктивного решения появляющихся проблем – цель ребенка, родителя и учителя.[8]

2. Были рассмотрены особенности адаптации и дезадаптации первоклассников к школьному обучению. Рассмотрено понятие «психологической готовностью» к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

3. Были подобраны диагностические методики и проведены эмпирическое исследование условий успешной адаптации к школе, которые помогли  сделать следующий вывод, что дети со средним уровней адаптации имеют недостаточную мотивацию, их отношение к школе связано преимущественно интересом ребенка к внешней атрибутике школьной жизни. У детей с низким уровнем адаптации либо также недостаточно сформирована внутренняя позиция школьника, либо дети не проявляют интереса к школе, что замедляют и ухудшают адаптацию первоклассников.

4. Был разработан комплекс коррекционных  мероприятий по снижению уровня  дезадаптации первоклассников, который можно проследить по динамике представленной в исследовании.

5. Составлены рекомендации по  профилактике и коррекции школьной  дезадаптации, которые может использовать  в своей работе учитель начальных  классов или школьный психолог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абрамов П.С. Возрастная психология. – М: Развитие, 2003. - 704 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Воспитательное и образовательное формирование оценки учения школьника.- М.: Развитие, 2004. – 75 с.
  3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. – М.: Развитие, 2000. – 188 с.
  4. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – Новосибирск: Наука, 2000. – 132 с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. – М.: Просвещение, 2006. – 155 с.
  6. Бреслау Г.М. Пограничные варианты нормы в онтогенезе личности // «Методологическая проблема исследования функций мозга». – М.: Наука, 2004. – с.77.
  7. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: Развитие, 2006. – с.122.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  9. Венгер А.Л. Хорошо ли вашему ребенку  в школе? // Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А.А. – М.: Развитие,  2007. 188 с.
  10. Венгер Л.А., МарцинковскаяТ.Д., Венгер А.Л., Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.
  11. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Наука, 2004. – с.304.
  12. Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М.: Пресса,  2001. – с.66.
  13. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – СПб: Питер, 2002. – с.88.
  14. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Успенская Т.Ю. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: её основные причины и подходы к диагностике // Неврологический журнал. 2008, № 6, с. 13–17.
  15. Зеленова М.Е. Психологически особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: дис. канд. псих. наук.- М., 1992.
  16. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / Вопросы психологии, 2004, № 4. – с.11.
  17. Коломинский Я.Л., Панько А.А. Психологическая готовность к школе. – М.: Наука, 2005. – 233 с.
  18. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
  19. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – СПб: Питер, 2004. – с.109.
  20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. – Спб: Медицина, 2003. – с.34.
  21. Лусканова Н.Г. Основные проявления и факторы школьной дезадаптации. – М.: 1993
  22. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – СПб: Питер, 2003. С.
  23. Новикова Е.В. Психологическая коррекция школьной дезадаптации // Психологические проблемы индивидуальности. – СПб: Радуга, 2005. – с.306.
  24. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М., 1995, с. 112-122
  25. Саморазрушающее поведение у подростков.  /  Под ред. А.Е. Личко, Ю.В. Попова. – СПб.: Изд-во Инст . им. Бехтерева, 2001. – с.309.
  26. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). – М.: Изд-во МГУ, 2008. – с.201.
  27. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. Пособие для учителей и родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – с.88.
  28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Просвещение, 2005. – с.95-98.
  29. Соловьева Д.Ю. Программа исследования адаптации первоклассников// Школьный психолог.2008.№19.с.15-20
  30. Формирование образа «Я - будущий школьник» у детей пяти-семи лет как педагогическая проблема. // Начальная школа, №10. – 2004.
  31. Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г.
  32. Шибаева Л.В.  Программы психологической реабилитации школьников. – М.: 1983
  33. Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов.- М.: Вентана-Граф, 2013.- 160с.- (Современное образование)
  34. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Ведение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. – М., 2010.
  35. Шкуричева Н.А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная школа. – 2008. -№8.
  36. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: учебно-методическое пособие. Гродно: ГрГу, 2012.
  37. Эльконин Д.Б. Развитие речи//Психология детей дошкольного возраста/под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. М. 1964
  38. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: учебное посибие для преподавателей и студентов. –М., 1998.-с. 42-43
  39. Юзефавичус Т. А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: учеб.пособие для преподавателей и студентов. – М., 2005. – С. 42-43
  40. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Иматан, 2008.

 


 



Информация о работе Психолого-педагогические условия адаптации и дезадаптации к школьному обучению старших дошкольников