Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:58, реферат
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Одна из теорий способностей принадлежит Теплову Б. М.. Он рассматривает способности, прежде всего как индивидуально - психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Теплов Б.М. считает, что оно должно включать в себя три признака:
- Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны.
1. Особенности развития творчества у детей подросткового возраста
Сущность и характеристика творческих способностей 3
Специфика творческой деятельности 8
Психологический механизм творческого воображения 9
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 12
2. Развитие творческих способностей у детей подросткового возраста
в процессе изобразительной деятельности
Понятие специальных творческих способностей,
специфика их проявления в изобразительной деятельности. 18
Условия и пути развития творческих способностей
школьников подросткового возраста. 22
Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО. 24
Заключение. 27
Список литературы.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
Главными личностными чертами подростка являются следующие:
Прилив физических
сил побуждает к деятельности.
Не у каждого подростка
Таким образом,
изучив особенности подросткового
возраста, мы выяснили, что подростковый
возраст - это весьма сложный, таящий
в себе опасность кризисных явлений,
период в жизни ученика. В этот
период организм ребёнка претерпевает
кардинальные изменения. Развёртывается
процесс полового созревания. С этим
процессом связано
Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально-нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности.
Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения.
Подросток становится
более независимым от взрослых ещё
и потому, что у него возникают
такие потребности, которые он должен
удовлетворить только сам (потребность
в общении со сверстниками, в дружбе,
в любви). Родители и вообще взрослые
при всём их желании не могут решить
проблемы, встающие перед подростками
в связи с возникновением у
них новых потребностей, между
тем как удовлетворение всех основных
потребностей младших школьников зависит
в основном от родителей. Всё это
зачастую болезненно сказывается на
отношении учащихся к учению. Вот
как характеризует это
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе. Однако, они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре.
Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализировать, опираясь на общепринятый в теории способностей подход к определению их содержания – исходя из специфики деятельности.
Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок и живопись) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций
в художественном образе – изображение
и выражение – придает
Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения (Г.В. Лабунская, Н.П. Саккулина).
Первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую – исполнительной (Л.А. Венгер, Н.П. Саккулина). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей.
Рассмотрим,
как исследователи учитывают
особенности изобразительной
В.И. Киреенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:
Целая серия
экспериментов, проведенных В.И. Киреенко,
направлена на выявление качественных
различий этих сторон зрительного восприятия
у школьников и учащихся средних
художественных школ, преподавателей,
имеющих специальное
Однако выделенные
способности позволяют
Таким образом, автором выделена хотя и важная, но далеко не исчерпывающая специфики деятельности группа способностей.
Своеобразный подход к выделению содержания способностей в изобразительной деятельности предполагает А.Г. Ковалев. Он говорит не о способностях, а о способности к изодеятельности, которая имеет свою структуру. В ней есть первый компонент – ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики: ведущее свойство – художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; опорное свойство – острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии).
Второй компонент – специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений.
Кроме этого
выделяется фон способности –
эмоциональная настроенность, легко
возникающая благодаря наличию
у художника высокой
Исходя их
отмеченных выше особенностей изобразительной
деятельности, можно сказать, что
выделенные А.Г. Ковалевым способности
в большей степени отражают существо
деятельности, ее сенсорный и одновременно
творческий характер. Эти способности
проявляются и в
Очень важно
выделение специальной умелости
руки как одного из компонентов способности.
Это согласуется и с
Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Саккулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом.
В 1959 году вышла
одна из интереснейших работ Н.П.
Саккулиной по проблеме способностей
к изобразительной деятельности
«Развитие художественно-
Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные – изобразительную и выразительную, Н.П. Саккулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.
Способность к изображению состоит из трех компонентов:
1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму – в то же время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).
2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).
Без овладения
этими графическими навыками, умениями
способность к изображению
3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако, Н.П. Саккулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным – графическим.
Из трех компонентов
развития способности к изображению
необходимо иметь задатки в области
зрительных и осязательных ощущений
и двигательной сферы – владение
мелкими дифференцированными
В этой же работе
Н.П. Саккулина выделяет показатель
уровня развития способности к изображению
– степень реальности изображения
и делает выводы о возможностях создания
реалистического изображения
Н.П. Сакулина отмечает, что способность к изображению обуславливает создание любого рисунка с различными целевыми установками.
Затем она рассматривает те качества, которые необходимы для создания художественного рисунка, то есть способность к художественному выражению. Она предполагает и другой термин – «способность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих способностей.
Из рассуждений автора о выразительности рисунка обучающегося можно выделить некоторые качества (свойства), составляющие способность к образному выражению:
1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п. А это ступень более высокая, чем выполнение графического изображения. Явно, что в этом свойстве проявляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности)