Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 23:55, дипломная работа

Краткое описание

Проблема профилактики виктимности подростков является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. В настоящее время в России действительность содержит немало угроз и опасностей, требующих от человека бдительности, осмотрительности, разумной осторожности. Ныне возросла криминальная опасность, угроза стать объектом обмана, мошенничества, нападения преступника.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проблемы виктимности подростков
1.1 Основные подходы к исследованию виктимности
1.2 Возрастные особенности подростков и виктимизация
1.3 Профилактика виктимности подростков как социально- педагогическая проблема
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике виктимности подростков
2.1 Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков
2.2 Описание эксперимента и анализ его результатов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

27.Лисовенко Б.С. Социально-психологические  закономерности виктимного поведения  // X региональная конференция молодых  исследователей Волгоградской области. – Напр. 12 «Педагогика и психология». – Секция «Психология». – Волгоград: Перемена, 2006. – 85 с.

28.Мардахаев Л.В. Введение в  социальную педагогику. — М.: МГСУ, 1996.

29.Мудрик А.В. Введение в социальную  педагогику. – М., 1997

30.Мустаева Ф.А. Основы социальной  педагогики: Учеб. для студентов  пед. вузов.-2-е изд., перераб. и  доп.-М.: Акад. проект, 2002.

31.Никитина Л.Е. Социальный педагог  в школе. – М.: Акад. Проект. 2003.

32.Овчарова Р.В. Справочная книга  социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 480с.

33.Овчарова Р.В. Справочная книга  школьного психолога. – М., 1993.

34.Основы государства и права  2004 г №6. /Правозащитник. №1, 2000.

35.Подласый И.П. Педагогика. –  М., 1996.

36.Полубинский В.И. Правовые основы  учения о жертве преступления. - Горький, 1979. – с.32-33

37.Профилактика агрессивных и  террористических проявлений у  подростков. Методическое пособие. / Под ред. И.Л. Соковня. –  М.: Речь, 2001.

38.Ремшмидт Х. Подростковый и  юношеский возраст: Проблема становления  личности / Пер. с нем. Лойдиной Г.И.: Под ред. Гудковой Т.А. – Мир, 1994.-319с.

39.Ривман Д.В. Виктимологические  факторы и профилактика преступлений. Л.: Юридическая литература, 1975.

40.Рокицкий М.Р. О предотвращении  жестокого и безответственного  отношения к детям // Права ребенка. 2001. №1. С. 18-19.

41.Российская энциклопедия социальной  работы. В 2т. Т.2. Социальные программы/  Сост. Панова А.Н., Холостова Е.И.  –М., 1997.

42.Рыбальская В.Я. Виктимологические  проблемы преступности несовершеннолетних. - Иркутск, 1983.

43.Словарь справочник по социальной  работе /Под ред. Е.И. Холостовой  – М.: Юрист, 2000 -429 с.

44.Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. Галагузовой  М.А.-М.:Владос.2001. – 415.

45.Социальная работа. Российский  энциклопедический словарь, Т.1. М., -1997.

46.Статмен П. Безопасность вашего  ребенка: Как воспитать уверенных  и осторожных детей / Пер. с  англ. С.А. Юргук. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 272с.

47.Столяренко А.М. Общая и профессиональная  психология - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 382 с.

48.Туляков В.А. Закономерности  виктимизации. kiev-security/

49.Туляков В.А. Общая характеристика  виктимности. http:kiev-security/

50.Туляков В.А. Понятие жертвы  преступления. kiev-security/

51.Франк Л.В. Виктимология и  виктимность. – Душанбе, 1972.

52.Холыст Б. Факторы, формирующие виктимность // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1984.

53.Христенко В.Е. Психология поведения  жертвы. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.

54.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их  педагогов. – Рига – М., 1997.

55.Шакурова М.В. Методика и  технология работы социального  педагога. – М.: Академия, 2002.- 265 с.

56.Шакурова М.В. Социальное воспитание  в школе. – М.: Академия, 2005.- 289 с.

57.Юнацкевич П.И. Основы организации  общественной безопасности. – М: Юрист, 2005

58.Ягофаров Д.А. Несовершеннолетний  как жертва противоправного поведения/  Основы государства и права.- 2004.

59.Ягофаров Д.А. Понятие и генезис  ювенальной виктомологии /Основы  государства и права.-2004.

 

Приложения

 

Приложение А

 

Методика исследования склонности к виктимному поведению, разработанная О.О. Андронниковой

 

Методика исследования виктимного поведения является стандартизированным  тестом-опросником, предназначенным  для измерения предрасположенности  подростков к реализации различных форм виктимного поведения. Виктимное поведение – это такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник представляет набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение предрасположенности к реализации отдельных форм виктимного поведения. Предназначен для обследования лиц старшего подросткового и юношеского возраста.

Инструкция для испытуемого

Вам предлагается ряд утверждений, каждое касается особенностей Вашего характера, Вашей личности, Вашего поведения, отдельных поступков, отношения  к людям, взглядов на жизнь и т.п. Если Вы считаете, что утверждение верно по отношению к Вам, то дайте ответ «Да», в противном случае –«Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Не существует “верных” и “неверных” ответов, так как каждый прав по отношению  к своим собственным взглядам. Постарайтесь отвечать точно и правдиво.

Не нужно долго размышлять над  каждым вопросом, старайтесь как можно  быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки ближе к истине. Вас не должно смущать, что некоторые из вопросов кажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Не делайте никаких пометок в тексте инструкции.

 

Текст опросника

 

Я считаю, что в моей жизни неприятных событий происходит больше, чем у других.

Если я попадаю в неприятное положение, то мне лучше всего  не сопротивляться и держать язык за зубами.

Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.

Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

Даже если бы за опасную работу хорошо заплатили, я не взялся бы за ее выполнение. 

Если меня обидели, то я обязательно  должен отплатить за это. 

Если бы другие люди не мешали мне, я добился бы гораздо большего.

У меня никогда не было неприятностей из-за моего поведения, связанного с половой жизнью.

Временами мне хочется ломать вещи, бить посуду.

У меня бывали такие периоды, тянувшиеся дни, недели или даже месяцы, когда  я не мог ни за что взяться, т.к. не мог включиться в работу.

Я не всегда говорю правду.

В более раннем возрасте меня выгоняли из школы за плохое поведение.

Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где  положено.

Временами я так настаиваю на своем, что окружающие теряют терпение.

Другие мне кажутся счастливее меня.

Думаю, что многие люди преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.

Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с защитой слабых и  обездоленных.

Меня трудно переубедить.

Мне приходится так много заботиться о близких людях, что на заботу о себе времени зачастую не хватает.

Я навряд ли добьюсь в своей жизни  чего-то действительно стоящего.

Мне регулярно делают больно окружающие меня люди.

Я не сержусь, когда надо мной посмеиваются.

Я считаю, что большинство людей  способно солгать, если это в их интересах. 

Я редко совершаю поступки, о которых  потом сожалею (больше и чаще, чем  другие).

Я очень редко ссорюсь с членами  моей семьи.

Я не могу отбросить некоторые условности даже ради получения удовольствия.

Большую часть времени у меня такое чувство, как будто я сделал что-то плохое или злое.

Большую часть времени я чувствую себя счастливым. 

Некоторые люди так любят командовать, что мне хочется все сделать  наоборот, даже если я знаю, что они  правы. 

Если кто-то нарушает правила, я возмущаюсь.

Я никогда не шел на опасное дело ради сильных впечатлений. 

Я получаю больше удовольствия от игры или скачек, если не держу пари.

В школе меня никогда не вызывали к директору за озорство.

Мои манеры за столом в гостях более  хороши, чем у себя дома.

Я считаю, что большинство людей  ради выгоды скорее поступят нечестно, чем упустят случай. 

Мое поведение в значительной мере определяется правилами и привычками окружающих меня людей. 

Я предпочитаю решение конфликтов без применения силы. 

Я бываю возмущен и раздражен, когда приходится признать, что меня умело провели. 

Мне безразлично, что обо мне  говорят другие. 

Если бы в наше время проводились  бои гладиаторов, то я бы непременно в них поучаствовал.

Я умею отказывать людям, которые просят меня об одолжении.

Мне трудно поддерживать разговор с  людьми, с которыми я только что  познакомился.

Я не могу прекратить ситуацию, даже если чувствую себя неловко и напряженно.

Терпеть боль всем назло бывает даже приятно.

Человек должен иметь право выпить столько, сколько захочет.

Если я в детстве нехорошо вел себя, то меня наказывали.

Я мог бы выполнять работу, связанную  с уходом за больными или умирающими.

Я всегда сразу замечаю, если ситуация становится опасной.

Я наметил себе жизненную программу, основанную на чувстве долга и ответственности, и стараюсь ее выполнять. 

Иногда я не уступаю людям  не потому, что дело действительно  важное, а просто из принципа. 

Верно утверждение, что если детей  не бить, то толку из них не получится.

Мои родители никогда не наказывали меня физически.

Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью  и безопасностью, то я выберу безопасность. 

Меня чаще, чем других, обзывали в школе.

Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался  безнаказанным.

Когда я попадаю в неприятную ситуацию, то надеюсь только на свои силы.

Я уверен, что того, кто совершает  злые поступки, в будущем ожидает  кара. 

Я могу дружелюбно относиться к людям, поступки которых я не одобряю. 

Я готов простить грубость моему  партнеру, если у меня есть надежда, что это не повторится.

Безопаснее никому не доверять. 

Бывает, что я провожу вечер  в компании малознакомых мне людей.

Я регулярно попадаю в неприятные ситуации.

Иногда у меня такое настроение, что я готов первым начать драку.

Я иногда нарушаю закон или установленные  правила.

Я не рискнул бы прыгать с парашютом.

Большинству людей не нравится поступаться  своими интересами ради других. 

Я легко теряю терпение. 

Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

Меня очень трудно разозлить.

Люди часто разочаровывают меня.

У меня бывает такое чувство, что  трудностей слишком много и нет  смысла пытаться их преодолеть. 

Меня трудно рассердить. 

Вполне можно обойти закон, если вы этим его по существу не преступаете. 

Я пью алкогольные напитки умеренно (или совсем не пью). 

Я часто встречал людей, завидовавших моим идеям только потому, что они  пришли в голову не им первым. 

Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.

Мне больше нравится работать с руководителем, дающим строгие четкие указания, чем  с руководителем, предоставляющим  большую свободу. 

Если кто-то затевает интересное, пусть  и опасное дело, я его поддержу.

Я редко даю сдачу, когда меня бьют.

Если по отношению ко мне кто-то поступает несправедливо, то я желаю  ему настоящего наказания.

Я верю, что за зло можно отплатить  добром, и действую в соответствии с этим.

Каждый ребенок знает, что добро  должно быть с кулаками.

Я предпочитаю не общаться со сверстниками, так как они обижают меня.

Я никогда не вступаю в уличный  конфликт, чтобы заступиться за того, кого обижают.

Вредное воздействие алкоголя и  табака на человека сильно преувеличивают.

Собака, которая не слушается, заслуживает, чтобы ее ударили.

 

Ключи для подсчета первичных баллов

 

1. Шкала социальной желательности  ответов.

5 (да), 11 (нет), 13 (нет), 25 (да), 34 (нет), 39 (нет), 58 (да), 64 (нет), 76 (нет).

2. Шкала склонности к агрессивному  виктимному поведению (агрессивный  тип потерпевшего).

6 (да), 9 (да), 14 (да), 25 (нет), 26 (нет), 29 (да), 33 (нет), 34 (нет), 37 (нет), 45 (да), 50 (да), 51 (да), 55 (нет), 57 (нет), 58 (нет), 60 (да), 63 (да), 67 (да), 69 (нет), 72 (нет), 73 (да), 74 (нет), 79 (нет), 80 (да), 81 (нет), 82 (да), 86 (да).

3. Шкала склонности к самоповреждающему  и саморазрушающему поведению  (активный тип потерпевшего).

3 (да), 4 (нет), 5 (нет), 13 (да), 23 (да), 24 (нет), 26 (нет), 27 (да), 28 (нет), 31 (нет), 32 (да), 33 (нет), 35 (да), 40 (да), 53 (нет), 62 (да), 65 (нет), 68 (да), 74 (нет), 76 (да), 78 (да).

4. Шкала склонности к гиперсоциальному  поведению (инициативный тип потерпевшего).

11 (нет), 13 (нет), 17 (да), 19 (да), 30 (да), 34 (нет), 39 (нет), 47 (да), 49 (да), 55 (да), 58 (да), 64 (да), 66 (нет), 84 (нет).

5. Шкала склонности к зависимому  и беспомощному поведению (пассивный  тип потерпевшего).

1 (да), 2 (да), 5 (да), 16 (да), 18 (нет), 20 (да), 21 (да), 22 (нет), 36 (да), 41 (нет), 43 (да), 44 (да), 46 (да), 54 (да), 59 (да), 71 (да), 75 (да), 77 (да), 83 (да).

6. Шкала склонности к некритичному  поведению (некритичный тип потерпевшего).

8 (нет), 9 (да), 10 (да), 15 (да), 16 (да), 31 (нет), 32 (да), 33 (нет), 38 (да), 40 (да), 42 (нет), 45 (да), 48 (нет), 56 (да), 61 (да), 65 (нет), 70 (да), 74 (нет), 85 (да).

7. Шкала реализованной виктимности. 

8 (нет), 19 (да), 25 (нет), 27 (да), 28 (нет), 33 (нет), 38 (да), 43 (да), 44 (да), 46 (да), 51 (да), 52 (нет), 54 (да), 59 (да), 62 (да), 74 (нет), 76 (да), 83 (да).

Обработка результатов

 

Первая процедура касается получения первичных, или "сырых", оценок. Для ее осуществления подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с "окнами" шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия. Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки (для исследуемых 15 – 16 лет) с помощью таблицы.

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков