Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая вопрос о развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, следует определить характер их возможностей и направленность предполагаемого продвижения, а также выявить те факторы, которые могут способствовать этому процессу. Необходимо выделить мысль, высказанную русским психологом и врачом Г.Я. Трошиным [81; 17], а затем четко сформулированную и обоснованную Л.С. Выготским [13; 74], о единстве основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка.

Содержание

1 Педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта…………
2 Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………
3 Уроки изобразительной деятельности как средство развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта………………….
4 Значение использования нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительной деятельности…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

дипл.docx

— 32.35 Кб (Скачать файл)

Поэтому необходимо искать новые методы, приемы и условия работы, которые могли бы гармонично включаться в уроки изобразительной деятельности. Одним из главных требований к ним должно быть доступность, занимательный характер, развивающий момент. Мы предполагаем, что использование нетрадиционных техник рисования может внести в уроки те элементы, которые способствовали бы решению этих задач.

Опыт многих педагогов показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития, является разнообразие и вариативность работы с детьми на уроках. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детской деятельности. Именно все это реализуется в методике нетрадиционных техник рисования.

В этой технике предусматривается создание таких ситуаций, когда дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки и умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывает множество вариантов занятий по темам педагогам зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так»)».

А в данной методике нет таких шаблонов, вот, в чем главное отличие ее от традиционных методик. Она не создает этих стереотипов. Например, рисовать только на альбомных листах, используя данную технику, ребенок начинает понимать, что для рисования можно выбрать любой листок, это все определяется тем, что предстоит изображать. Разнообразие также присутствует и в материале для рисования, это не только карандаши, фломастеры, краски, а также пластилин, крупы, восковые мелки, туш, мелки, уголь, воск и еще многое другое. Дети учатся использовать в изображении окружающего мира не только кисточку или карандаш, а еще и ниточку, заостренную простую палочку, мыльные пузыри, свечку. Большое разнообразие вносится в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более, сидеть или работать, стоя у столов.

Все это делает занятие не только более интересными, продуктивными и занимательнее для детей, но также обогащает их сенсорный опыт, развивает мелкую моторику. И дети также перестают бояться использовать новые материалы в рисование, и зачастую пропадает нежелание заниматься изобразительной деятельностью. Ведь часто встречается негативизм у детей к этому виду деятельности вследствие неоднократных неудач.

Таким образом, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с учениками, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться и корригироваться необходимые качества.

На основании анализа литературных источников можно констатировать ряд положений:

1. Вследствие тотального поражения головного мозга психическая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью отличается следующими особенностями: конкретностью мышления; некритичностью; внушаемостью; недоразвитием операций мышления, в частности анализа и синтеза, они не могут подобрать необходимые средства реализации для решения поставленной задачи, также не критичны по отношению к полученным промежуточным и итоговым результатам; восприятие информации основывается в основном на зрительных образах. Поэтому учет данных особенностей необходимо в работе с такими детьми, что повышает эффективность коррекционного воздействия.

2. На раду с нарушением всей психической деятельности ребенка, отмечается недоразвитие мелкой моторики руки, хуже развита кинестетическая чувствительность. Вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта.

3. Уроки по изобразительной деятельности являются ведущим по развитию мелкой моторики и подготовки в дальнейшем руки к письму. В процессе работы с различными инструментами и материалами развивается координация, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными.

4. Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительной деятельности может не только сделать занятие более интересным и продуктивным, но и обогатить сенсорный опыт учащихся, и развить мелкую моторику, вследствие использовании в деятельности различных материалов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в особом коррекционном обучении, которое способствует развитию мелкой моторики. Наиболее продуктивным в этом направлении может оказаться использование нетрадиционных техник рисования, а также применение дидактических приемов обучения в комплексе.

 


Информация о работе Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта