- Часть воспитательно-образовательных
задач решается в ходе повседневной жизни;
- Длительность занятий гибко варьируется
в зависимости от уровня умственной работоспособности
детей;
- Форма занятий гибка и разнообразна:
фронтальные, подгрупповые, индивидуальные;
на воздухе, в кабинетах. Так, в уголке
природы проводятся занятия по ознакомлению
с художественной литературой, окружающим
миром;
- Для детей младшего дошкольного
возраста разработан щадящий режим, который
позволяет им быстрее и легче адаптироваться
к условиям дошкольного учреждения (режим
действует в первые два месяца пребывания
детей в ДОУ). Щадящий режим для детей младшей
группы особенно важен по ряду причин. От ребенка, впервые попавшего
в детский коллектив (новое окружение,
новые лица, дисциплина), требуется много
душевных и физических сил. С другой стороны,
любое заболевание в этом возрасте ведет
к значительному снижению защитных сил
организма, а значит, требуется большая
затрата энергии и функциональных резервов
для восстановления и укрепления здоровья.
[4, c. 206].
Выводы по второй части
Во второй части контрольной
работы «Обучение и воспитание детей
в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях» мы рассмотрели особенности
школ-интернатов (школ), условия, необходимые
для организации воспитательно-образовательного
процесса детям с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (ОДА), план построения воспитательно-образовательного
процесса, и пришли к следующим выводам:
1. В школе-интернате ребенок
не только получает общие знания, но и
обучается трудовым навыкам, а опытные
специалисты проводят мероприятия, направленные
на профессиональную ориентацию;
2. Для организации в школе-интернате
воспитательно-образовательного процесса
соблюдается ряд условий (специально организованная
среда, специально подготовленные педагоги,
лечебно-восстановительная работа
и др.);
3. Воспитательно-образовательный
процесс в школе-интернате реализуется
с учетом возможностей детей,
их умственной работоспособности,
имеет способность варьироваться.
3. Адаптивное физическое
воспитание в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях VI вида
Адаптивная
физическая культура (АФК) – это комплекс мер
спортивно-оздоровительного характера,
направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной
среде людей с ограниченными возможностями,
преодоление психологических барьеров,
препятствующих ощущению полноценной
жизни, а также сознанию необходимости
своего личного вклада в социальное развитие
общества [1, c. 104].
Основные направления
адаптивного физического воспитания (АФВ):
- Формирование жизненно
важных двигательных умений;
- Развитие двигательных
способностей;
- Воспитание личности;
- Развитие сохранных анализаторов;
- Коррекция психических
нарушений;
- Предупреждение возникновения
вторичных отклонений;
- Коррекция и компенсация
нарушений в двигательной сфере.
[1, c. 109].
Формы двигательной
активности:
- Уроки АФВ;
- Двигательная рекреация;
- Нетрадиционные виды
двигательной активности;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Физическая реабилитация
(ЛФК, ритмика);
- Экстремальные виды двигательной
активности.
[1, c. 111].
Задача АФК предупредить развитие вторичных
отклонений в опорно-двигательном аппарате,
функции равновесия, в пространственной
ориентировке, сердечнососудистой и дыхательной
систем, рационально использовать средства
адаптивной физической культуры.
Общими и обязательными
принципами для всех методик ЛФК являются:
- Регулярность, систематичность
и непрерывность применения лечебной
гимнастики;
- Строгая индивидуализация
упражнений ЛФК в соответствии
со стадией заболевания, его тяжестью,
возрастом ребенка, его психическим
развитием;
- Постепенное, строго дозированное
увеличение физической нагрузки.
[5, c. 46].
Способы и содержание
упражнений для работы с детьми, страдающими
церебральным параличом:
1. Упражнения для растягивания
мышц: снятие напряжения в мышцах,
профилактика тератогенеза, расширение
диапазона движения.
2. Упражнения для развития
чувствительности мышц, для выработки
силы, дающей возможность регулировать
определенный участок мышцы.
3. Упражнения для улучшения
функционального состояния нервной
ткани посредством тренировки
чувствительности нервов.
4. Упражнения взаимного
влияния для укрепления ведущих
и антагонистических групп мышц.
5. Упражнения на выносливость,
для поддержания эффективности
функционирования органов.
6. Тренировка на расслабление,
для устранения спазмов, напряженности
и судорог.
7. Тренировка ходьбой (для
обучения нормальной ходьбе).
8. Тренировка органов
чувств: упражнения для стимулирования
органов чувств через повышение
чувствительности мышц.
9. Упражнения на подъем
по наклонной плоскости для
улучшения равновесия и двигательной
силы.
10. Упражнения на сопротивление:
постепенно увеличивающаяся тренировка
на сопротивление для развития
мышечной силы.
[2, c. 97].
При участии больных с церебральным
параличом в спортивных играх необходимо
применять игры, соответствующие их двигательной
силе, или упрощать правила общеизвестных
игр и условия их проведения. Например,
если больные с церебральным параличом
играют в футбол, следует отрегулировать
величину ворот или расставить детей на
местах игрового поля, где требуется меньше
движений. Многие виды спорта предъявляют
различные требования к степени двигательной
активности, поэтому следует пересмотреть
правила и используемый инвентарь. Важно
тщательно учитывать индивидуальную двигательную
активность каждого больного с церебральным
параличом.
Важны также порядок и степень
трудности упражнений. Программа упражнений
с постепенным возрастанием степени сложности
дает возможность выбрать движения, соответствующие
силе больного ребенка.
Для выполнения на первой стадии
занятий, в начальных классах школы, предусмотрены
ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки,
броски, удары ногой, прием мяча и др.
В средних классах школы в программу
занятий по физической культуре входят
движения, дающие возможность оптимально
разработать физическую силу.
В старших классах предусматривается
овладение техникой разных видов спорта,
эффективно поддерживающих достаточный
уровень развития силы: ручного мяча, стрельбы
из лука, бадминтона, плавания, гольфа,
а также вольные упражнения. Это дает возможность
встречаться со многими людьми, расширять
социальные контакты и по окончании школы
с пользой проводить свободное время.
С 1978 г. проводятся спортивные состязания
по таким видам спорта, как кегли, бильярд,
настольный теннис, стрельба из лука, поднятие
штанги, плавание, велосипедный спорт,
слалом на колясках, позволяющим больным
с церебральным параличом соревноваться
и участвовать в общественной жизни. Функциональные
возможности каждого участника состязаний
уравниваются [1, c. 120]. Больным с церебральным
параличом после выпуска из школы должна
быть предоставлена возможность продолжить
освоение техники того или иного вида
спорта, так как людям с затруднением в
движениях для освоения техники требуется
больше времени, чем всем остальным.
Выводы по третьей
части
В третьей части контрольной
работы «Адаптивное физическое воспитание
в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VI вида» мы рассмотрели основные
направления адаптивного физического
воспитания, формы двигательной активности,
общие и обязательные принципы для всех
методик ЛФК, способы и содержание упражнений
для работы с детьми, страдающими церебральным
параличом, и пришли к следующим выводам:
1. Адаптивная физическая
культура (АФК) – это комплекс
мер спортивно-оздоровительного характера,
направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной
среде людей с ограниченными возможностями,
преодоление психологических барьеров,
препятствующих ощущению полноценной
жизни, а также сознанию необходимости
своего личного вклада в социальное развитие
общества;
2. Задача АФК предупредить развитие
вторичных отклонений в опорно-двигательном
аппарате, функции равновесия, в пространственной
ориентировке, сердечнососудистой и дыхательной
систем, рационально использовать средства
адаптивной физической культуры;
3. Важно тщательно учитывать
индивидуальную двигательную активность
каждого больного с церебральным параличом,
а также порядок и степень трудности упражнений.
Программа упражнений с постепенным возрастанием
степени сложности дает возможность выбрать
движения, соответствующие силе больного
ребенка.
Заключение
Проблема функционирования специальных
(коррекционных) образовательных учреждений
VI вида в нашей работе была полностью раскрыта.
Мы дали определение таким понятиям, как:
специальные (коррекционные) образовательные
учреждения VI вида, школы-интернаты, адаптивная
физическая культура (АФК) и др., и рассмотрели
следующие вопросы: специфика деятельности
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VI вида, обучение и воспитание
детей в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VI вида, адаптивное физическое
воспитание в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях VI вида.
Рассмотрев и проанализировав
соответствующие теоретические вопросы,
мы пришли к следующим выводам:
1. В России на современном этапе
детям с ограниченными возможностями
здоровья оказывают специализированную
помощь множество учреждений, находящихся
под различными ведомствами;
2. Коррекционные учреждения
VI вида осуществляют образовательный
процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных
программ трех ступеней общего образования;
3. Обучение и воспитание
детей в коррекционных учреждениях
VI вида осуществляется рационально и последовательно;
4. В школе-интернате ребенок
не только получает общие знания, но и
обучается трудовым навыкам, а опытные
специалисты проводят мероприятия, направленные
на профессиональную ориентацию;
5. Для организации в
школе-интернате воспитательно-образовательного
процесса соблюдается ряд условий
(специально организованная среда,
специально подготовленные педагоги,
лечебно-восстановительная работа
и др.);
6. Воспитательно-образовательный
процесс в школе-интернате реализуется
с учетом возможностей детей,
их умственной работоспособности,
имеет способность варьироваться;
7. Адаптивная физическая
культура (АФК) – это комплекс
мер спортивно-оздоровительного характера,
направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной
среде людей с ограниченными возможностями,
преодоление психологических барьеров,
препятствующих ощущению полноценной
жизни, а также сознанию необходимости
своего личного вклада в социальное развитие
общества;
8. Задача АФК предупредить развитие
вторичных отклонений в опорно-двигательном
аппарате, функции равновесия, в пространственной
ориентировке, сердечнососудистой и дыхательной
систем, рационально использовать средства
адаптивной физической культуры;
9. Важно тщательно учитывать
индивидуальную двигательную активность
каждого больного с церебральным параличом,
а также порядок и степень трудности упражнений.
Программа упражнений с постепенным возрастанием
степени сложности дает возможность выбрать
движения, соответствующие силе больного
ребенка.
Исследования подтверждают значение
общеобразовательного и воспитательного
обучения в коррекции недостатков ребенка
с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
ведущую роль в обеспечении развития и
подготовки его к жизни и труду. Такое
обучение осуществляется в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях
VI вида, преимущественно в школах-интернатах.
Методические пути использования процесса
обучения и воспитания могут быть весьма
разнообразными. Конкретные методы обучения
и воспитания работы избираются с учетом
особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой
и двигательной сферы учащихся на том
или ином этапе.
Список литературы
- Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Солодков А.С. Адаптивная физическая культура
и функциональное состояние инвалидов: Учебное
пособие / Под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. – Спб.: Полис, 2006. – 295 с.
- Ипполитова И.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М.: Ореол, 2009. – 305 с.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 2010. – 580 с.
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 468 с.
- Лечебная физкультура в системе
медицинской реабилитации: Руководство
для врачей / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П.
Лебедевой. – М.: Вереск, 2008. – 225 с.
- Таланова Н.В. Возможности социальной адаптации. – М.: Родео, 2007. – 375 с.