Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 23:55, дипломная работа
Проблема профилактики виктимности подростков является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. В настоящее время в России действительность содержит немало угроз и опасностей, требующих от человека бдительности, осмотрительности, разумной осторожности. Ныне возросла криминальная опасность, угроза стать объектом обмана, мошенничества, нападения преступника.
Введение
1. Теоретические основы проблемы виктимности подростков
1.1 Основные подходы к исследованию виктимности
1.2 Возрастные особенности подростков и виктимизация
1.3 Профилактика виктимности подростков как социально- педагогическая проблема
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике виктимности подростков
2.1 Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков
2.2 Описание эксперимента и анализ его результатов
Заключение
Список использованных источников
1.2 Возрастные особенности подрост
Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка. Насилие как социально - психологическая проблема является в настоящее время весьма актуальной и значимой.
Подростковый возраст часто наделяют эпитетом «трудный». Можно утверждать, что этот возраст труден, прежде всего, для взрослого, сталкивающегося с неожиданно быстрым взрослением человека. Для подростка же этот возраст предстает скорее как время новых открытий в себе и окружающем мире и основное его ощущение - это ощущение захватывающей новизны жизни, ее многообразия и своих возможностей найти в этой жизни свое неповторимое Я. Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции – осознание своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками и взрослыми. Появляется моральная потребность проанализировать свои достоинства и недостатки, стремление понять, что в собственных поступках и целях является правильным или неправильным и т.д. В подростковом возрасте начинается окончательное преодоление зависимости от взрослых и утверждение самостоятельности личности. Психологическое содержание подростковой жизни связано с закладкой самосознания, формированием нравственного сознания, мировоззрения. В межличностных отношениях формируется значение индивидуальных контактов и привязанностей.
В подростковый период происходит отдаление ребенка от родительской семьи, увеличение числа конфликтов с родителями, другими взрослыми, а так же со сверстниками. В подростковом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Все подростки этого возраста находятся на иждивении родителей, их ведущая деятельность – учеба. Между тем психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, что обусловлено больше биологическими факторами. Важнейшее психическое новообразование – чувство взрослости – представляет собой преимущественно новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которое подросток фактически еще не достиг. У несовершеннолетних уровень интеллектуального и волевого развития ниже, чем у взрослых. Их жизненный опыт значительнее беднее, а многие поступки вследствие возрастных особенностей психики имеют «специфическую» детскую мотивацию. Именно в этот период активно формируется личность, создается нравственное лицо индивидуума.
Отдельная категория общества, обладающая высокой степенью виктимности, - российские дети. Мы не обучаем их правилам и приемам психологической безопасности, методам защиты своей личности в условиях попытки посягательства на неё. Во-первых, наверное, потому, что это не принято в нашем обществе и подобное воспитание традиционно считается исключительно в компетенции семьи. Во-вторых, мы не владеем апробированной методикой грамотного виктимологического обучения, а точнее виктимологического воспитания, которое является небольшой, но важной составляющей воспитания человека. Особенно этому подвержены подростки.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
М.А. Галагузова, Х. Ремшмидт выделяют
следующие особенности
В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиям.
В этом возрасте происходит временное
психологическое отделение
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы с взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения с взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими; из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и д.р.), которому он пытается подражать: его внешнему облику поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.
Все это происходит на стороне изменения
эмоционально – волевой сферы. У
подростка проявляется
Значительно изменяются интересы подростка. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов [38;59].
Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток – лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующейся личностной ответственностью.
Д.Я. Ягофаров в своей статье отмечает, что самый уязвимый возраст, когда дети попадают в различные трудные жизненные ситуации - подростки. Это тот возраст, когда при отсутствии значительного жизненного опыта подросток должен решать самые различные задачи: освобождение от опеки взрослых, взаимоотношения с лицами другого пола, сверстниками, к определённому времени возникает проблема выбора профессии. Именно в этот период наиболее активно формируется личность, создаётся нравственное лицо индивидуума [58].
Индивидуальная виктимная
Как свидетельствует социально-
Таким образом, можно выделить характерные
особенности подросткового
1.3 Профилактика виктимности
В современном российском обществе
давно назрела необходимость
разработки эффективной системы
виктимологической
Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. В социальной сфере - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
1) предотвращение возможных
2) сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
3) содействие ребенку в
Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется
с запланированным
Так как негативные явления, обстоятельства
могут быть вызваны разными причинами
и обстоятельствами, можно выделить
несколько типов
- нейтрализующие;
- компенсирующие;
- предупреждающие возникновение
обстоятельств, способствующих
- устраняющие эти
- контролирующие проводимую
Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих [44]:
1) направленности на искоренение
источников дискомфорта как в
самом ребенке, так и в
2) обучение ребенка новым
3) решение еще не возникших
проблем, предупреждение их
В интересах каждого человека - снижение своей виктимности, предупреждение виктимного поведения. По мнению А.М. Столяренко, опасность стать жертвой преступления снижается, когда человек обладает:
- знаниями: роли виктимного поведения и его недопустимости; правил поведения, снижающих вероятность возникновения криминогенно опасных ситуаций; криминогенно опасных мест и условий; способов действий преступников, использующих промахи жертв; способов, повышающих личную безопасность, безопасность своей недвижимости, финансов, автомобиля и др.;
- воспитанными привычками
- развитыми культурными
- разумной осторожностью,
- специально освоенными
Информация о работе Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков