Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:14, реферат
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний,необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом.
Введение…………………………………………………………………………...3
II. Развитие внимания……………………………………………………………..6
1. Развитие произвольного внимания…………………………………………..6
2. Соотношение видов внимания……………………………………………….8
III Виды внимания………………………………………………………………...9
Непроизвольное внимание…………………………………………………10
Произвольное внимание……………………………………………………12
Послепроизвольное внимание……………………………………………...13
IV. Свойства внимания………………………………………………………….14
Объём……………………………………………………………………….. 14
Устойчивость……………………………………………………………… 14
Интенсивность………………………………………………………………16
Концентрация………………………………………………………………..16
Распределение……………………………………………………………….17
Переключение……………………………………………………………….17
Колебания……………………………………………………………………20
V. Заключение……………………………………………………………………22
VI. Список литературы………………………………………………………….24
Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным).
Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.
Бывают случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е.
складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или
явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности.
Факторы, определяющие непроизвольное внимание:
- интенсивность раздражителя;
- качество раздражителя;
- повторение;
- внезапность появления объекта;
- движение объекта;
- новизна объекта;
- согласие с наличным содержанием сознания.
Произвольность внимания развивается вместе с формированием его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внимания было введено в употребление Н.Ф. Добрынининым. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его
ценности (значимости, интереса) для личности. Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:
- первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, которые
производят сильное
- вторичное внимание - сосредоточенность на одном объекте, несмотря на
наличие других (дифференциация);
- постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без
специальных усилий.
1.Непроизвольное внимание.
Непроизвольным (непреднамеренным)
называется внимание, которое вызвано
теми или иными особенностями
действующих в данный момент объектов
без намерения быть к ним внимательным.
Возникновение непроизвольного
внимания определяется физическими, психофизиологическими
и психическими факторами и связано
с общей направленностью
Причины возникновения непроизвольного внимания :
- объективные особенности
предметов и явлений (их
динамичность, контрастность);
- структурная организация
(объединенные объекты
беспорядочно разбросанные);
- интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т. д.
скорее привлекает к себе внимание;
- новизна, необычность объектов;
- резкая смена объектов;
- субъективные факторы,
в которых проявляется
человека к окружающему;
- отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).
Основная функция
Вторая разновидность непроизвольного внимания зависит не столько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Она также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В этой мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Такое внимание можно назвать невольным.
Принудительный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, представлений, его вызывающих, сравнительно невелики. В отличие от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса и т.д.
Третью разновидность непроизвольного внимания можно назвать привычным
вниманием. Одни авторы считают его следствием или особым случаем
произвольного внимания, другие же - переходной к нему формой. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, намерением выполнить ту или иную деятельность.
Вынужденное, невольное, привычное
внимание как разновидности
Непреднамеренное внимание характеризуется следующими особенностями:
- человек предварительно не готовится к восприятию объекта или действию;
- интенсивность
- непродолжительно по времени (внимание длится до тех пор, пока действуют соответствующие раздражители, и , если его не закрепить, прекращается по окончании их действия). Эти особенности непреднамеренного внимания делают его неспособным обеспечить хорошее качество той или иной деятельности.
2. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Источником произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют следующие его разновидности.
1. Процессы намеренного
обращения внимания могут
Такое внимание называют собственно произвольным, чтобы отличить его от
случаев привычного внимания, о которых говорилось ранее. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями непроизвольного внимания. Чувство напряжения - характеристика процесса внимания данного вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой - суть любых процессов волевого внимания.
2. Волевой характер
3. Особенно важный вариант
развития произвольного
Основная функция
- целенаправленность - определяется задачами, которые человек ставит перед
собой в той или иной деятельности:
- организованный характер деятельности - человек готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;
- устойчивость - внимание продолжается более или менее длительное время и
зависит от задач или плана работы, в которых мы выражаем наше намерение.
Причины, обусловливающие произвольное внимание:
- интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;
- осознание долга и
обязанности, требующие как
3. Послепроизвольное
внимание.
Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточие
сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к
деятельности. По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является
высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.
IV. Свойства внимания.
Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Внимание
обладает сложной
основных свойств.
Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным
относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение
внимания, к вторичным - колебания и переключение внимания.
Объем внимания - это количество объектов (или их элементов),
воспринимаемых одновременно
с достаточной ясностью и отчетливостью.
Чем больше предметов или их элементов
воспринимаются одномоментно, тем больше
объем внимания и тем более
эффективной будет
Для измерения объема внимания используют специальные приемы и тесты. С
возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека
составляет от четырех до семи объектов одновременно. Однако объем внимания -
величина индивидуального меняющаяся, и классическим показателем объема
внимания у детей является цифра 3+-2.
Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является
отдельным объектом. Объем внимания начинающего читать ребенка очень мал, но по мере овладения техникой чтения приобретения опыта увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Для увеличения объема внимания необходимы специальные упражнения. Основное условие расширения объема внимания - наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала.
Устойчивость внимания - его временная характеристика - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимания сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызываетположительные эмоции, чувство удовлетворения.
Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность
деятельности в течение относительного длительного времени. Устойчивость
внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.
Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено
переодическим произвольным колебаниям. Периоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд.
Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На
устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:
- усложнение объекта ( сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);
- активность личности;
- эмоциональное состояние
( под влиянием сильных
возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты);
- отношение к деятельности;
- темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют (захватывают ненужные участки коры головного мозга), затрудняется сосредоточение и переключение внимания.
Устойчивость тесно связана
с динамическими
например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения:
- первоначальное вхождение в работу;
- достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания,
преодолеваемые путем волевых усилий;
- снижение сосредоточенности
и работоспособности при
3. Интенсивность.
Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Так, всостоянии утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения. Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью возбудительных процессов в определенных участках коры мозга при
одновременном торможении других его участков.
4. Концентрация