Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние информационных технологий на развитие творческих способностей.
Задачи:
Раскрыть понятия творческих способностей.
Разработать конспекты уроков.
Провести опытно-практическую работу по подтверждению или опровержению гипотезы.
Проанализировать полученные результаты.
Введение 3
I. Теоретическая часть 5
I.1. Понятие творческих способностей. 5
I.2. Творческие способности. Классификация, составляющие. 7
I.3. Способы развития творческих способностей. 9
I.4 Способы развития творческих способностей на уроках информатики. 13
I.5 Понятие и виды ИТ. 15
II. Практическая часть 17
II.1 Беседа с учителем 18
II.2 Диагностика невербальной креативности 18
II.3 Анализ уроков 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25
На практике выделяется четыре уровня углубления познания и соответствующие им уровни развития творческой активности:
Уровни углубления познания:
1. Выделение существенных признаков и отличие их от несущественных.
2. Выводы и обобщение.
3. