Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 00:24, курсовая работа
Цель работы – определение психолого-педагогических условий, способствующих и препятствующих успешной адаптации к школьному обучению.
В связи с поставленной целью можно обозначить следующие задачи исследования:
1) изучить и проанализировать понятие и сущность психологической адаптации и дезадаптации;
2) рассмотреть особенности адаптации и дезадаптации первоклассников к школьному обучению;
3) подобрать диагностические методики и провести эмпирическое исследование условий успешной адаптации к школе;
4) разработать комплекс коррекционных мероприятий по снижению уровня дезадаптации первоклассников;
5) составить рекомендации по профилактике и коррекции школьной дезадаптации.
Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Психолого-педагогические традиции изучения адаптации к школьному обучению....….……..................................................................6-26
1.1. Психологическая сущность понятий «адаптация» и «дезадаптация»...6-12
1.2. Психологическая готовность как основная предпосылка успешной адаптации к школьному обучению…………………………………….……12-19
1.3. Факторы и условия адаптации к школьному обучению ……………..20-26
Глава 2. Школьная дезадаптация как комплексное психолого-педагогическое явление……………………………………………………..............................27-42
2.1. Понятие и этиология психологической дезадаптации…………….…27-31
2.2. Виды, формы и уровни школьной дезадаптации………………….….32-37
2.3. Особенности психологической дезадаптации первоклассников …….37-42
Глава 3. Экспериментальное изучение психолого-педагогических условий, оказывающих влияние на школьную адаптацию и дезадаптацию……..…43-77
3.1. Цели, задачи и база проведения исследования……………………...…….43
3.2. Описание исследовательских методов и методик………………….…44-56
3.3. Анализ и обсуждение результатов констатирующего этапа эксперимента…………………………………………………………………57-62
3.4. Формирующий этап эксперимента……………………………..………62-71
3.5. Анализ и обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента..71
3.6. Рекомендации учителю по профилактике и коррекции школьной дезадаптации……………………………………………………………..…..75-79
Заключение…..…………………………………………………………….…80-83
Список литературы…….. …………………………………………………...84-87
Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".
Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь".
Инструкция 4: " Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа".
Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи".
При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).
Обычно задаются вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.
При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?" и т.п.).
Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь .5. билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок
Обработка теста "Рисунок семьи" проводился по следующей схеме:
Таблица №3
Обработка теста "Рисунок семьи"
№ |
Выделяемые признаки |
Отметки о наличии признаков |
1. |
Общий размер рисунка |
|
2. |
Количество членов семьи |
|
3. |
Соответствующие размеры членов семьи |
|
мать |
||
отец |
||
сестра, брат |
||
дедушка, бабушка… |
||
4. |
Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними |
|
5. |
Наличие животных |
|
6. |
Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т.д. метафорическое изображение в движении, действии |
|
7. |
Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 ...) |
|
Степень аккуратности исполнения |
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.
Интерпретация теста "Рисунок семьи"
На основании особенностей изображения можно определить: 1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;
2) особенности состояния ребенка
во время рисования. Наличие сильной
штриховки, маленькие размеры часто
свидетельствуют о неблагоприят
3) особенности внутрисемейных
В рисунках (по Л. Корману) анализируют:
а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);
б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).
Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: "Кто в семье самый плохой?"), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?"), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.
Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
4) «Наличие внутренней позиции школьника» (анкета разработанная лицеем № 5 г Краснодар…) (см. приложение 2)
А – ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла)
Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности (1 балл)
В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия (0 баллов)
Таблица №4
Вопросы беседы |
Варианты ответов |
Баллы |
1.Хочешь ли ты каждый день идти в школу? |
А- очень хочу Б- так себе, не знаю В- не хочу |
2 1 0 |
2. Почему ты хочешь идти в школу? |
А- хочу хорошо читать, писать, стать грамотным, умным, много знать Б- мне нравиться приносить в школу новые вещи и показывать их ребятам В- мне нравиться играть с ребятами на перемене |
2
1
0 |
3.Как ты выполняешь домашнее задание? |
А- сам решаю задачи, делаю упражнения Б- жду, когда придут родители и делаю уроки с ними В- часто забываю сделать уроки, потому что играю и смотрю телевизор |
2 1
0 |
4.Что тебе нравиться в школе? |
А- уроки, школьные занятия Б- перемены, учительница, оформление класса В- друзья, с которыми гуляю и провожу свободное время |
2 1 0 |
5.Если бы ты не учился, то чем бы ты занимался? |
А- писал, читал, решал задачи Б- рисовал, конструировал В- играл, гулял, помогал маме |
2 1 0 |
Результаты
10-9 баллов – говорит о школьно-
3.3. Анализ и обсуждение
результатов констатирующего
Проективная методика «Школа зверей» дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимулирующего материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Данные, полученные с помощью проективной методики «Школа зверей», можно представить в виде следующей таблицы:
Таблица №5
Результаты исследования по методике «Школа зверей»
Уровень адаптации |
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
Экспериментальная группа |
8 |
28 |
16 |
55 |
5 |
17 |
Контрольная группа |
6 |
24 |
15 |
60 |
4 |
16 |
Рис.3. Результаты исследования по методике «Школа зверей»
Таким образом, мы видим наличный уровень адаптации у детей первых классов (двух групп).
Рис.4. Сравнительные результаты исследования по методике «Школа зверей»
Большую часть составляют дети с средним уровнем адаптации (55% и 60%). 16 и 17 процентов детей с низким уровнем адаптации. Преимущественно на этих детей и должен быть направлен комплекс коррекционных мероприятий по повышению уровня адаптации. (см. приложение 3)
Цель: определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности, изучить факторы, способствующие или препятствующие адаптации.
Данный этап реализовался с помощью теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), в зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Рис.5. Сравнительные результаты исследования с помощью теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).