Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 17:58, курсовая работа
Цель: определить формы организации, методы педагогической работы, которые способствуют формированию учебной мотивации младших школьников с трудностями в обучении.
Задачи:
Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме формирования учебной мотивации у младших школьников;
Определить особенности формирования мотивации учения младших школьников;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ
Понятие «учебная мотивация» (Психологическая природа учебной мотивации)……………………………………………………………5
Факторы формирования учебной мотивации у детей…………….10
Выводы……………………………………………………………………...15
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего исследования…………16
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования………………22
2.3. Пути формирования учебной мотивации у младших школьников с трудностями в обучении…………………………………………………...26
Выводы……………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….30
Несоответствие заданной теме может указывать на:
а) отсутствие школьной мотивации и преобладай других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и проч. Это свидетельствует о незрелости школьной мотивации;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе; при этом учитывается сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:
а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. - свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации неучебного характера — школьное здание, ученик на перемене, ученики с портфелями и т. п. — свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе, и т. п. свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой направленности.
2.2. Анализ результатов
В исследование принимали участие 10 учащихся младших классов с трудностями в обучении:
Протоколы обследования прилагаются.
В результате диагностики учебной мотивации с помощью методики "Оценка уровня школьной мотивации" Лускановой Н. Г. получены результаты, представленные в таблице 2.1
Таблица 2.1 – Результаты диагностики учебной мотивации по методике Лускановой Н. Г.
Уровни развития школьной мотивации |
Количественный показатель |
Процентное соотношение учащихся с трудностями в обучении |
Высокая школьная мотивация |
30 баллов |
__________ |
Нормальная школьная мотивация |
20 баллов |
__________ |
Школа привлекает внеурочными сторонами |
15 баллов |
30% |
Низкая школьная мотивация |
10 баллов |
50% |
Негативное отношение к школе |
Ниже 10 баллов |
20% |
Из приведенной выше таблицы видно, что 20% детей негативно относятся к школе, 50% - имеют низкую школьную мотивацию и 30% детей школа привлекает внеучебными сторонами. Нормальных и высоких показателей из младших школьников с трудностями в обучении не показал никто.
В результате диагностики учебной мотивации с помощью проективного рисования получены результаты, представленные в таблице 2.2
Таблица 2.2 – Результаты диагностики учебной мотивации с помощью проективного рисования.
Уровень школьной мотивации |
Количественный показатель |
Процентное соотношение учащихся с трудностями в обучении |
Высокая школьная мотивация |
25-30 баллов |
__________ |
Хорошая школьная мотивация |
20-24 балла |
10% |
Школа привлекает внеурочными сторонами |
15-19 баллов |
70% |
Низкая школьная мотивация |
10-14 баллов |
20% |
Негативное отношение к школе |
Ниже 10 баллов |
____________ |
Из приведенной выше таблицы видно, что детей, негативно относящихся к школе, не выявлено, 20% - имеют низкую школьную мотивацию, 70% детей школа привлекает внеучебными сторонами, хорошую школьную мотивацию имеют 10% учащихся. Высоких показателей среди младших школьников с трудностями в обучении не показал никто.
Для удобства интерпретации результатов диагностики средние значения уровня школьной мотивации по двум методикам отражены в таблице 2.3
Таблица 2.3 – Показатели среднего значения результатов диагностики
Уровень мотивации |
Показатели учащихся по методике Лускановой |
Показатели учащихся по проективному рисованию |
Средний показатель |
Высокая школьная мотивация |
0 |
0 |
0 |
Нормальная школьная мотивация |
0 |
10% |
5% |
Школа привлекает внеурочными сторонами |
30% |
70% |
50% |
Низкая школьная мотивация |
50% |
20% |
35% |
Негативное отношение к школе |
20% |
0 |
10% |
Анализируя результаты диагностики по двум методикам, видно, что большинство детей (50%) показывают положительное отношение к школе, однако школа привлекает больше внеучебными сторонами. Дети благополучно чувствуют себя в школе, куда, однако, чаще приходят, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. На рисунках эти дети изображали здание школы или школьный стадион.
В среднем 35% детей имеют низкую школьную мотивацию. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебе. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В своих рисунках на школьную тему они изображали предметы, косвенно связанные со школой, а именно: тренажер для глаз, висящий над доской, аквариум в кабинете психолога и другое.
10% учащихся младших
классов с трудностями в
И лишь у 5% учащихся нормальная школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Таким образом, мы видим, что мотивация младшего школьника с трудностями в обучении имеет внешнюю направленность и привлекает детей в большинстве случаев (50%) внеучебными сторонами, 35% детей находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, имеют низкую мотивацию учения.
Для формирования положительного отношения к учению можно выделить следующие направления в работе учителя. Прежде всего учитель должен:
- заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
- создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
- шире опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;
- целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей;
-избегать в собственном стиле преподавания проявления таких «антистимулов», как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации, а также отрыва содержания обучения от личного опыта ребенка; не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);
-использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
-стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.); специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы; использовать проблемно-поисковые методы обучения.
С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию, необходимо проводить коррекционную работу по формированию:
- активной позиции школьника,
- положительного отношения,
- познавательного интереса.
Поддержание рабочего состояния ученика будет зависеть и от того, насколько удалось мотивировать его деятельность.
1.Результаты диагностики мотивации учения младших школьников с трудностями в обучении с помощью методики "Оценка уровня школьной мотивации" Лускановой Н. Г. позволили установить, что 20% детей негативно относятся к школе, 50% - имеют низкую школьную мотивацию и 30% детей школа привлекает внеучебными сторонами. Нормальных и высоких показателей из младших школьников с трудностями в обучении не показал никто.
2.Результаты диагностики мотив
3.Для интерпретации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Изучение литературы по проблеме развития учебной мотивации показывает, что мотивация формируется в процессе самой учебной деятельности. Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен младший школьник. Изменяя ее формы и содержание, можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать ее.