Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:51, отчет по практике
Дошкольное образовательное учреждение № 81, г. Краснодар, ул. Станкостроительная, д.3. Заведующая Чернышова Елена Викторовна. В детском саду работает творческий, профессиональный коллектив из 24 педагогов и специалистов, который имеет высокий образовательный ценз. Высшую категорию имеют 16 педагогов, 5 - 1-ю категорию, 3 педагога, с второй категорией. 18 педагогов имеют высшее образование, остальные средне специальное. В тесном контакте с воспитателями работают специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО.
1.Общие сведения об учебном учреждении
2.Работа психолога в ДОУ
3.Особенности психодиагностики дошкольников (рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи», методика «Выбери нужное лицо», тест «Родительское отношение к детям»)
4.Анкета для родителей
5.Анализ результатов исследования
6.Психокоррекционная работа. Обоснование выбора коррекционных мероприятий
7.Коррекционная программа по созданию психолого–педагогических условий для преодоления тревожностей для детей шестого года жизни в системе детско–родительских отношений
8.Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка
9. «Лист информации» для родителей
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
К рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
К рис.3 . Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».
К рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
К рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».
К рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
К рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
К рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис.13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
К рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».
Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе (табл. 1).
Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.
Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.
ИТ = Количество эмоционально негативных выборов / 14 * 100%
По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:
1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.
2. Средний
уровень тревожности. ИТ
3. Низкий
уровень тревожности. ИТ
В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка. Особенно высоким проективным значением в этой связи обладают рис.4 (одевание), 6 (укладывание в постель в одиночестве), 14 (еда в одиночестве). Дети, в этих ситуациях делающие отрицательные эмоциональные выборы, с высокой степенью вероятности будут обладать высоким ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 (ребёнок и мать с младенцем), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игнорирование) и рис. 11 (собирание игрушек), с большой вероятностью получат высокий или средний индекс ИТ.
Таблица 1
Протокол к методике «Выбери нужное лицо»
Имя ребенка:____________ Возраст ребенка:__________ Дата проведения обследования:_____________ | |||
Номер и содержание рисунка |
Высказывания ребенка |
Выбор лица | |
веселое |
печальное | ||
1. Игра с младшими детьми |
|||
2. Ребенок и мать с младенцем |
|||
3. Объект агрессии |
|||
4. Одевание |
|||
5. Игра со старшими детьми |
|||
6.
Укладывание спать в |
|||
7. Умывание |
|||
8. Выговор |
|||
9. Игнорирование |
|||
10. Агрессивное нападение |
|||
11. Собирание игрушек |
|||
12. Изоляция |
|||
13. Ребенок с родителями |
|||
14. Еда в одиночестве. |
Высокий уровень тревожности обнаружен почти у половины детей (49%), низкий – у 25% детей и средний – у 26% воспитанников.
Тест родительского отношения к детям А. Я. Варга и В. В. Столина.
Опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. В родительское отношение включается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник представляет из себя 61 утверждение, с которыми следует согласиться или нет. При обработке ответы распределяются по пяти шкалам, соответствующим разным типам родительского отношения:
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается только ответ «да», «верно». Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
Шкала 1
«Сырой» балл |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Процентильный ранг |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,63 |
3,79 |
12,02 |
«Сырой» балл |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Процентильный ранг |
31,0 |
53,79 |
68,35 |
77,21 |
84,17 |
88,60 |
90,50 |
92,40 |
93,67 |
«Сырой» балл |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
Процентильный ранг |
94,30 |
95,50 |
97,46 |
98,10 |
98,73 |
98,73 |
99,36 |
100 |
100 |
«Сырой» балл |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
|||
Процентильный ранг |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Шкала 2
«Сырой» балл |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Процентильный ранг |
1057 |
3,46 |
5,67 |
7,88 |
9,77 |
12,29 |
19,22 |
31,19 |
48,82 |
80,93 |
Шкала 3
«Сырой» балл |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Процентильный ранг |
4072 |
19,53 |
39,06 |
57,96 |
74,97 |
86,63 |
92,93 |
96,65 |
Шкала 4
«Сырой» балл |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Процентильный ранг |
4,41 |
13,86 |
32,13 |
53,87 |
69,30 |
83,79 |
95,76 |
Шкала 5
«Сырой» балл |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Процентильный ранг |
14,55 |
45,57 |
70,25 |
84,19 |
93,04 |
96,83 |
99,37 |
100 |
Низкие
значения по первой шкале отражают
положительное эмоциональное
Вторая шкала отражает социально-желательный образ родительского отношения. Высокий показатель по этой шкале содержательно раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Третья шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких показателях по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда
ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Четвертая шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
Пятая шкала
отражает особенности восприятия и
понимания ребенка родителем. При
высоких значениях по этой шкале
в родительском отношении имеется
стремление инфантилизировать ребенка,
приписать ему личную и социальную
несостоятельность. Родитель видит
ребенка младшим по сравнению
с реальным возрастом. Интересы, увлечения,
мысли и чувства ребенка
Опросник может применяться с целью изучения преобладающего стиля семейного воспитания, своевременная диагностика может помочь наметить соответствующую коррекционную работу в детско-родительских отношениях.
Проанализировав
ответы родителей, мы получили следующую
картину родительского
Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (33 %). К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %). Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях (20 %).
По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.
Наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу “симбиоз” и “маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
Информация о работе Работа психолога в детском дошкольном учреждении