Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:38, курсовая работа
Гипотеза: Предполагаем, что после проведения развивающей программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников, уровень творческих способностей младших школьников повысится.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, на основании которого выявить теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.
Проанализировать уровень развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Провести экспериментальное исследование творческих способностей в младшем школьником возрасте
Разработать программу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии……………………………………..6
1.2. Психологическая сущность творческих способностей…………………10
1.3. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….17
Выводы по первой главе……………………………………………………….22
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей в младшем школьником возрасте…………………………………..…………..24
2.1. Организация и методы исследования…………………………………....24
2.2 Методы и анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей младшего школьного возраста …………………………..….26
2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….35
2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...37
Выводы по второй главе……………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы……
Программа опирается на развивающую парадигму образования. Один из принципов этой программы, который наиболее интересен нам – креативный. Путем реализации креативного принципа является проблемное обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний.
Таким образом, система обучения способствует формированию у ребенка – гибкости ума, самостоятельности ума, творчества, перехода мышления на новую и более высокую ступень.
При исследовании креативности был использован тест Е.П. Торренса, который позволяет измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности. Е.П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположение и гипотезы о возможных решениях, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, модифицирует их и снова проверяет и окончательно обосновывает результаты.
Нами был использован тест “Незавершенные фигуры” из невербальной батареи Е.П. Торренса. Использование невербальной формы обусловлено некоторыми моментами. Почти все теории творческой деятельности подчеркивают важную роль, которую играют в творчестве эмоциональные факторы, физическое самочувствие, психологический климат. Важным фактором, влияющим на проявление творческой активности, является мотивация испытуемых при выполнении заданий, поскольку любой вид творчества требует больших энергетических затрат.
Таким образом, выполняя задания этого теста, испытуемые не будут напряжены в погоне за результатом. Процедура тестирования не будет напоминать учебную. Рисуночная форма задания замотивирует младших школьников и тем самым будет создана обстановка, благоприятная для проявления креативности. Художественный уровень исполнения рисунков не оценивается. И еще необходимо отметить, что фигурная форма в наименьшей степени зависит от национальных, социальных и других различий по сравнению с вербальной формой.
Тест “Незавершенные фигуры” – является адаптацией рисуночных тестов, предложенных К. Френком. Обследуемому предлагается дорисовать десять незаконченных фигур, порождающих у него желание завершить их простейшим путем согласно законам гештальтпсихологии. Поэтому, для того, чтобы создать оригинальный рисунок, обследуемый должен противодействовать этому стремлению, воздерживаясь от первичного импульса немедленно замкнуть фигуру. Все десять незаконченных фигур отличаются друг от друга, но навязывают человеку определенные устойчивые образы. При процедуре измерения необходимо четко осознать концепцию креативности Е.П. Торренса: содержание показателей беглость, гибкость, оригинальность, тщательность разработки идей, сопротивление замыканию как характеристик этого процесса.
В работе над тестом Е.П. Торренс во многом опирался на теорию дивергентного (творческого) мышления Дж. Гилфорда.
Дж. Гилфорд определяет четыре классических свойства дивергентного мышления следующим образом:
1. “Беглость” – способность
продуцировать большое
2. “Гибкость” – способность
применять разнообразные
3. “Оригинальность” –
4. “Разработанность” – способность детально разрабатывать возникшие идеи.
К этому перечню Е.П. Торренс добавил еще несколько характеристик. Одну из них мы взяли для измерения креативности – “сопротивление замыканию”.
5. “Сопротивление замыканию”
Баллы за каждый показатель заносятся в оценочный лист в соответствующие графы, затем подсчитываются суммарные баллы. “Сырые” баллы по показателям: оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию преобразуются в стандартную “Т-шкалу”.
Преобразование в стандартную “Т-шкалу” происходит по следующей формуле:
Ti – шкальное значение показателя у данного испытуемого;
Xi – сырая оценка показателя у данного испытуемого;
М – среднее арифметическое значение показателя, полученное на соответствующей возрастной выборке; G – стандартное отклонение значений показателя, полученное на соответствующей возрастной выборке.
Нормативные данные (М, G), необходимые для получения Т-баллов, представлены в приложении. Значения по Т-шкале 50±10 соответствуют возрастной норме.
Таким образом, полученные значения дают возможность определить уровень проявления показателей креативности.
Количественный анализ результатов.
Полученные значения по показателям творческих способностей экспериментальной и контрольной группы представлены в приложении.
Переведя “сырые” баллы в шкальные Т-баллы, мы распределили полученные данные по трем группа – выше нормы, норма, ниже нормы.
Наглядно результаты представлены на рисунках.
Рисунок № 1 “Соотношение показателей творческих способностей в экспериментальной группе”.
Из рисунка видно, что у детей выявлен высокий уровень беглости, средний уровень гибкости, средний уровень оригинальности, средний уровень разработанности и сопротивление замыканию.
Рисунок № 2. “Соотношение показателей творческих способностей в контрольной группе”.
Из рисунка видно, что у детей выявлен высокий уровень беглости, средний уровень гибкости, средний уровень оригинальности, низкий уровень разработанности, средний уровень сопротивление замыканию.
Качественный анализ результатов.
Соотнося отдельные показатели творческих способностей в экспериментальной и контрольной группе, мы можем отметить, что структура творческих способностей неоднородна (соотношение показателей). Отдельные показатели могут располагаться в совершенно разных диапазонах. Это, возможно, обусловлено тем, что показатели творческих способностей (беглость, гибкость, оригинальность, сопротивление замыканию) являются независимыми друг от друга и характеризуют творческие возможности с разных сторон.
