Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 00:24, курсовая работа
Цель работы – определение психолого-педагогических условий, способствующих и препятствующих успешной адаптации к школьному обучению.
В связи с поставленной целью можно обозначить следующие задачи исследования:
1) изучить и проанализировать понятие и сущность психологической адаптации и дезадаптации;
2) рассмотреть особенности адаптации и дезадаптации первоклассников к школьному обучению;
3) подобрать диагностические методики и провести эмпирическое исследование условий успешной адаптации к школе;
4) разработать комплекс коррекционных мероприятий по снижению уровня дезадаптации первоклассников;
5) составить рекомендации по профилактике и коррекции школьной дезадаптации.
Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Психолого-педагогические традиции изучения адаптации к школьному обучению....….……..................................................................6-26
1.1. Психологическая сущность понятий «адаптация» и «дезадаптация»...6-12
1.2. Психологическая готовность как основная предпосылка успешной адаптации к школьному обучению…………………………………….……12-19
1.3. Факторы и условия адаптации к школьному обучению ……………..20-26
Глава 2. Школьная дезадаптация как комплексное психолого-педагогическое явление……………………………………………………..............................27-42
2.1. Понятие и этиология психологической дезадаптации…………….…27-31
2.2. Виды, формы и уровни школьной дезадаптации………………….….32-37
2.3. Особенности психологической дезадаптации первоклассников …….37-42
Глава 3. Экспериментальное изучение психолого-педагогических условий, оказывающих влияние на школьную адаптацию и дезадаптацию……..…43-77
3.1. Цели, задачи и база проведения исследования……………………...…….43
3.2. Описание исследовательских методов и методик………………….…44-56
3.3. Анализ и обсуждение результатов констатирующего этапа эксперимента…………………………………………………………………57-62
3.4. Формирующий этап эксперимента……………………………..………62-71
3.5. Анализ и обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента..71
3.6. Рекомендации учителю по профилактике и коррекции школьной дезадаптации……………………………………………………………..…..75-79
Заключение…..…………………………………………………………….…80-83
Список литературы…….. …………………………………………………...84-87
Анализируя проведенное исследование можно сделать следующие выводы: что комплекс разработанных мероприятий повышает уровень адаптации первоклассников и помогает им скорее привыкнуть к обучению в школе и позволяет достигнуть положительного результата школьной адаптации. Более сильной детерминантой положительной адаптации является ситуация начала интеллектуальной деятельности как части учебной деятельности в привычных условиях сложившихся социальных структур и эмоционального фона. Социально-психологическая адаптация учащихся затруднена в условиях ее связи с интеллектуальными и эмоциональными компонентами адаптации при одновременном отсутствии эмоционального сопровождения интеллектуальных процессов.
Учебная мотивация является
значительным фактором, влияющим
на адаптационные процессы. Неразвитость
внутренних мотивов учения, а
также широко представленные
отрицательные мотивы у
Заключение
Адаптация к школе – довольно длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную.
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития.
Термином «школьная дезадаптация» фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе обучения. В настоящее время подобные затруднения испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к росту их количества. [3]
Школьная дезадаптация – это результат социально-психологических отклонений в развитии ребенка, становлении его способности к успешному овладению знаниями, умениями, навыками, активному общению и взаимодействию в учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с окружающим миром. Школьная дезадаптация осложняет социализацию ребенка и может приводить к необратимым последствиям.
Современные социально-экономические условия предъявляют строгие требования к образованию молодого поколения как интеллектуального, профессионального и духовного потенциала страны. Эффективность образовательного процесса и сохранение нравственного и психического здоровья учащихся в учреждениях образования, и прежде всего в школе, зависят от того, как быстро ребенок адаптируется к новым условиям существования.
В своей статье Александр Филимонов, корреспондент Сибкрай.ru, приводит данные по школам . Исследования показали, что большинству новосибирских первоклассников удается легко адаптироваться к школьным будням. Около 84% детей рассказывали своим родителям о том, как проходят их школьные дни, 97% первоклассников удалось завести в классе друзей, что также говорит об успешной адаптации ребенка к школе. По мнению учителей, 99% детей приспособились к школьному режиму. Специалисты также отметили, что с походом в школу дети начали чувствовать себя взрослее.
Школа внесла в жизни первоклассников и их родителей и другие изменения. У 16% детей ухудшился аппетит, 19% стали просыпаться с трудом, 7% первоклассников жалуются на усталость и 5% на головную боль. Кроме того, 4% родителей указали, что дети плохо переносят езду в транспорте, и 1% заметили такое появившееся недомогание, как тошноту. 12,5% родителей уверены, что их детям необходим дневной сон. То есть нельзя говорить о высоком уровне школьной адаптации первоклассников.
Проведенное психологическое исследование школьной адаптации и дезадаптации подтвердило основные положения гипотез. Проведение проективных методик и анкетирование показали, что успешная адаптация к школьному обучению связана с низким или средним уровнем тревожности познавательной и мотивационной готовности первоклассников, а также с наличием у детей внутренней позиции школьника. В ходе исследования был проведен формирующий этап эксперимента, в рамках данного этапа был разработан и апробирован комплекс упражнений, направленный на снижение уровня дезадаптации первоклассников. Реализация специального комплекса упражнений позволяет снизить уровень школьной дезадаптации первоклассников, что можно проследить по динамике уровня адаптации (см. п.3.5)
В ходе решения поставленных в дипломной работе задач, получены следующие результаты и выводы:
1. Было изучено и проанализировано понятие и сущность психологической адаптации и дезадаптации. Школьная адаптация - это сложное системно-структурное образование, включающее в себя психофизиологический, психологический и социальный уровень организации взаимосвязи личности со средой. Любые нарушения равновесия между ребенком и средой вызывают отрицательные эмоциональные переживания, которые побуждают его искать и развивать те формы поведения и деятельности, те свойства и качества, которые необходимы для утраченного равновесия, т.е. дезадаптация, а нахождение конструктивного решения появляющихся проблем – цель ребенка, родителя и учителя.[8]
2. Были рассмотрены особенности адаптации и дезадаптации первоклассников к школьному обучению. Рассмотрено понятие «психологической готовностью» к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
3. Были подобраны диагностические методики и проведены эмпирическое исследование условий успешной адаптации к школе, которые помогли сделать следующий вывод, что дети со средним уровней адаптации имеют недостаточную мотивацию, их отношение к школе связано преимущественно интересом ребенка к внешней атрибутике школьной жизни. У детей с низким уровнем адаптации либо также недостаточно сформирована внутренняя позиция школьника, либо дети не проявляют интереса к школе, что замедляют и ухудшают адаптацию первоклассников.
4. Был разработан комплекс
5. Составлены рекомендации по
профилактике и коррекции
Список литературы