Пути формирования учебной мотивации у младших школьников с трудностями в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить формы организации, методы педагогической работы, которые способствуют формированию учебной мотивации младших школьников с трудностями в обучении.
Задачи:
Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме формирования учебной мотивации у младших школьников;
Определить особенности формирования мотивации учения младших школьников;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ
Понятие «учебная мотивация» (Психологическая природа учебной мотивации)……………………………………………………………5
Факторы формирования учебной мотивации у детей…………….10
Выводы……………………………………………………………………...15

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего исследования…………16
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования………………22
2.3. Пути формирования учебной мотивации у младших школьников с трудностями в обучении…………………………………………………...26
Выводы……………………………………………………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Несоответствие заданной теме может указывать на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладай других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и проч. Это свидетельствует о незрелости школьной мотивации;

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе; при этом учитывается сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:

а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. - свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;

б) ситуации неучебного характера — школьное здание, ученик на перемене, ученики с портфелями и т. п. — свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;

в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе, и т. п. свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой направленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов констатирующего исследования

 

В исследование принимали участие 10 учащихся младших классов с трудностями в обучении:

  1. Сарсенбеков Дмитрий 1 «А»
  2. Пономоренко Маргарита 2 «А»
  3. Савченко Евгений 2 «А»
  4. Мусская Виолетта 2 «В»
  5. Гапонова Екатерина 2 «В»
  6. Коренчук Олег 2 «В»
  7. Кривопущенко Даниил 3 «Б»
  8. Сенько Анастасия 3 «В»
  9. Демеш Павел 3 «А»
  10. Чесноков Максим 4 «Б»

Протоколы обследования прилагаются.

В результате диагностики учебной мотивации с помощью методики "Оценка уровня школьной мотивации" Лускановой Н. Г. получены  результаты, представленные в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 – Результаты диагностики учебной мотивации по методике Лускановой Н. Г.

Уровни развития школьной мотивации

Количественный показатель

Процентное соотношение учащихся с трудностями в обучении

Высокая школьная мотивация

30 баллов

__________

Нормальная школьная мотивация

20 баллов

__________

Школа привлекает внеурочными сторонами

15 баллов

30%

Низкая школьная мотивация

10 баллов

50%

Негативное отношение к школе

Ниже 10 баллов

20%


 

 

Из приведенной выше таблицы видно, что 20% детей негативно относятся к школе, 50% - имеют низкую школьную мотивацию и 30% детей школа привлекает внеучебными сторонами. Нормальных и высоких показателей из младших школьников с трудностями в обучении не показал никто.

В результате диагностики учебной мотивации с помощью проективного рисования получены результаты, представленные в таблице 2.2

 

Таблица 2.2 – Результаты диагностики учебной мотивации с помощью проективного рисования.

Уровень школьной мотивации

Количественный показатель

Процентное соотношение учащихся с трудностями в обучении

Высокая школьная мотивация

25-30 баллов

__________

Хорошая школьная мотивация

20-24 балла

10%

Школа привлекает внеурочными сторонами

15-19 баллов

70%

Низкая школьная мотивация

10-14 баллов

20%

Негативное отношение к школе

Ниже 10 баллов

____________


Из приведенной выше таблицы видно, что  детей, негативно относящихся  к школе, не выявлено, 20% - имеют низкую школьную мотивацию, 70% детей школа привлекает внеучебными сторонами, хорошую школьную мотивацию имеют 10% учащихся. Высоких показателей среди младших школьников с трудностями в обучении не показал никто.

Для удобства интерпретации результатов диагностики средние значения уровня школьной мотивации по двум методикам отражены в таблице 2.3

 

Таблица 2.3 – Показатели среднего значения результатов диагностики

Уровень мотивации

Показатели учащихся по методике Лускановой

Показатели учащихся по проективному рисованию

Средний показатель

Высокая школьная мотивация

0

0

0

Нормальная школьная мотивация

0

10%

5%

Школа привлекает внеурочными сторонами

30%

70%

50%

Низкая школьная мотивация

50%

20%

35%

Негативное отношение к школе

20%

0

10%


 

 

Анализируя результаты диагностики по двум методикам, видно, что большинство детей (50%) показывают положительное отношение к школе, однако школа привлекает больше внеучебными сторонами.  Дети благополучно чувствуют себя в школе, куда, однако, чаще приходят, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. На рисунках эти дети изображали здание школы или школьный стадион.

В среднем 35%  детей  имеют низкую школьную мотивацию. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебе. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В своих рисунках на школьную тему они изображали предметы, косвенно связанные со школой, а именно: тренажер для глаз, висящий над доской, аквариум в кабинете психолога и другое.

10% учащихся младших  классов с трудностями в обучении показали негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

И лишь у 5% учащихся нормальная школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Таким образом, мы видим, что мотивация младшего школьника с трудностями в обучении имеет внешнюю направленность и привлекает детей в большинстве случаев (50%)  внеучебными сторонами, 35% детей находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, имеют низкую мотивацию учения.

 

 

 

 

 

2.3. Пути формирования  учебной мотивации у младших  школьников с трудностями в обучении

 

Для формирования положительного отношения к учению можно выделить следующие направления в работе учителя. Прежде всего учитель должен:

- заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

- создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

- шире опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;

- целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей;

-избегать в собственном стиле преподавания проявления таких «антистимулов», как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации, а также отрыва содержания обучения от личного опыта ребенка; не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);

-использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

-стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.); специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы; использовать проблемно-поисковые методы обучения.

С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию, необходимо проводить коррекционную работу по формированию:

- активной позиции школьника,

- положительного отношения,

- познавательного интереса.

Поддержание рабочего состояния ученика будет зависеть и от того, насколько удалось мотивировать его деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

1.Результаты диагностики мотивации учения младших школьников с трудностями в обучении с помощью методики "Оценка уровня школьной мотивации" Лускановой Н. Г. позволили установить, что 20% детей негативно относятся к школе, 50% - имеют низкую школьную мотивацию и 30% детей школа привлекает внеучебными сторонами. Нормальных и высоких показателей из младших школьников с трудностями в обучении не показал никто.

2.Результаты диагностики мотивации учения младших школьников с трудностями в обучении с помощью проективного рисования позволили установить, что детей, негативно относящихся  к школе, не выявлено, 20% - имеют низкую школьную мотивацию, 70% детей школа привлекает внеучебными сторонами, хорошую школьную мотивацию имеют 10% учащихся. Высоких показателей среди младших школьников с трудностями в обучении не показал никто.

3.Для интерпретации результатов  диагностики по двум методикам  было подсчитано среднее значение  показателей. Это позволило сделать  вывод о том, что большинство детей (50%) показывают положительное отношение к школе, 35%  детей  имеют низкую школьную мотивацию,10% учащихся младших классов с трудностями в обучении показали негативное отношение к школе и лишь у 5% учащихся нормальная школьная мотивация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1.Изучение литературы по проблеме развития учебной мотивации показывает, что мотивация формируется в процессе самой учебной деятельности. Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен младший школьник. Изменяя ее формы и содержание, можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать ее.

Информация о работе Пути формирования учебной мотивации у младших школьников с трудностями в обучении