Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:38, курсовая работа
Гипотеза: Предполагаем, что после проведения развивающей программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников, уровень творческих способностей младших школьников повысится.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, на основании которого выявить теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.
Проанализировать уровень развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Провести экспериментальное исследование творческих способностей в младшем школьником возрасте
Разработать программу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии……………………………………..6
1.2. Психологическая сущность творческих способностей…………………10
1.3. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….17
Выводы по первой главе……………………………………………………….22
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей в младшем школьником возрасте…………………………………..…………..24
2.1. Организация и методы исследования…………………………………....24
2.2 Методы и анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей младшего школьного возраста …………………………..….26
2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….35
2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...37
Выводы по второй главе……………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы……
Содержание занятий
Занятие 1.
«Я –единственный на планете»
Задачи:
Ход занятия
Дети заходят в кабинет, располагаются.
«Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, устроиться поудобнее, чтобы ничего не мешало, сосредоточить все свое внимание. Пока мы тут с вами болтали, смеялись, вокруг нас происходило много событий. В соседней группе дети готовились к занятию, цветок рос, машина ехала, птица летела мимо окна, на втором этаже двигали стул, на станцию прибыл поезд, над городом пролетел самолет. И все это одновременно, но мы ничего этого не осознаем, не слышим. Человек не может, конечно же все видеть и слышать сразу. Давайте попробуем сейчас сосредоточиться на чем-то одном».
Дети с закрытыми глазами поочередно слушают звуки на улице, в кабинете, в коридоре; ощущения того, как одежда прикасается к телу, как растут на голове волосы.
«Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад. И все это бегом,
заметить, остановиться, понюхать цветочек нет времени. А планета кружится, птицы поют, цветы растут, солнце всходит... Закройте глаза, представьте: над красивым черным космосом, между блестящими звездочками висит теплая круглобокая планета, она кружится, на ней живут люди, зверюшки бегают, прыгают, бабочки летают. И давайте присмотримся к планете внимательнее, еще внимательнее... Откройте глазки. Вы заметили одну удивительную вещь? Нигде, нигде на планете больше нет ни одного вот такого малыша, нет больше нигде вот такой замечательной красавицы, на всей планете одна вот такая раз единственная девочка, и, сколько ни присматривайся, нигде больше на всей планете нет такого очаровательного мальчика. Нет такого второго ребенка нигде».
То же самое очень искренне говорится о каждом ребенке. В этот момент психолог обращается к группе на «ты». «Ты на свете один такой единственный, второго такого существа нет нигде, сколько бы мы ни искали». «Существо» произносится очень нежно, с восторгом, как слово «чудо».
«Давайте, наконец, познакомимся. Чтобы все видели друг дружку, сядем в кружок».
Дети по кругу называют сначала имена всех уже представившихся, а затем свое имя. Психолог завершает круг, сначала называя по именам всех детей, а затем свое имя.
«Замечательно, оказалось, что у всех вас есть прекрасные имена. Ну-ка, дайте я на вас посмотрю. У всех есть глазки, по два глазика у всех? У всех есть носик, у всех ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а-а, дети, так вы все одинаковые».
Психолог выдерживает выразительную паузу на слове «одинаковые», давая детям возможность прийти в себя и возмутиться. Когда они возмутились: «Мы разные», психолог говорит:
«Да где же вы разные? Вот ноги, вот руки, вот уши, и т. п. А, волосы разные? Характер разный? Хорошо, вы меня убедили, давайте разберемся, чем вы отличаетесь друг от друга». Дети вместе с психологом перечисляют, чем отличаются друг от друга: характер, внешность, привычки, мысли, внутренний мир. Внутренний мир выводится отдельно.
«Что такое внутренний мир? То есть понятно, что такое внешний мир. Это природа, небо, солнце. А внутренний? На самом деле в нашем внутреннем мире тоже есть небо, солнце. И если на солнышко находят тучки — настроение портится, идет дождь — бегут слезки, светит солнышко — хорошее настроение, поем песенки. От того, какое у нас настроение, зависит почти все остальное. В плохом настроении проявляются те черты характера, которые, может быть, не проявляются в хорошем. У «внешности» в плохом настроении надутые губы, все привычки отодвинуты в сторону, человек грустит, в мяч не гоняет, в куклы не играет (все говорится капризным тоном).
Как выглядит грустный человек? Брови у него нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты.
А как выглядит веселый человек? Прыгучесть повышенная, все встали, вот мы веселые, попрыгали, хочется обнять все небо, руки раскинули, вот устали.
