Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:26, автореферат
Состояние современного российского общества характеризуется внешней открытостью в сочетании с непрерывными, интенсивными внутренними преобразованиями. Россия ориентируется на переход к демократическому и правовому государству, конкурентоспособному в экономическом и общественном развитии. Ресурсом этой стратегии является образование, призванное обеспечить высокое качество человеческого капитала на основе динамичности, технологичности, инновационности при сохранении фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
1) Концепция развития базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями основывается на идее ее личностной и субъектно-деятельностной сущности, определяющей названную культуру в двух аспектах: инвариантном – как совокупность необходимых и достаточных знаний, умений и ценностей, и вариативном – как совокупность личностных и индивидуальных свойств психолога образования, субъекта взаимодействия с родителями.
2) Психолог во взаимодействии с родителями характеризуется как единичный субъект, проявляющийся в психогностическом, психопраксическом, мотивационно-ценностном, психосоциальном планах, принимающий психолого-педагогическое решение проблемы в когнитивном, деятельностном, ценностном планах, что свидетельствует о существовании базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.
3) Базовая культура взаимодействия психолога с родителями – это инвариант профессиональной культуры психолога, образующий основу для успешного психолого-педагогического решения задач взаимодействия психолога и родителей как субъектов образования; является интегративной характеристикой психолога как субъекта взаимодействия с родителями в образовании, проявляясь в системе знаний, умений, ценностей, индивидуальных и личностно-смысловых свойств; выполняет функции генетического механизма в процессах надстраивания, совершенствования субъект-субъектного взаимодействия и варьирования содержания взаимодействия с родителями как субъектом образования.
4) Нуклеарный принцип в исследовании психологической структуры базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями заключается в принятии целостности ядра и устойчивых взаимосвязей всех его компонентов; признании вариативности, неоднородности защитного пояса, характеризующего личностные и индивидуальные свойства носителя культуры; установлении взаимосвязей ядра и защитного пояса, порождающих новое качество исследуемой культуры; в признании одновременности изменений ядра и защитного пояса.
5) Структура базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями включает в себя ядро и защитный пояс. Ядро есть целостность когнитивного, деятельностного и ценностного компонентов; защитный пояс есть вариативность разнородных, неидентичных, разноплановых образований, которые относятся и к личностной, и к индивидуальной сферам психолога. Развитие нуклеарной структуры сопровождается возникновением новообразований – аутопсихологических, когнитивных и эмоциональных компетенций.
6) Развитие базовой культуры взаимодействия с родителями у будущих и начинающих психологов образования с позиций системной методологии обеспечивается системой условий и факторов, которые взяты за основу внедрения психолого-педагогических технологий целеполагания, проектирования, прогнозирования, самонаблюдения, самосовершенствования взаимодействия психолога с родителями.
Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, изложенных на 330 страницах основного текста, списка литературы (всего 457 наименований), приложения; всего 400 страниц.
Апробация и внедрение основных диссертационных идей и результатов исследования в практику проводились в различных формах:
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, раскрыта его методологическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, приведены данные об апробации и внедрении результатов, изложены концептуальные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Научно-теоретические предпосылки исследования проблемы развития базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями» проведен обзор становления данной проблемы в психолого-педагогических исследованиях, определены субъекты взаимодействия с родителями в современном образовании, осуществлен анализ личности и профессиональной деятельности психолога как субъекта взаимодействия с родителями, раскрыто содержание взаимодействия психолога с родителями, обоснован феномен базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями, раскрыты теоретические основы развития базовой культуры взаимодействия психолога с родителями.
Проведенный ретроспективный анализ показал, что феномен культуры получил многостороннее осмысление в отечественных и зарубежных исследованиях (Р. Бенедикт, М. Вебер, В. Виндельбанд, В. Дильтей, Дж. Доллард, И.А. Зимняя, М. Мид, Г. Риккерт, В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм, В.В. Семикин, З. Фрейд и др.). Психологические исследования культуры обращают внимание на ее существование и развитие при активной жизнедеятельности человека и во взаимодействии его с другими людьми. Роль образования в формировании личности профессионала, открытого для продуктивного реагирования на изменяющиеся, совершенствующиеся условия жизнедеятельности и профессиональной деятельности, стала объектом современных психолого-педагогических исследований. В трудах Н.С. Глуханюк, В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеера, М.В. Кларина, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова и др. исследованы сущностные характеристики и особенности образования как фактора становления профессионала, проведена классификация новых образовательных технологий, выявлено их значение в становлении личности обучающихся.
Становление личности психолога образования, особенности его взаимодействия с другими участниками образовательной системы представлены в работах Л.А. Головей, И.В. Дубровиной, В.В. Зацепина, Е.И. Казаковой, А.К. Колеченко, Р.С. Немова, Р.В. Овчаровой, Г.С. Сухобской и др. В большинстве своем исследования затрагивают практико-ориентированные вопросы, связанные с конкретными формами и методами работы психолога с обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений. В настоящее время исследования в области профессиональной культуры психолога образования ведутся в следующих направлениях:
Информация о работе Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями