Развитие речи дошкольников в процессе общения со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Задачи исследования:
 изучить психолого-педагогический аспект данной проблемы;
 выявить уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 71.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Выводы по I главе

   Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, по проблеме развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста мы выяснили, что на разных исторических этапах, развитию диалогической речи уделяли большое внимания такие психологи и педагоги, как: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, О. С. Ушакова, Ф. А. Сохин, М. М. Алексеева, В. И. Яшина и др. Развитие диалогической речи должно осуществляться планомерно, систематически, с учетом индивидуальных возможностей дошкольников. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

     А.С Выготский, А.Н. Леонтьев утверждают, что формирование диалогической речи целесообразнее всего осуществлять в сюжетно-ролевой игре, потому что, сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок разговаривает со сверстниками, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Очень важно, чтобы дети начали играть друг с другом самостоятельно. Только в этом случае возникает взаимодействие со сверстником (иначе это фронтальная форма все того же общения со взрослым). Совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста, в частности сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, совместная изобразительная деятельность развивают не только связную речь, но, а также накапливает знания, развивает мышление и память, воспитывает творческое воображение ребенка.

Глава II Особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками

 

2.1 Выявление уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

 

     Для выявления уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на методику М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, которые дают следующую характеристику коммуникативных умений детей:    

     1. Умение вступать в диалог:

  • владение речевыми оборотами для установления контакта;
  • легкость контактирования со сверстниками и взрослыми;
  • затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми.

 

     2. Умение поддерживать и завершать диалог:

  • умение отвечать на вопросы;
  • умение задавать вопросы в ходе диалога;
  • умение слушать собеседника;
  • умение своевременно вступать в диалог;
  • умение завершать разговор.

 

 

 

 

 

 

 

     Для выявления уровня развития диалогической речи мы использовали следующие диагностические задания.

     1. Для выявления умения вступать в диалог была использована беседа на тему: «Я и сверстники ». Она проводилась с каждым ребёнком индивидуально. Детям были заданы следующие вопросы:

  1. Есть ли ребята в группе, с которыми ты общаешься чаще, чем с другими?
  2. Кого из них ты можешь назвать своими друзьями, почему?
  3. Для игры тебе не хватает игрушки, как ты поступишь – попросишь её у товарища или обойдёшься без неё?
  4. Можешь ли ты одолжить свою игрушку, если тебя об этом попросят?
  5. Тебя часто зовут играть?
  6. А сам ты часто приглашаешь ребят в игру?
  7. Можешь ли ты вступить в разговор с малознакомым тебе ребёнком?
  8. Как ты обратишься к нему, с чего начнёшь разговор?
  9. Если ты видишь, что кто – то из ребят не справляется с заданием, как ты поступишь: подскажешь или не обратишь внимания?
  10. А ты часто просишь помощи у товарищей?

     В ходе беседы мы выявили, что у четверых детей отмечается высокий уровень умения вступать в диалог (27%), они активно контактировали, с удовольствием отвечали на все вопросы в ходе диалога, достаточно хорошо владели речевыми оборотами.

    Например, Алёша П. так отвечал на вопросы:

     1. Есть ли ребята в группе, с которыми ты общаешься чаще, чем с другими? – Я общаюсь со всеми ребятами, но чаще всего с Артёмом З., Алёшей, Вовой, Ириной и Виталиком,  потому что мы живём рядом и играем не только в садике.

     2. Кого из них ты можешь назвать своими друзьями, почему? – Мои друзья – Алёша и Вова, потому что мы вместе играем и делимся игрушками, ходим вместе в садик, катаемся на велосипедах.

     3. Для игры тебе не хватает игрушки, как ты поступишь – попросишь её  у товарища или обойдёшься без неё? – Я могу попросить игрушку, но если она нужна, то попрошусь играть вместе.

     4. Можешь ли ты одолжить свою игрушку, если тебя об этом попросят? – Если она мне не пригодится для игры, то одолжу, а если пригодится, то предложу поиграть вместе.

     5.Тебя часто зовут играть? – Да, но я люблю сам с друзьями придумать игру,  и если нам не хватает людей, то мы зовём других ребят.

     6. Можешь  ли ты вступить в разговор с малознакомым тебе ребёнком? – Да, могу.

     7.Как ты обратишься к нему, с чего начнёшь разговор? – Смотря зачем я буду с ним говорить. Сначала я скажу как меня зовут и спрошу как зовут его и потом попрошу чего-нибудь или позову поиграть.

     8. Если ты видишь, что кто – то из ребят не справляется с заданием, как ты поступишь: подскажешь или не обратишь внимания? – Если я что-то знаю, то мне нетрудно помочь другим.

     9. А ты часто  просишь помощи у товарищей? – Если трудно, то могу попросить, вместе веселее что-то делать.

   

       Ирина Г. Отвечала так:

  1. Есть ли ребята в группе, с которыми ты общаешься чаще, чем с другими? – Я общаюсь со всеми девочками и с Алёшей П. ,Артёмом З.
  2. Кого из них ты можешь назвать своими друзьями, почему? – Моя подруга Таня, мы живём с ней по соседству, ходим друг к другу в гости, всегда играем вместе, Алёша П. тоже мой друг, у него всегда можно попросить помощи.
  3. Для игры тебе не хватает игрушки, как ты поступишь – попросишь её  у товарища или обойдёшься без неё? – Если эта игрушка мне очень нужна, то конечно я её попрошу.
  4. Можешь ли ты одолжить свою игрушку, если тебя об этом попросят? – Да, могу.
  5. Тебя часто зовут играть? – Девочки всегда зовут меня играть в «Дочки-матери» и другие игры.
  6. А сама ты часто приглашаешь ребят в игру? – Да, у меня есть кукольный домик, и я всегда зову играть с собой тех, кто хочет.
  7. Можешь  ли ты вступить в разговор с малознакомым тебе ребёнком? – Могу, а что тут такого, мы можем вместе поиграть.
  8. Как ты обратишься к нему, с чего начнёшь разговор? – Я сначала поздоровуюсь и назову своё имя, потом спрошу не против ли он, если я поиграю с ним или ещё что-нибудь.
  9. Если ты видишь, что кто – то из ребят не справляется с заданием, как ты поступишь: подскажешь или не обратишь внимания? – Я всегда рада помочь.
  10. А ты часто просишь помощи у товарищей? – Бывает, что попрошу.

 

 

     Средний уровень показали семеро детей (53%), они активно общались с детьми и взрослыми, давали ответы на все вопросы, но испытывали трудности в использовании речевых оборотов для установления контакта, вопрос о незнакомом сверстнике ставил детей в тупик, они затруднялись с ответом.

     Так,  Таня К.  ответила, что она без острой необходимости не стала бы подходить к незнакомым детям и заводить с ними разговор. Ей не составило бы особого труда поиграть одной.

     Практически так же поступили бы Серёжа П. и Аня П., а вот остальные ребята подошли бы к незнакомому сверстнику, но на вопрос с чего ты начнёшь разговор и как обратишься к нему, давали невнятные ответы, например, Женя Г.сказала, что просто постоит рядом, пока ребёнок сам с ней не заговорит.

     Низкий уровень показали трое детей (20%), они не смогли с легкостью войти в контакт, не владели речевыми оборотами для установления контакта, были малоактивны в общении, не всегда охотно отвечали на вопросы, было заметно, что им неловко.

    Одним из таких  детей оказался Ваня В.:

  1. Есть ли ребята в группе, с которыми ты общаешься чаще, чем с другими? – Я общаюсь с Виталиком.
  2. Кого из них ты можешь назвать своими друзьями, почему? – Мой друг Виталик, мы с ним всегда вместе играем , в садик ходим по одной дороге, он не жадный и всегда делится игрушками.
  3. Для игры тебе не хватает игрушки, как ты поступишь – попросишь её  у товарища или обойдёшься без неё? – Я могу и во что-нибудь другое поиграть.
  4. Можешь ли ты одолжить свою игрушку, если тебя об этом попросят? – Если она мне самому не нужна.
  5. Тебя часто зовут играть? – Иногда мы играем вместе.
  6. А сам ты часто приглашаешь ребят в игру? – Я люблю один играть или с Виталиком.
  7. Можешь  ли ты вступить в разговор с малознакомым тебе ребёнком? - Нет, мне мама не разрешает.
  8. Если ты видишь, что кто – то из ребят не справляется с заданием, как ты поступишь: подскажешь или не обратишь внимания? – Не знаю.
  9. А ты часто просишь помощи у товарищей? – Нет.

 

     Таким образом, беседа с детьми о  сверстниках показала, что диалогическая речь у всех дошкольников развита по-разному, кому-то легче, кому-то труднее вступать в диалог и находить общие темы для разговора.

 

     2. Для выявления умения поддерживать и завершать диалог нами была использована сюжетно-ролевая игра «Больница» (См. Приложение №2).

       При подготовке к сюжетно-ролевой игре мы заранее подобрали вопросы для детей, а также приготовили атрибуты для игры. В начале игры мы сообщили детям: «Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в больницу. Здесь работаю врачи, а также люди, которые им помогают. Врачи - очень умные и добрые люди, они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели». Далее мы строили диалог в вопросно-ответной форме.

     Перед сюжетно-ролевой игрой «Больница» мы провели беседу:

  1. Ты был (а) когда-нибудь у врача?
  2. Как называются люди, которые посещают врача?
  3. Ты помнишь, во что обычно одеваются врачи?
  4. Какие врачи работают в больнице?
  5. А ты хотел (а) бы узнать, кто еще работает в больнице?

     Дети неплохо справились с ответами, но некоторые из них как, например: Ваня В., Катя К. и Артём З. не смогли дать правильные ответы на элементарные вопросы, они не знают как называются люди, которые посещают врача и какие врачи работают в больнице.

     Затем каждый ребенок взял на себя роль специалиста - роли докторов взяли на себя воспитатель, чтобы у детей был образец поведения и наиболее активный ребёнок Толя М., мы надели на них белые халаты и посадили за столики. Аня П. и Ирина Г.стали медсёстрами, они заняли место каждая возле своего доктора, роль процедурной сестры досталась Вале Б, а продавца в аптеке Тане К., пациентами стали остальные ребята. После распределения ролей началась игра. Дети активно в неё включились, так как всем были интересны роли, которые им достались.

     В ходе игры мы наблюдали за детьми - как они распределяли роли, как вступали в диалог друг с другом. Данные наблюдения позволили сделать нам вывод о том, что трое детей имеют низкий уровень умений поддерживать и завершать диалог (20%). Они совсем не старались поддерживать диалог, не выслушивали «советы врача», переходили в «другой кабинет», когда им вздумается. На вопросы они отвечали одним словом: «да» или «нет», самостоятельно вопросов практически не задавали, были пассивны в речевом общении, обращались за подсказкой к воспитателю. Это Ваня В., Алёша Б. и Женя Г.

     Восемь детей имеют средний уровень умений поддерживать и завершать диалог (46%). В ходе игры они старались поддерживать диалог, выслушивали «советы врача». Активно отвечали на вопросы врача, единственно затруднялись в формулировании собственных вопросов в ходе диалога. Во время игры каждый пациент «жаловался на болезнь», говорил, где болит. Своевременно вступали в диалог, но не всегда завершали его. Так,  Аня П. неплохо справилась с ролью медсестры, но затруднения у неё поначалу вызывала помощь доктору (Толе. М.) в приёме больных, она была пассивна и не вступала в диалог с детьми, затем, когда ей ещё раз была объяснена её роль, она начала вести себя более уверенно.

     И самый высокий уровень умений поддерживать и завершать диалог показали пятеро детей (34%).Они отвечали на все вопросы врача, слушали внимательно друг друга, не перебивали, своевременно вступали в диалог и завершали его. Отдельно можно отметить Толю М. в роли доктора. Он довольно подробно расспрашивал ребят о том, что их беспокоит, «выписывал» рецепт, давал рекомендации. Также достаточно хорошо справилась со своей ролью Таня К. (продавец в аптеке), она делала вид, что внимательно рецепт, выписанный врачом, отпускала лекарства, давала консультацию по применению.

Информация о работе Развитие речи дошкольников в процессе общения со сверстниками