Психосоматические расстройства у детей и их коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Согласно нейропсихологии чтение, письмо, решение математических задач так же, как и устная речь, и ее понимание, представляют собой сложные функциональные системы, состоящие из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой специфический вклад в функционирование всей системы. Один и тот же компонент может входить в разные функциональные системы. Так, фонематический слух (возможность различать звуки речи) необходим для восприятия устной речи, письма, чтения, однако его роль в решении задач минимальна. Зрительный анализ, узнавание и запоминание зрительных образов букв и слов необходимы в первую очередь для чтения. Сопоставляя выполнение разных заданий, в том числе специальных тестов, имеющих разный набор компонентов, нейропсихолог выявляет сильные и слабые звенья высших психических функций ребенка и тем самым определяет механизмы его трудностей.

Вложенные файлы: 1 файл

6 Психосоматические расстройства у детей и их коррекция курсовая работа.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Четвертый принцип – системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.

Пятый принцип – организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении.

Это системная работа и системное  взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи, включающая:

– наблюдение и анализ возникающих проблем, определение  причин школьных трудностей;

– консультации специалистов;

– четкое определение целей и конкретных задач помощи;

– составление  индивидуального плана организации работы комплексной помощи (с учетом индивидуальных особенностей работоспособности и состояния здоровья);

– составление  индивидуального плана обучения (для детей с прогнозом школьных трудностей);

– опору  при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций (в системе специальных занятий);

– постепенность (пошаговость) освоения учебного материала;

– переход  к новому этапу обучения лишь после  полного освоения предыдущего (индивидуальный темп обучения);

– регулярное повторение пройденного материала;

– независимую  оценку результатов работы и функционального  состояния ребенка не реже двух раз  в год.

Главным условием эффективности помощи при  трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно вернуться к элементам предварительной подготовки, выяснить, все ли освоил ребенок. Если нет, надо начинать с того, что вызывает затруднение, так как неправильная посадка, неправильное положение ручки, неумение дифференцировать строку и т.п. могут стать непреодолимым препятствием в процессе обучения.

Необходим анализ процесса обучения. Например, ребенок  плохо пишет. Нужно, прежде всего, проверить, хорошо ли он освоил пройденные буквы. Если он пишет буквы легко и безошибочно, можно переходить к списыванию, письму под диктовку, но если написание букв вызывает затруднение, то нужно вернуться к этому этапу обучения и только освоив его переходить к следующему этапу.

Не  менее важным в процессе работы при  трудностях обучения является регулярное повторение пройденного материала. Мы рекомендуем кольцевой принцип: через 1–2 дня первый цикл повторения, через 10 дней – второй цикл повторения, через 4 недели – третий цикл. Это позволяет многократно возвращаться к тому, что вызывает затруднение, закреплять и восстанавливать в памяти.

Следует учитывать, что для повышения  эффективности усвоения нового материала  соотношение уже известного и  совсем неизвестного (нового) должно составлять 75% к 25%.

Помощь  при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому рекомендуется не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребенка у врача педиатра или психоневролога (особенно в тех случаях, когда отмечены неврозоподобные или невротические расстройства).

Итак, для коррекции трудностей обучения письму и чтению советуем придерживаться следующего плана:

Выбирая вариант и формы работы, сформулируйте  основную программу, проанализировав все спокойно, без эмоций.

Сформулируйте, что вы хотите изменить, чего хотите достичь за определенный период времени (например, за месяц) (выбирайте реальные цели и задачи).

Согласуйте  работу с психологом, логопедом, родителями, определив систему взаимодействия и характер помощи.

Выберите  вариант работы (это может быть дальнейшее наблюдение, изменение тактики работы, изменение стиля общения, специальные занятия и т.д.).

Эта программа годится при поверхностных  нарушениях чтения и письма.

В том  случае, если имеют место куда серьезные  нарушения, важно продумать серьезную программу коррекции.

Методологически данный подход к диагностике и коррекции опирается на базовые постулаты клинико-эволюционной системной парадигмы (А.Р.Лурия, К.Г.Юнг, Л.С. Выготский, П.К.Анохин, Л.А.Орбели и др.); нейропсихологические законы строения, развития и реабилитации  мозговой организации ВПС  А.Р.Лурия-Л.С.Цветковой и Э.Г.Симерницкой; научно-практические технологии телесно-ориентированной психотерапии (В.Райх, А.Лоуэн, Д.Боаделла и др); теоретические и научно-прикладные исследования А.В.Семенович, Б.А.Архипова; принцип «замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович, Б.А. Архипов).

Методически – на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных,  театральных и иных психотехник.

Нейропсихологическая  стратегия и тактика этой программы  реализована в методе  замещающего онтогенеза (МЗО) (Б.А.Архипов, А.В.Семенович, и др), где была разработана интегративная программа «Комплексное нейропсихологическое сопровождение ребенка».

Программа объединяет следующие базовые подходы:

  1. Нейропсихологический, включающий в себя дефектологические, логопедические и др. методы.
  2. Телесно-ориентированный
  3. Немедикаментозная иммунопрофилактика и коррекция психосоматического онтогенеза (детская Йога и Цигун, массаж, акупунктура, и т.д.)

Комплексная психомоторная коррекция представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга.

1-й ФБМ – блок  регуляции тонуса и бодрствования. Уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма. Здесь происходит закладка фундамента для формирования несущей вертикальной оси нейросоматической организации человека. Этот нейросоматический каркас формирует, контролирует и моделирует все соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Он опосредует статус и иерархию регуляторных уровней (непроизвольного и произвольного) поведения человека, их сонастройку и сбалансированность. Это уровень непроизвольной саморегуляции. На первых этапах  программы нейропсихологические и телесно-ориентированные психотехники, направленные на коррекцию и абилитацию 1-го ФБМ, имеют наибольший удельный вес.

Методы 1-го уровня направлены, на выявление дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга.

2-ой ФБМ – блок  приема, переработки и хранения  информации. Уровень заложенных и приобретенных навыков и автоматизмов в любой сфере, уровень операционального обеспечения сенсо-моторного взаимодействия с внешним миром. Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.

3-й ФБМ – блок программирования, регуляции и контроля – уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов. Построение перспективных планов, целей, задач, выбор способов и условий их реализации, контроль, коррекция ошибок. Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

Основополагающий принцип  программы – соотнесение современного статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые не были эффективно освоены.

В коррекционный  процесс поэтапно включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го  уровней.  Удельный вес и время применения тех  или иных методов варьируются в зависимости от исходного статуса ребёнка и возраста. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени  уделяется отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему уровню. Автоматизмы 2-го уровня ассимилируются в программы 2-го и 3-го уровней в качестве составляющей любого из упражнений. Коррекционные занятия проводятся с привлечением групповых и игровых факторов (3-й уровень).

Соответственно  применение методов разного уровня требует продуманной стратегии и тактики, основанной на дифференциально-диагностической нейропсихологической квалификации недостаточности, имеющейся у ребёнка.

Системный подход к коррекции психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу смежных методов. Межпредметные связи с педагогикой, логопедией, нейрофизиологией, возрастной психологией, этологические психотехники, используемые в детском возрасте, позволяют расширить рамки воздействия, оказываемого на развитие ребенка. Они помогают установить контакт с детьми, выбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания ребёнка, предупредить аномальное развитие его личности.

Апробация программы проводилась в период с 1999-2007 год   в МУ Центр развития личности «Оптиум-классик».

Цели программы - воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ).

Цели 1-го уровня: стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.

Задачи: оптимизация общего тонуса тела, проработка «проблемных зон». Развязывание синкинезий. Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий.

Цели 2-го уровня: формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.

Задачи: формирование сенсомоторных взаимодействий. Формирование пространственных представлений. Развитие целостного образа тела. Освоение внешнего и телесного пространства. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие ловкости, меткости.

Цели 3-го уровня: формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ.

Задачи: ритуалы, правила игры и роли. Коммуникативные навыки. Развитие памяти, внимания, логического и образного мышления. Причинно-следственные отношения. Последовательность. Произвольное внимание. Развитие навыков сотрудничества.

Принципы комплектования группы. Программа  представляет собой цикл занятий для детей и подростков, имеющих те или иные проблемы( моторная неловкость, трудности формирования пространственной организации. неустойчивость и истощаемость нервных процессов, снижение общей работоспособности, внимания, памяти, двигательная заторможенность и расторможенность, эмоционально-волевые проблемы, девиантное поведение, зависимости и  т.п.), которые мешают их адаптации в социуме

Коррекционная программа  рассчитана на 4-5 мес. (16-20 занятий по 1,5 часа + 2 занятия с родителями – перед курсом занятий и после него), при условии проведения занятий - 1 раз в неделю со специалистом и ежедневно дома. Однако, могут быть подобраны индивидуальная продолжительность и вид занятий в зависимости от имеющихся проблем. Занятия могут быть групповые и индивидуальные. Это зависит от особенностей ребёнка и коррекционных задач.

Состав  группы 6-8 человек. Такое количество детей позволяет в полной мере осуществить  принцип и индивидуального, и группового подхода, использовать сильные стороны каждого ребенка.

Дети  могут быть всех возрастов (и не только дети), начиная с 4-х лет с любым типом онтогенеза от нормы до патологии.

Упражнения,  выполняются в определённой последовательности – в соответствии с закономерностями нормального онтогенеза. Двигательные и когнитивные методы дополняют друг друга. Воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активацию в развитии всех высших психических функций, простраивает взамодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Создаётся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в обучении и овладении социальными навыками. Затем добавляется когнитивная часть коррекционной программы, также содержащая значительную часть телесно-ориентированных методов, при этом  обязательно учитывается динамика групповой и (или) индивидуальной  работы.

Данная  коррекционная программа представляет собой систему развития, а также  включает  новые адаптивные возможности  и  способствует дальнейшему гармоничному всестороннему развитию личности. Этот метод позволяет восполнить недостающие звенья в развитии, а значит, дает возможность ребенку быть успешным как в обучении, так и в дальнейшей жизни.

II раздел: Общая структура  занятий.

Первое занятие (1Р) – полноценное занятие с родителями или взрослым, который будет присутствовать на  занятии и выполнять задания  с ребенком дома. На каждом последующем  занятии обязательно присутствие взрослого (родителя).

Каждое занятие  включает в себя обязательные блоки  упражнений:

1. Разминка

2. Дыхательные упражнения

3. Растяжки

4. Глазодвигательные упражнения

5. Ползание

6. Релаксационные упражнения

Постепенно в результате двигательной коррекции происходит перераспределение и  простраивание функциональных связей головного мозга; активизация структур, с которыми  продолжается дальнейшая работа. Добавляются задания на сферу восприятия, на мышление, идет работа  с ритмами организма, с гностическими функциями (узнавание, выделение из фона, разные обводки, двуручные рисунки).

Информация о работе Психосоматические расстройства у детей и их коррекция