Развитие речи ребенка 5-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:50, статья

Краткое описание

Через год-два ваш ребенок пойдет в школу. У вас появятся новые заботы, радости, возможно, огорчения, которых будет значительно меньше, если малыш подготовлен к учебной деятельности.

Школа с первого класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных определенных навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от товарищей по классу.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие речи ребенка 5.docx

— 31.05 Кб (Скачать файл)

 

Хорошее упражнение для развития речи—рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Постепенно это задание усложняется. Ребенку можно предложить не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и описать последующие или предшествующие события. Кроме того, можно попросить его дать описание картинки по памяти: сначала малыш внимательно рассматривает ее, потом картинку убирают, а он рассказывает, что на ней изображено.

 

Когда ребенок составляет самостоятельные рассказы, сочиняет их по картинкам, спросите его, где происходит действие (в лесу, во дворе, на улице, в комнате), в какое время года (зимой, летом, весной, осенью), попросите  описать внешность героя, его  одежду, настроение.

 

Вместе с тем учите  ребенка сжато передавать содержание сказок, рассказов.   

 

В этом возрасте дети уже  безошибочно отличают сказку от рассказа, стихи—от прозы. Однако после чтения художественного произведения все  же следует спросить ребенка, что  вы ему прочитали: сказку, рассказ  или стих.

 

При чтении художественных произведений обращайте внимание ребенка  на языковые средства, используемые автором, например, при описании природы, предмета, какого-нибудь явления (березка кудрявая, лес уснул). Предложите ребенку и  самому сравнить хорошо знакомые ему  предметы, явления природы, подобрать  эпитеты к ним: «Как можно сказать  иначе об этой березе (об облаках)? С  чем их можно сравнить?»

 

Одновременно с обогащением  словаря, формированием грамматической правильности речи, развитием разговорной  и связной речи приучайте шести-, семилетнего ребенка правильно  слышать и различать звуки, отчетливо  и внятно произносить их в словах, во фразе.

 

Так, ребенку шестого года жизни можно предложить выделить из группы слов, фразы, из небольшого стихотворения  только те, в которых имеется звук [ш] или [ж], например, из фразы «Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет».

 

Попросите ребенка назвать  игрушки или окружающие его предметы, которые начинаются с того или  иного звука. Например, предметы одежды, которые начинаются со звука [ш]: шуба, шапка, шарф; мебель; со звука [с]: стул, скамейка, стол.

 

Постепенно такие задания  усложняются. Так, при рассматривании картинок ребенок перечисляет сначала те предметы, в названиях которых, например, есть звук [с], а затем—звук |з], звук [ш], звук [ж]. Или можно предложить такую игру. Вы называете слово, ребенок определяет в нем последний звук и подбирает на этот звук другое слово: «Танк». (Кот.)

 

В этом возрасте дети, как  правило, правильно произносят все  звуки родного языка, отчетливо  и внятно говорят слова и фразы, умеют пользоваться умеренным темпом, нужной громкостью голоса, говорить достаточно выразительно. Однако у некоторых  детей наблюдается несовершенство звуковой стороны речи, поэтому работу по ее развитию следует продолжать. Особое внимание обратите на правильное, отчетливое, ясное произнесение звуков, слов и фраз. При наличии недостатков  в произношении звуков следует принять  все меры к их исправлению.

 

Произнесение шепотом  фраз, пословиц, поговорок, чистоговорок, небольших стихов также способствует выработке более тонких движений мышц языка, губ, что, в свою очередь, приводит к наиболее отчетливому и чистому произнесению звуков, слов, фраз.

У ребенка шестого-седьмого года жизни проверьте

 

•    Насколько полно  и точно он дает описание предметов, умеет ли по характерным признакам  определить его, подобрать близкие  по значению слова. Умеет ли ребенок  пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания?

 

•    Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми?

 

•    Может ли по картинке самостоятельно придумать начало и  конец рассказа; самостоятельно составить  рассказ, сказку, достаточно ли ясно, последовательно  передает их содержание?

 

•    Какие допускает  грамматические ошибки в речи—правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах?


Информация о работе Развитие речи ребенка 5-7 лет