Высокие баллы по показателю беглость свидетельствуют о том, что испытуемые имели высокую мотивацию при выполнении задания, что позволило, в свою очередь, порождать большое число идей. Этот показатель полезен тем, что позволяет понять другие показатели; является специфическим для творческого мышления. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл.
А вот показатель гибкость позволит оценить, насколько эти идеи были разнообразны. Как мы можем убедиться, почти все испытуемые продемонстрировали хорошую гибкость мышления, что отражено в хорошей способности, выдвигать разнообразные идеи и стратегии, переходить от одного аспекта к другому. Эти испытуемые имеют хорошую информированность, хороший интеллектуальный потенциал.
Насколько выдвинутые идеи были оригинальны, мы оценим по показателю оригинальность.
Основная часть испытуемых способна выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных. Наличие данной способности характеризует испытуемых как имеющих хорошую интеллектуальную активность и неконформность. Они смогли избежать мелких, очевидных и неинтересных идей. Соответственно, испытуемые с низкой оригинальностью предложили очевидные и банальные идеи.
Наиболее низкие результаты по показателю разработанность. Испытуемые с низкими результатами по этому показателю, скорее всего, выдвигали идеи, но не стремились детально разрабатывать их.
Анализируя показатель “сопротивление замыканию”, мы наглядно видим, что здесь также основная часть испытуемых (“норма”, “выше нормы”) способны длительное время выдерживать неопределенность, неравновесие, оставаясь открытыми новой информации для принятия оригинальных решений.
Испытуемые, проявившие низкую способность «сопротивления замыканию» характеризуются как люди, склонные принимать решение преждевременно без учета всей доступной информации. Наглядно очень хорошо видна связь показателей “оригинальность” и “сопротивление замыканию”.
Сопоставляя полученные результаты структуры творческих способностей в экспериментальной и контрольной группе необходимо отметить следующее. В экспериментальной группе немного лучше развиты такие показатели гибкость, оригинальность, разработанность. В контрольной группе по показателям гибкость и оригинальность тоже преобладают хорошие результаты, а разработанность имеет много низких результатов.
Можно предположить, что они больше теоретики, чем практики. То есть умеют выдвигать множество идей или гипотез, а детальной разработкой занимаются мало.
Методика Вартега “Круги”.
На бланке нарисовано 20 кругов. Ребятам предлагается нарисовать предметы и явления, используя круги как основу для рисунка. Нужно подумать, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Задание выполняется 5 минут.
Цель – изучение показателей дивергентного мышления (беглость, гибкость, оригинальность).
Обработка результатов происходит следующим образом.
Показатель беглость мышления – подсчитывается общее количество рисунков, за каждый рисунок – 1 балл.
Показатель гибкость мышления – n/количество классов рисунков, за каждый класс – 1 балл.
Рисунки могут группироваться по таким классам: природа; предметы быта; наука и техника; спорт; декоративные предметы; человек; экономика; Вселенная.
Показатель оригинальность мышления – за каждый редко встречающийся рисунок – 2 балла.
Полученные результаты сравниваются со средними значениями (см. Приложение).
Сводная таблица результатов изучения показателей дивергентного мышления по методике “Круги” представлена в приложении.
Наглядно результаты представлены на рисунках.
Рисунок № 3. “Соотношение показателей дивергентного мышления в экспериментальной группе”.
Из рисунка видно, что у детей выявлен средний уровень беглости, средний уровень гибкости и средний уровень оригинальности.
Рисунок № 4. “Соотношение показателей дивергентного мышления в контрольной группе”.
Из рисунка видно, что у детей выявлен средний уровень беглости, средний уровень гибкости и средний уровень оригинальности.
Качественный анализ результатов исследования.
Рассмотрение показателей дивергентного мышления в разных группах испытуемых. Можно отметить, что проявления показателей различны у каждого испытуемого. Мы подтверждаем мысль о том, что структура творческих способностей неоднородна. Показатель беглость идей значительно ниже, чем в предыдущей методике. Это можно объяснить тем, что время выполнения задания было ограничено. Школьники, обдумывая оригинальную идею, теряли время.
Гибкость лучше развита в контрольной группе, а оригинальность несколько выше в экспериментальной группе. Гибкость - это возможность использовать знания из разных областей наук.
Методика “Предложения”.
Школьникам предлагается составить как можно больше осмысленных предложений из трех слов, которые начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т. Время выполнения – 8 минут.
Цель – изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом.
При обработке подсчитывается количество предложений, которые будут показателем продуктивности при операциях с символическим материалом, и сравнивается со средними значениями (см. приложение).
Сводная таблица результатов изучения дивергентной продуктивности по группам представлена в приложении.
Наглядно результаты представлены на рисунке.
Рисунок № 5. “Соотношение показателей дивергентной продуктивности”.
Из рисунка видно, что эксперементальная и контрольная дивергентная продуктивность на среднем уровне.
Данная методика позволяет изучить творческие способности на вербальном материале. Мы видим, что показателя выше нормы нет.
То есть младшие школьники лучше предлагают творческие идеи на невербальном материале. Когда дается неопределенный, незавершенный стимул в виде изображенного предмета или незавершенной фигуры. Это подтверждает мысль о том, что младший школьный возраст благоприятный для проявления и развития творческого потенциала.
Необходимо ответить, что методика “Предложения” больше напоминает обычную учебную задачу. И тем самым могла не вызвать мотивации на выполнение и создание дивергентного продукта. Изучив проявления творческих способностей младших школьников, обучающихся по развивающей программе “Школа 2100”. Одним из направлений концепции этой программы – развитие творческих способностей школьников.
Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников