Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:03, дипломная работа
Краткое описание
Актуальность исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3 ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1.Проблема девиантного поведения в современной литературе……….…..8 1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков………….24 1.3.Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..32 ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2.1. Организация исследования…………………………………………………46 2.2. Методика проведения исследования………………………………………48 2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..58 ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….73 3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..76 3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………103 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...117 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
4. Шкала склонности к самоповреждающему
и саморазрушающему поведению. Высокие
показатели свидетельствуют о том, что
испытуемый склонен к риску и причинении
себе ущерба. Низкие показатели указывают
на то, что подросток не испытывает стремление
к саморазрушающему и самоповреждающему
поведению.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию.
Высокие показатели свидетельствуют о
том, что подростки испытывают склонность
к агрессии и насилию по отношению к другим
людям. Низкий показатель говорит о том,
что данная склонность не выраженная.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных
реакций. Высокий показатель свидетельствует
о том, что подросток не способен контролировать
эмоциональные реакции, о низком уровне
волевого контроля. Низкий показатель
свидетельствует о том, что подросток
способен управлять своими эмоциональными
реакциями, разить волевой контроль.
7. Шкала склонности к деликвентному поведению.
Высокий показатель свидетельствует о
том, что личность способна совершить
противоправное поведение. Низкий показатель
говорит и наименьшей вероятности проявления
данного поведения.
8. Шкала принятия женской социальной роли.
Это шкала используется только для лиц
женского пола. Высокие показатели свидетельствуют
о том, что женские социальные роли не
принимаются. Низкие показатели говорят
о том, что женская социальная роль принята.
Некоторые
пункты опросника входят одновременно
в несколько шкал.
В исследовании
испытуемым предлагается прочесть утверждения
и решить, верны ли данные утверждения
по отношению к ним. Если верны, то на бланке
ответов рядом с номером, соответствующим
утверждению, квадратике по обозначением
«Да» поставить крестик или галочку. Если
они не неверны, то поставить крестик или
галочку в квадратике под обозначением
«Нет».
Результаты
мужского и женского варианта обрабатываются
с помощью разных ключей, но процедура
подсчета баллов одинакова. Каждому ответу,
в соответствии с ключом определенного
варианта, присваивается один балл. Затем
по каждой шкале подсчитывается суммарный
балл. Этот суммарный балл сравнивается
с оценочными результатами по шкалам,
которые сведены в таблице (см. приложение).
Оценочная
таблица дает возможность определить
у подростков склонность к той или иной
девиации.
Для
выявления уровня агрессивности используем
опросник Басса-Дарки.
Агрессивные
проявления можно разделить на два основных
типа: мотивационная агрессия, или агрессия
как самоценность и инструментальная
агрессия, как средство. (При этом подразумевают,
что оба вида агрессии могут проявляться
как под контролем сознания, так и вне
его и сопряжены с эмоциональными переживаниями
– гневом, враждебностью и т.д.).
Практических
психологов в большей степени должна интересовать
мотивационная агрессия как прямое проявление
реализации присущих деятельности деструктивных
тенденций. Определив уровень таких деструктивных
тенденций, можно с большой степень вероятности
прогнозировать возможность проявления
открытой мотивационной агрессии. Одной
из известных диагностических процедур
является опросник Басса-Дарки.
А. Басс,
воспринявший ряд положений своих предшественников,
выделил понятия «агрессия» и «враждебность»
и определил последнюю как акцию, развивающую
негативные чувства и негативные оценки
людей, событий. Создавая свой опросник,
дифференцирующий проявления агрессии
и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили
следующие виды реакции:
1. Физическая
агрессия – использование физической
силы против другого лица.
2. Косвенная
агрессия – агрессия, окольным
путем направленная на другое
лицо или ни на кого не
направленная.
3. Раздражение
– готовность к проявлению
негативных чувств при малейшем
возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм
– оппозиционная манера поведения
от пассивного сопротивления
до активной борьбы против
установившихся обычаев и законов.
5. Обида
– зависть и ненависть к
окружающим за действительные
и вымышленные действия.
6. Подозрительность
– в диапазоне от недоверия
и осторожности по отношению
к людям до убеждения в том,
что другие люди планируют
и приносят вред.
7. Вербальная
агрессия – выражение негативных
чувств как через форму (крик,
визг), так и через содержание
словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство
вины – возможное убеждение
субъекта, что он является плохим
человеком, что поступает зло, а
также ощущаемые им угрызения
совести.
При
составлении опросника авторы пользовались
следующими принципами:
-вопрос
может относится только к одной
форме агрессии;
-вопросы
формулируются таким образом, чтобы
максимально ослабить влияние
общественного одобрения ответа
на вопрос.
Опросник
состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый
отвечает «да» или «нет» (см. Приложение).
Опросник
выявляет следующие формы агрессивных
и враждебных реакций:
Физическая
агрессия (нападение)
Косвенная
агрессия
Склонность
к раздражению (раздражение)
Негативизм
Обида
Подозрительность
Вербальная
агрессия
Кроме
того, выделяется восьмой пункт – угрызения
совести, чувство вины. Ответы на вопросы
этой шкалы выражают сдерживающее влияние
вины на проявление форм поведения, которые
обычно запрещаются нормами общества.
Этот пункт выражает степень убеждения
обследуемого в том, что он является плохим
человеком, совершающим неправильные
поступки, наличие у него угрызений совести.
Обработка
опросника Басса-Дарки производится при
помощи индексации различных форм агрессивных
и враждебных реакций (см. Приложение).
Таким
образом, в диагностической работе с подростками
психологическая информация о видах девиантного
поведения может быть получена при использовании
патохарактерологического опросника
А.Е. Личко, опросника склонности к отклоняющемуся
поведению разработанного Вологодским
центром и диагностика агрессивности
Басса-Дарки.
2.3. Анализ результатов исследования
В исследовании
принимали участие 40 подростков в возрасте
13-14 лет. Учащиеся средних общеобразовательных
учреждений № 27 и № 149 Советского и Ленинского
районов г. Челябинска.
По результатам
диагностики проведенной методики А.Е.
Личко нами были выявлены типы акцентуаций
характера. Для сопоставления, полученные
данные по каждой шкале были составлены
диаграммы отраженные на рис. 1, 2.
Рис. 1. Типы акцентуаций
характера учащихся экспериментальной
и контрольной групп
По данному
рисунку видно, что у контрольной группы
выявились следующие типы акцентуаций
характера: 4 – гипертивных типа; 10 – эпилептоидных
типа; 2 – неустойчивых типа; 4 – эпилептоидно-неустойчивых
типов.
По рисунку
1 видно, что у экспериментальной группы
испытуемых проявились следующие типы
акцентуаций характера: 5 – гипертивных
типов; 10 – эпилептоидных типа; 2 – неустойчивых
типа; 3 – эпилептоидно-неустойчивых типов.
Эпилептоидный
тип проявился у 10-ти испытуемых из контрольной
группы и у 10-ти учащихся из экспериментальной
группы. Анализ суждений показал, что у
большинства из 18 бывают приступы мрачной
раздражительности, во время которых достается
окружающим. По теме «отношение к друзьям»
превалирует суждение, что многие испытуемые
верят дружбу с выгодой. У 4 из 16 подростков
было суждение, что жизнь научила их не
быть откровенными даже с друзьями. Но
хотя многие испытуемые мечтают о таком
друге, который сумел бы их выслушать,
подбодрить, успокоить.
По теме
«отношение к спиртным напиткам» у всех
20-ти испытуемых предполагается склонность
к алкоголизации: «люблю выпить в веселой,
хорошей компании; спиртным я стараюсь
заглушить приступ плохого настроения».
Из списка
суждений «отношение к приключениям и
риску» испытуемые выбрали, что они любят
всякие приключения, охотно идут на риск.
Подростки
выразили следующее отношение к правилам
и законам: когда правила и законы мешают
им, это вызывает у них раздражение или
для интересного и заманчивого дела всякие
правила и законы можно обойти.
Эти
суждения характерны для эпилептоидного
типа. Главной чертой этого типа является
склонность к состояниям злобно-тоскливого
настроения с постоянно нарастающим раздражением
и поиском объекта, на котором можно было
бы сорвать зло. Характерна аффективная
взрывчатость. Лидерство проявляется
стремлением властвовать над сверстниками.
Им присуща склонность к азартным играм.
Алкогольное опьянение часто протекает
тяжело, с яростью.
Эпилептоидная
акцентуация является почвой для острых
аффективных реакций, ситуативно обусловленных
нарушений поведения, ранней алкоголизации.
Отсюда
можно сделать вывод: большинство выбранных
суждений испытуемыми и характерные черты
эпилептоидного типа совпали.
Гипертивный
тип проявился у 4-х учащихся контрольной
группы и у 5-ти подростков из экспериментальной
группы. Для этого типа характерно почти
всегда хорошее настроение. Эта черта
подтверждается выбранными суждениями
испытуемых, они отмечают, что у них настроение
как правило всегда очень хорошее.
Неудачи
могут вызвать бурную реакцию, но неспособны
надолго выбить из колеи. Эта черта проявилась
четко и у наших испытуемых они отмечают,
что неудачи у них вызывают протест и негодование.
Для
этого типа характерной чертой является
любовь к риску и авантюре. Испытуемых
так же привлекает риск и приключения.
Они
всегда тянуться в компанию, тяготятся
и плохо переносят одиночество. Подростки
отметили, что они не переносят одиночество
и всегда стремятся быть среди людей.
Гипертивные
подростки когда протестуют, взрываются
гневом, их агрессивность направлена вовне,
на окружающих людей или вещи; в более
серьезных случаях их протест всегда действенный
(они как-то поступают, а не говорят).
Они
не переносят однообразной обстановки,
монотонного труда, требующего тщательной
кровопролитной работы, или резкого ограничения
общения, угнетает одиночество или вынужденное
безделье. Подростки этого типа неспособны
долго сосредоточиваться на каком-либо
конкретном деле или мысли, постоянная
спешка, перескакивание с одного дела
на другое, неорганизованность, фамильярность,
легкомысленность, готовность на безудержный
риск, грубость, склонность к аморальным
поступкам.
Таким
образом, выбранные суждения подростками
подтвердили характерные черты данного
типа.
Неустойчивый
тип выявился у двоих учащихся контрольной
группы и у двоих учащихся экспериментальной
группы. Главная черта этого типа – нежелание
трудиться: ни работать, ни учиться, постоянная
сильная тяга к развлечениям, удовольствию,
праздности. Это черта подтверждается
выбранным суждением подростков, что они
любят вместо школьных занятий отправиться
с товарищами погулять.
К своему
будущему равнодушны, планов не строят,
живут настоящим. Испытуемые в теме «отношение
к будущему» выбрали, что не любят раздумывать
о своем будущем.
Реакция
группирования проявляется в раннем тяготении
к уличным асоциальным компаниям. Неспособные
сами занять себя, плохо переносят одиночество
и в этих компаниях прежде всего ищут места
для развлечений. Это подтверждает выбор
суждения испытуемых, что одиночество
не переносят и стремятся быть среди людей.
Отталкивающие
черты характера неустойчивого типа: безволие,
тяга к пустому времяпрепровождению и
бездумным развлечениям, болтливость,
хвастливость, соглашательство, лицемерие,
трусость, безответственность. Неустойчивые
подростки никогда не протестуют в открытую;
обвиняют всех но не себя; с готовностью
обещают и никогда не держат слово. Их
протест неосознан, просто они делают
«как все».
Следовательно,
выбранные суждения подростками подтвердили
характерные черты неустойчивого типа
акцентуаций характера.
Эпилептоидно-неустойчивый
тип является аморальным типом акцентуаций
характера. Он формируется как следствие
напластования черт одного типа на эндогенное
ядро другого в силу неправильного воспитания.
Эпилептоидно-неустойчивый
тип проявляется у 4-х учащихся контрольной
группы и у 3-х учащихся экспериментальной
группы. Здесь сочетаются черты – властность,
тяжеловесность и ригидность эпилептоида
и стремление к легкому, бездумному, праздному
образу жизни, присущее неустойчивому
типу и нередко рассматриваемое как проявление
«слабоволия». Обычно такие подростки
начинают рано прогуливать школу и вслед
за этим интенсивно алкоголизироваться.
Эти
черты подтверждаются выбранными суждениями
подростков в теме «отношение к школе»,
что любят вместо школьных занятий погулять
с товарищами. У испытуемых предполагается
склонность к алкоголизации.
Следовательно,
выбранные испытуемыми суждения сгруппированные
по темам характерны чертам выявленных
типов акцентуаций характера.
В контрольной
группе 30% учащихся имеют высокий уровень
выраженности эпилептоидного типа, а 20%
имеют средний уровень. Гипертивный тип
у 20% учащихся имеет высокий уровень развития.
По неустойчивому типу 10% подростков имеют
высокий уровень выраженности, а у 20% подростков
имеющие эпилептоидно-неустойчивый тип
акцентуации, который имеет высокую степень
развития (см. таблицу).
В экспериментальной
группе 35% учащихся имеют высокий уровень
выраженности эпилептоидного типа, а у
15% имеют средний уровень. Гипертивный
тип у 25% учащихся имеет высокий уровень
развития. Неустойчивый тип у 10% учащихся
находится на высоком уровне развития,
а у 15% подростков эпилептоидно-неустойчивый
тип находится на высоком уровне развития.
По шкале
Ю.В. Попова – Н.Я. Иванова было определено,
что диагностируемые подростки входят
в группу риска социальной дезадаптации.
Полученные
результаты по диагностике склонности
отклоняющемуся поведению представлены
на рис. 2.
1. Шкала установки на социально – желательные
ответы.
2. Шкала склонности к преодолению норм
и правил.
3. Шкала склонности к аддитивному поведению.
4. Шкала склонности к самоповреждающему
и саморазрушающему поведению.