Как выглядит уставший человек? Уф, выдохнули, пополам согнулись, руки тяжелые, упали, все, лежим, отдыхаем.
Что мы только что делали? А как мы это делали? Правильно, внутреннее состояние человека можно передать многими способами. С помощью жестов. Давайте все грустно помашем вслед рукой... При этом наша грусть написана на лице. Это наша мимика. Давайте мимикой покажем, какие мы сонные, хотим спать, глазки слипаются. Еще у нас есть голос, интонация. Давайте голосом покапризничаем: «Мама, не хочу вставать». Все эти приспособления — жесты, интонация, мимика
— действуют вместе. И вообще, мы очень сложные и разные существа, несмотря что у нас у всех по два глаза, по две руки и ноги, по одному носу.
Чтобы представить себе, кто мы такие, какие мы удивительные и уникальные, ни на кого не похожие, давайте мы дома, как только проснулись, только-только открыли глазки, не причесываясь, не умываясь, сразу же подбежим к зеркалу. Удивимся себе — кто же мы такие, какие мы интересные, ой какие у меня замечательные веснушечки, какие реснички, ой какие у меня зубки. Вы посмотрите на себя в зеркало и расскажете потом мне, кого вы там увидите, что вам понравится, что нет. А сегодня наше занятие заканчивается, до свидания!»
Занятие 2. «Ассоциации»
Материалы:
Ход занятия
«Здравствуйте, ребята! Итак, здесь собрались замечательные человечки, неповторимые и единственные. Один не похож на другого, хотя кое-что общее у них все-таки есть. Что же у вас одинаковое? Чем вы можете быть похожи между собой? А похожа, допустим, вот эта дверь и эта дверь между собой и чем они отличаются? А характеры у этих дверей — одинаковые или разные?»
Таким же образом сравниваются приготовленные пары предметов. Эта работа проводится столько времени, сколько потребуется группе для понимания ассоциации, мысли психолога о разных характерах.
«Согласитесь ли вы, что каждый предмет в этом кабинете имеет свой характер? И любая вещь в мире вообще имеет свой характер: чемодан, дерево, цветок и т. п. У разных чемоданов разные характеры, у каждого дерева свой характер.
А у вас у каждого тоже свой характер? Отзывчивый, трудолюбивый, ласковый, добрый. У всех вас разные характеры. Если у вас разные характеры, но вы бываете друг на друга похожи, и у вещей характеры разные, но они тоже бывают друг на друга в чем-то похожи, могут ли вещи быть похожи на людей? Вот этот цветок может быть похож на эту девочку? Такой же пушистый, кудрявый. А вот этот мячик на этого мальчика? Такой же веселый, попрыгунчик. Если приглядеться к нашему миру, то можно подсмотреть много похожих моментов, из которых складывается волшебное слово «ассоциация». Вот, например, этот мальчик ассоциируется у меня с грибочком, который сидит и выглядывает из травки. А эта девочка ассоциируется у меня с бабочкой, которая сложила крылышки и отдыхает на цветочке.
Ассоциируется — значит вызывает у меня похожее ощущение, чувство, когда я на него смотрю. Представьте белочку, прыгающую с дерева на дерево: веселая прыгающая белочка. И представьте девочку, прыгающую на скакалке. Будут похожи белочка и девочка? Это ассоциация с животным. Давайте попробуем найти ассоциацию с погодой. Мальчик бежал, упал, разбил коленку, заплакал. Тучки небо затянули, дождик идет. Мальчик два раза носом шмыгнул и улыбнулся наконец. Ветерок подул, тучки рассеялись, солнышко выглянуло. Солнышко блестит, мальчик улыбается. Похожее настроение?
Ассоциации ищутся именно по настроению и по характеру. Ворчливый шмель похож на дедушку, потерявшего очки, звенящий ручеек похож на голосок младшей сестренки, строгая серая шляпа похожа на папу во время работы, тепленькая варежка похожа на мамин голос».
В центре детского круга ставится любой предмет. Психолог подходит за спиной к каждому ребенку и предлагает ему вариант ассоциации с этим предметом (с погодой, настроением и т. п.).
Затем включается запись спокойной музыки, дети ложатся и закрывают глаза.
«Закрыли глазки. Где-то за стенами нашего сада бегут машины, шумят деревья, в траве прыгают кузнечики, с цветка на цветок перелетает пчелка. Где-то плавают рыбки среди водорослей, где-то еще дальше река впадает в океан, в океане плавают киты, дельфины, над океаном парят чайки. С высоты полета чайки виден островок посреди океана, на острове растут пальмы, на пальмах бананы, под пальмой сидят обезьянки, симпатичные, грызут бананы, между пальмами летают яркие разноцветные попугаи.
Наш мир состоит из множества красок, наполнен множеством существ и предметов. Все они очень разные, но у всех у них найдется что-то общее. Среди всего разнообразия нашей планеты разыщите, пожалуйста, предметы, растения или животных, которые похожи на вас. Может быть, это даже будут такие существа и такие растения, которых никто никогда не видел. Поищите и запомните их». Психолог просит детей открыть глаза и, не вставая, потянуться, поменять позу, посмотреть на себя.
«А теперь нарисуйте, пожалуйста, то, что вы нашли похожим на вас в вашем путешествии».
Включается спокойная музыка и дети рисуют свои ассоциации. Затем проводятся выставка рисунков и их обсуждение; на этом занятие заканчивается.
Занятие 3. «Наши имена»
Материалы:
Ход занятия:
«Доброе утро, ребята! Мне очень приятно снова всех вас видеть. Сегодня мы поприветствуем друг друга улыбкой. Нужно повернуться к соседу справа и подарить ему улыбку. Молодцы! В прошлый раз я рассказала вам сказку об имени. А сегодня я предлагаю вам попробовать разгадать тайну ваших имен. Мы отправимся в сказочную страну Имени, и если нам повезет, то мы сможем не только услышать наши имена, но и увидеть их. Но чтобы войти в сказочную страну, нужно соткать паутинку из наших имен. И только тот, кто пройдет через эту паутинку, сможет наполниться волшебной силой и прикоснуться к таинству имени. Вы готовы?
У меня в руках клубочек. Каждый из вас будет брать его в руки и наматывать ниточку на свой стульчик, произнося свое имя. Все остальные в это время постараются придумать и назвать как можно больше ласковых имен для своего товарища». Когда ласковые имена будут названы, ребенок, для которого их придумывали, выбирает то, которое ему понравилось больше всего. Затем перекидывает клубок тому товарищу, который назвал это имя. И так до тех пор, пока каждый из детей не выберет себе ласковое имя. В процессе игры психолог помогает закрепить нитку за стульчик, создавая тем самым «паутинку». Дети, которые вторично получили клубок, просто обматывают нитку вокруг своего стульчика и передают клубок дальше.
«Вы молодцы! Все действовали дружно и поэтому соткали такую чудесную "паутинку" из наших имен! Теперь нам осталось только пройти через нее, чтобы наполниться волшебной силой. В добрый путь!»
Дети по очереди перелезают через «паутинку», помогая друг другу.
«Вот мы и добрались до страны Имени и находимся в самом ее сердце. Слышите, волшебные звуки музыки уже встречают нас. Давайте присядем и приготовимся к встрече со своим именем. Закройте глаза и представьте себе, на что похоже имя, как оно выглядит. Из чего оно сделано? Какие в нем есть цвета? Как оно пахнет? Как звучит? Как двигается? Внимательно послушайте, что нашепчет вам музыка страны Имени. В какую тайну вас посвятит». Слушаем музыку еще 1—2 минуты.
«А теперь, используя эти волшебные предметы (гуашь, карандаши и т. д.), давайте изобразим портреты ваших имен, чтобы все могли не только услышать, но и увидеть ваши чудесные имена. Выбирайте, что вам нравится, и приступайте к работе».
Включается спокойная музыка, и дети начинают рисовать. После завершения работы они садятся в круг и представляют свое имя.
«Вы молодцы! Вы были очень внимательными и смогли познать тайну своего имени. А сейчас пора возвращаться. Нам нужно вновь пройти через "паутинку" имен. Но вначале совершим круг почета своим именам».
Дети проходят круг под музыку, держа перед собой портреты.
«Спасибо, чудесная страна, и до свидания!» Дети выходят из сказочной страны так же, как. и входили, — пройдя через сказочную паутинку.
«А как вас называют дома? У каждого из вас наверняка есть любимое и нелюбимое имена. Давайте каждый из вас дома с помощью мамы сделает рисунок или аппликацию «Ромашка». В центр цветка вы впишете свое имя, на лепестках — ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке — имя, с которым мама обращается к вам, когда сердится. На лепесток с обращением, которое вам нравится больше всего, наклейте божью коровку. До свидания!»
Занятие 4. «Моя семья»
Материалы:
Ход занятия
«Здравствуйте! Давайте сыграем с вами в игру "Любящие родители"».
Дети делятся на пары. Звучит колыбельная. Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка папе. Теперь он качает малыша, а мама глядит на обоих ласково, с любовью.
Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников