Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 23:55, дипломная работа
Проблема профилактики виктимности подростков является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. В настоящее время в России действительность содержит немало угроз и опасностей, требующих от человека бдительности, осмотрительности, разумной осторожности. Ныне возросла криминальная опасность, угроза стать объектом обмана, мошенничества, нападения преступника.
Введение
1. Теоретические основы проблемы виктимности подростков
1.1 Основные подходы к исследованию виктимности
1.2 Возрастные особенности подростков и виктимизация
1.3 Профилактика виктимности подростков как социально- педагогическая проблема
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике виктимности подростков
2.1 Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков
2.2 Описание эксперимента и анализ его результатов
Заключение
Список использованных источников
Таблица 1. Перевод первичных значений в стеновые
№ п/п |
Название шкалы |
Стены | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
1. |
Социальная желательность |
1 |
2 |
– |
3 |
4 |
– |
5 |
6 |
– |
7-9 |
2. |
Агрессивное поведение |
1-5 |
6-7 |
8 |
9-10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17 |
18-19 |
20-27 |
3. |
Склонность к |
1-5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14-22 |
4. |
Склонность к гиперсоциальному поведению |
1-2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
– |
8 |
9 |
10-14 |
5. |
Склонность к зависимому и беспомощному поведению |
1-3 |
4-5 |
6 |
7 |
8-9 |
10-11 |
12 |
13 |
14 |
15-19 |
6. |
Склонность к некритичному поведению |
1-4 |
5 |
6-7 |
8 |
9 |
10-11 |
12 |
13 |
14-15 |
16-19 |
7. |
Реализованная виктимность |
1-4 |
5 |
6-7 |
8 |
9 |
10-11 |
12 |
13 |
14-15 |
16-18 |
Полученные стеновые значения оцениваются следующим образом: 1-3 ниже нормы, 4-7 – норма, выше 7 – выше нормы.
Следует обратить особое внимание на оценку по шкале 1, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов. Столь же важен результат по шкале 7, отражающей реализованность виктимного поведения. От результатов по этой шкале будет зависеть уровень присутствия данного вида поведенческих реакций.
Приложение Б
Анкета для подростков
Цель: выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации (в трудные жизненные ситуации).
Дорогой друг!
Предлагаем тебе ответить на ряд вопросов. Необязательно выбирать один из предложенных вариантов, Ты можешь написать свой ответ с обоснованием.
1.Ваш возраст___________
2.Ваш пол_______________
3. Я считаю себя достаточно взрослым, чтобы быть ответственным за ВСЕ свои действия:
а) Да;
б) Скорее да чем нет;
в) Несу ответственность за ряд, часть своих действий, а не за все.
4. Я считаю себя достаточно
информированным человеком,
а) Абсолютно верно;
б) Отчасти это правильно;
в) Скорее это не так.
5. Мне нравится брать
а) Стараюсь отвечать только за свои действия;
б) Стараюсь отвечать за других людей;
в) Стараюсь никогда не брать на себя дополнительной ответственности.
6. Моя личная безопасность это:
а) Только мое личное дело;
б) Мое личное дело, а также забота моих родителей;
в) О моей безопасности должны заботиться специальные властные структуры (милиция, прокуратура, армия и т.д.).
7. Вашими сильными сторонами в плане личной безопасности являются:
а) физическая подготовка;
б) наличие «плана личной безопасности»;
в) наличие и владение техническими средствами безопасности.
8. Как Вы реагируете, если видите, что совершается насилие?
а) Старюсь в этот момент думать о своей безопасности;
б) Никак не реагирую;
в) Если есть возможность, сообщаю о насилии в специальные службы (милиция и т.д.).
9. Доверяете ли вы органам
правопорядка в помощи лично
Вам в случае наступления
а) Стараюсь все проблемы решать самостоятельно без помощи органов правопорядка;
б) Прибегаю к помощи органов правопорядка при первой возможности;
в) Прибегаю к помощи органов правопорядка
только в случаях крайней
10.Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное от учебы время?
а) чтение книг;
б) общение с друзьями;
в) оставаться дома;
г) что-то другое(напишите)______________
11. Посещаете ли Вы ночные клубы?
а) да;
б) нет;
12.Часто ли Вы попадаете в ситуации, которые приводят Вас в замешательство?
а) очень часто;
б) часто;
в) иногда;
г) редко;
д) что-то другое(напишите)______________
12.Помогают ли Вам родители в решении сложных для Вас проблем?
а) да;
б) нет;
в) что-то другое (напишите)____________________
13. Вы часто испытываете чувство тревоги, опасности?
а) очень часто;
б) часто;
в) иногда;
г) редко;
14. Как поздно Вы приходите домой с вечеринок, от друзей и т.д.?
а) в 21.00;
б) в 24.00;
в) бывает, что не прихожу ночевать;
г) что-то другое (напишите)____________________
15.Какие у Вас отношения с родителями?
а) доверительные (дружеские);
б) делитесь своими переживаниями, иногда;
в) ничего им не рассказываете родителям;
г) что-то другое (напишите)____________________
16. На сколько Вы считаете себя самостоятельными? Почему?_____________
______________________________
______________________________
Приложение В
Анкета для родителей
Цель: выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации (в трудные жизненные ситуации).
Уважаемый родитель!
Предлагаем Вам ответить на ряд вопросов. Необязательно выбирать один из предложенных вариантов, Вы можете написать свой ответ с обоснованием.
1.Ваш ребёнок в свободное от учебы время предпочитает заниматься;
а) чтением книг;
б) общаться с друзьями;
в) проводить время дома в одиночестве;
г) проводить время дома с друзьями;
д) проводить время дома с кем-то из родственников;
е) другое ______________________________
2.Вы влияете на выбор друзей Вашего ребенка?
а) да;
б) иногда;
в) нет;
г) другое ______________________________
3.Ваш ребенок посещает ночные клубы?
а) да;
б) иногда;
в) нет;
4.Ваш ребенок часто попадает в ситуации, которые приводят его в замешательство?
а) да;
б) иногда;
в) нет;
5.Ваш ребенок часто
а) да;
б) иногда;
в) нет;
6.Вы помогаете своему ребенку в решении сложных для него проблем
а) да;
б) нет;
в) другое________________________
7. Как поздно приходит домой Ваш ребенок?
а) с 18.00-20.00;
б) с 20.00-22.00;
в) с 22.00-24.00;
г) бывает, что не приходит ночевать;
д) другое________________________
8.Ваш ребенок часто прислушивается к вашим советам?
а) да;
б) иногда;
в) нет;
9.Вы замечали присутствие у
Вашего ребенка чувства
а) да;
б) иногда;
в) нет;
г) другое________________________
10.Как много времени Вы
а) все своё свободное время;
б) « У меня очень мало свободного времени!»
в) «Он уже взрослый,…….»;
г) другое ______________________________
11.Какие у Вас отношения с ребенком ?
а) доверительные (дружеские);
б) делятся своими переживаниями, иногда;
в) он ничего мне не рассказывает;
г) другое ______________________________
12.Можете Вы назвать своего
ребенка самостоятельным?______
______________________________
Приложение Г
Проблемные ситуации
Цель: Анализ усвоенных знаний, умений и навыков выхода из опасных ситуаций, сформировавшихся у подростков.
1. Ситуация 1.
Совсем недавно Вы познакомились с другом. Вы о нем практически ничего не знаете. Родители на работе. Пригласите ли Вы его в гости к себе домой? Поставите ли в известность об этом родителей?
2. Ситуация 2.
В ночной клуб приезжает известная РОК- группа и Вы хотите пойти на концерт с друзьями. Но родители нарушают Ваши планы. Друзья предлагают уйти, когда родители лягут спать, а утром незаметно вернуться. Как Вы поступите?
3. Ситуация 3.
В привычной компании вам предлагают что-то – для вас нежелательное (например, закурить, выпить спиртное, попробовать наркотик), говоря о том, что все уже это сделали – и вы тоже должны попробовать. Ваши действия?
4. Ситуация 4.
Вы опаздываете на День рождения к своей девушке (парню), которая (ый) живет в другом районе. Автобус только что отъехал от остановки, Вы не успели. Ваши действия?
Приложение Д
Методика «Недописанный тезис».
Вам предлагается продолжить предложения – не торопитесь, подумайте. Необязательно давать точное определение, можно описать своими словами.
Итак, продолжите, пожалуйста, предложения:
Блок 1. Виктимность
1. Жертва – это ……..
2. Опасность – это…..
3. Ответственность – это…
4. Что такое насилие?
5. Какие виды насилия существуют и как они проявляются?
6. Какие деструктивные виды
7. Какова цель любого насилия?
Блок 2. Виктимное поведение
8. Что такое провоцирующее
9. Что такое неосмотрительное поведение?
10. Что такое аморальное
11. Что такое преступное
12. Преступление – это…
13. Часто ли Вы оказываетесь
в ситуациях, где у Вас есть
только один вариант поведения?
14. Как Вы распознаете, что ситуация является опасной для Вас или окружающих? Когда появляется чувство опасности? Приведите примеры ситуаций, когда можно легко предсказать наступление неблагоприятных последствий.
15. Что Вы делаете, если видите, что кто-то рядом с Вами ведет себя виктимно?
16. Группа риска – это …….
Блок 3. Безопасность.
17. Безопасность – это ………
18. Безопасное поведение – это …
19. Рискованное поведение – это ……
20. Какие вы знаете способы
обеспечения собственной
21. Приведите примеры действий по обеспечению личной физической и экономической безопасности?
Блок 4. Службы помощи подросткам.
22. Куда и к кому, по вашему мнению, вы можете обратиться за помощью, если оказались в сложной для Вас жизненной ситуации?
23. Какие организации Вы знаете, которые оказывают помощь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации?
Приложение Е
Раздаточный материал к тренингу-игре «Возвращение уверенности в себе после пережитых неудач»
«Музыкальный дождик» (И. Соковня)
Озорной скрипичный ключ
Сел среди мохнатых туч.
Вместе с ним сидел на тучах
Нот веселых хор певучий.
Тучи ливнем пролились,
Полетели ноты вниз.
Мчит по лужицам такси,
Важно едет нота Си.
«Си», — свистит сирена, —
«Дайте путь мгновенно!»
Ну а где же нота Ля?
Забрала ее земля.
И поют колосья
«Ля» многоголосьем.
Ноту До, суров и строг,
Пароходный взял гудок.
«До!» — ревут у входа
В гавань пароходы.
Озорная нота Ре
Шумно плещется в ведре.
Фа поймал огромный кот.
«Фа!» — шипит он у ворот.
Соль нельзя найти нигде.
Соль растаяла в воде.
Выйдет солнышко гулять,
Станет землю согревать,
Просохнет сад да улица,
И Соль кристаллизуется.
Соль пойдет в присядку
Прыгать без оглядки!
Ноту Ми взяла синица,
Отнесла ее сестрицам.
Прежде чем воды напиться
Иль к кормушке опуститься,
Дружно «Ми» кричат синицы.
Ну а ключ пошел лечиться.
Он купался в лужах
И теперь простужен.
Скоро ключ поправится,
Ноты соберет.
Все у тех наладится,
Кто хочет, верит, ждет.
Приложение Ж
Методика «Локус контроля»
Методика позволяет определить, на что возлагает человек ответственность за события в своей жизни. Человек склонен видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе.
Экстерналы считают
Тест – опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С. Р. Пантелеева и В. В. Столина предназначен для измерения локуса контроля у подростков.
Опросник содержит 32 пункта (26 работающих и 6 маскировочных), построенных по принципу вынужденного выбора одного из двух утверждений, и образует одномерную шкалу, дающую обобщенный показатель локуса контроля.
Инструкция: выберете из каждой пары одно высказывание, с которым вы больше согласны, и отметьте соответствующую ему букву на бланке ответов.
Тест опросника
1. а) издержки в воспитании детей часто связаны с излишней строгостью родителей
б) в наше время неблагополучие
детей в большей степени
2. а) многие несчастья в жизни людей объясняются невезением
б) людские невезения – результат их собственных ошибок
3. а) большинство недостатков в работе сферы обслуживания связано с тем, что мы плохо с ними боремся
Информация о работе Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков