Развитие игры в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 10:47, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования является изучение особенностей сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить научную, методическую литературу по исследованию игровой деятельности.
2.Провести теоретический анализ особенностей организации сюжетно-ролевых игр у детей.

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 106.33 Кб (Скачать файл)

 

Список использованной литературы

  1. Дубровина, И.В. Психология :И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан- М.: ACADEMA, 2007-467с.
  2. Мухина, В.С. Возрастная психология:феноменология развития,детство, творчество:/В.С. Мухина - М.:ACADEMA,1999-453с.
  3. Смирнова, Е.О. Психология ребенка/Е.О. Смирнова - М.: ШКОЛА - ПРЕСС,1997-381с.
  4. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие/Г.А. Урунтаева - М.:1999
  5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник /Л.Ф. Обухова - М.: 1996-445с.

 

Приложение №1

Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры

Проведение исследования. Проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5 – 6 лет.

Обработка данных анализ протоколов проводят по схеме.

1) Замысел игры, постановка игровых целей и  задач

- Как возникает  замысел игры (определяется игровой  средой, предложением сверстника, возникает  по инициативе самого ребенка  и т.д.).

- Обсуждает ли  замысел игры с партнерами, учитывает  ли их точку зрения.

- Насколько устойчив  замысел игры. Видит ли ребенок  перспективу игры.

- Статичен ли  замысел или развивается по  ходу игры. Насколько часто наблюдается  импровизация в игре.

- Умеет ли сформулировать  игровую цель, игровую задачу  словесно и предложить ее другим  детям.

2) Содержание игры

- Что составляет  основное содержание игры. Как  часто повторяются игры с одинаковым  содержанием. Каково соотношение  предметных, бытовых игр, отражающих  общественные отношения.

3) Сюжет игры

- Насколько разнообразны  сюжеты игр (указать названия  и количество).

- Какова устойчивость  сюжета игры (т.е. насколько ребенок  следует одному сюжету).

- Сколько событий  ребенок объединяет в один  сюжет.

- Насколько развернут  сюжет. Представляет ли цепочку  событий или ребенок является  участником нескольких событий, включенных в один в сюжет.

- Как проявляется  умение совместно строить и  творчески развивать сюжет игры.

- Каковы источники  сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).

4) Выполнение роли  и взаимодействие детей в игре

- Обозначает ли  выполняемую роль словом и  когда (до игры или во время  игры).

- Какие средства  использует для взаимодействия  с партнером по игре (ролевая  речь, предметные действия, мимика  и пантомимика).

- Передает ли  и каким образом характерные  особенности персонажа.

- Как участвует  в распределении ролей. Кто руководит  распределением ролей. Какие роли  чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости  выполнять второстепенные роли.

- Что предпочитает  ребенок: играть один или входить  в игровое объединение. Дать характеристику  этого объединения: численность, устойчивость  и характер взаимоотношений.

- Есть ли у  ребенка любимые роли и сколько  он может выполнять ролей в  разных играх.

5) Игровые действия  и игровые предметы

- Использует ли  ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре.

- Дает ли словесное  обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает.

- Кто является  инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый. Предлагает  ли свой вариант замещения  партнеру.

- Использует ли  в игре образные игрушки и  как часто. Есть ли у ребенка  любимые игрушки.

- Характеристика  игровых действия: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий  с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении  игровых действий.

- Как воспринимает  воображаемую ситуацию, понимает  ли ее условность, играет ли  с воображаемыми предметами.

6) Игровые правила

- Выполняют ли  правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком.

- Как соотносит  ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

- Следит ли за  выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение  правил партнерами по игре.

- Как относится  к замечаниям партнера по игре  по поводу выполнения им правил.

7) Достижение результата  игры

- Как соотносится  первоначальный замысел и его  реализация в игре.

- Соотносит ли  ребенок свой замысел с достигнутым  результатом.

- Какими средствами  достигается реализация замысла.

8) Особенности конфликта  в игре

- По поводу чего  чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение  правил, обладание игрушкой и  т.д.)

- Каковы способы  разрешения конфликтов.

9) Игровая среда

- Готовит ли игровую  среду заранее или подбирает  предметы по ходу игры.

- Использует ли  предложенную игровую среду (оборудование  игрового уголка) и как.

10) Роль взрослого  в руководстве игрой

- Обращается ли  ребенок к взрослому в процессе  игры и по поводу чего. Как  часто обращается.

- Предлагает ли  принять взрослому участие в  игре (Урунтаева, с. 42).

Приложение 2

Изучение взятия ребенком на себя роли

Проводится экспериментальна серии игр с детьми 5 – 6 лет.

Первая серия игр.

Игры с нарушением последовательности действий при выполнении ребенком роли. Организовывают игры с хорошо знакомым детям содержанием: в «детский сад», в «больницу», в «семью». По ходу игры экспериментатор пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает «съесть мороженое», а потом «суп»). В каждой из игр принимают участие по двое детей.

Вторая серия. Игры с нарушением смысла роли. Роль становится в противоречие с действиями, которые должен выполнять ребенок. Можно использовать две ситуации:

1 ситуация - с детьми  развертывается ролевая игра  «трамвай»: предлагается сумка для  денег, билеты, подготавливается место  для вожатого. После того как  игра разворачивается, детям предлагают  играть так: вожатый будет продавать  билеты, а кондуктор вести вагон. Когда измененная игра начинается, экспериментатор, играющий с детьми, выходит на остановке и говорит, что вожатого зовет начальник  депо;

2 ситуация - разыгрываются  игры с правилами: «Волк и зайцы», «Волк и гуси», «Кот и мыши», «Лиса и зайцы». Предлагают, чтобы  гуси ловили волка, зайцы –  лису и волка, мыши – кота.

Обработка данных.

В первой серии анализируют, каков характер логики действий и чем она определяется. Как относится ребенок к нарушению логики действий и каковы мотивы протеста против ее нарушения.

Во второй серии определяют отношение ребенка к роли, взятой на себя в игре, доказать, что внутри роли фактически имеется известное правило поведения, отражающее логику реального действия и реальных отношений.

Приложение 3

Изучение влияния сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре

Подготовка исследования. Разработать сюжеты игр в «эстафету», «машинистов».

Проведение исследования.

Первая серия. С детьми проводят эстафету. Все испытуемые встают в линию и по сигналу экспериментатора «Раз, два, три!» должны бежать к нему.

Вторая серия. Экспериментатор предлагает поиграть в «машинистов». Дети встают в одну линию, каждый из них – машинист. По сигналу экспериментатора (3 хлопка в ладоши) машинисты должны бежать. Кто выезжает раньше или задерживается, тот проигрывает.

Обработка данных. Подсчитывают количество детей, подчинившихся и не подчинившихся правилу. Результаты заносят в таблицу.

Приложение 4

Исследование замысла игры, постановки игровых целей и задач в экспериментальной группе

Вопросы

Ответы

детей

Как возникает замысел игры

Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.

Насколько устойчив замысел игры

Статичен ли замысел или развивается по ходу игры.

Умеет ли сформулировать игровую цель

1

2

3

4

5

6

1.Женя Г.

Инициатива группы

Да

Устойчив

Развивается по ходу игры

Да

2.Артур К.

Инициатива ребенка

Нет

Неустойчив

Не развивается по хожу игры

Нет

3.Вася П.

Инициатива группы

Да

Устойчив

Развивается по ходу игры

Да

4.Лена А.

Воспитатель + ребенок – лидер

Да

Устойчив

Развивается по ходу игры

Да

5.Оля В.

Инициатива ребенка

Да

Неустойчив, меняется по ходу игры

Развивается по ходу игры

Нет

6.Максим Д.

Воспитатель

Да

Устойчив

Развивается по ходу игры

Да

7.Вера Л.

Инициатива группы

Да

Устойчив

Развивается по ходу игры

Нет

8.Лиза В.

Воспитатель

Да

Устойчив

Развивается по ходу игры

Да

9.Олег С.

Инициатива ребенка

Нет

Неустойчив

Не развивается по хожу игры

Нет

10.Саша В.

Инициатива группы

Да

Устойчив

Развивается по ходу игры

Да


 

 

 

Приложение 5

Исследование содержание игры в экспериментальной группе

Вопросы

 

Ответы

детей

Что составляет основное содержание игры

Насколько разнообразно содержание игры.

1

2

3

1.Женя Г.

Бытовые отношения между людьми

Содержание разнообразно

2.Артур К.

Общественные взаимоотношения игры с предметами

Содержание неразнообразно

3.Вася П.

Бытовые отношения между людьми

Содержание разнообразно

4.Лена А.

Общественные взаимоотношения игры с предметами

Содержание разнообразно

5.Оля В.

Бытовые отношения между людьми

Содержание неразнообразно

6.Максим Д.

Бытовые отношения между людьми

Содержание разнообразно

7.Вера Л.

Бытовые отношения между людьми

Содержание разнообразно

8.Лиза В.

Бытовые отношения между людьми

Содержание разнообразно

9.Олег С.

Общественные взаимоотношения игры с предметами

Содержание неразнообразно

10.Саша В.

Бытовые отношения между людьми

Содержание разнообразно


 

Приложение 6

Исследование сюжета игры в экспериментальной группе

Вопросы

 

Ответы

детей

Насколько разнообразны сюжеты игр

Какова устойчивость сюжета игры

Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет

Насколько развернут сюжет

Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

Каковы источники сюжетов игры

1

2

3

4

5

6

7

1.Женя Г.

Содержание разнообразно

Устойчив

Несколько

Цепочка событий

Активна

Рассказы взрослых

2.Артур К.

Содержание неразнообразно

Неустойчив

Одно

Один сюжет

Не проявляется

Рассказы взрослых

3.Вася П.

Содержание разнообразно

Устойчив

Несколько

Цепочка событий

Активна

Наблюдение

4.Лена А.

Содержание разнообразно

Устойчив

Несколько

Цепочка событий

Высокий уровень умения

Наблюдение

5.Оля В.

Содержание неразнообразно

Неустойчив, меняется по ходу игры

Одно

Один сюжет

Активна

Рассказы взрослых

6.Максим Д.

Содержание разнообразно

Устойчив

Одно

Один сюжет

Высокий уровень умения

Рассказы взрослых

7.Вера Л.

Содержание разнообразно

Устойчив

Несколько

Цепочка событий

Активна

Наблюдение

8.Лиза В.

Содержание разнообразно

Устойчив

Несколько

Цепочка событий

Активна

Рассказы взрослых

9.Олег С.

Содержание неразнообразно

Неустойчив

Одно

Один сюжет

Не проявляется

Наблюдение

10.Саша В.

Содержание разнообразно

Устойчив

Несколько

Цепочка событий

Активна

Рассказы взрослых

Информация о работе Развитие игры в дошкольном возрасте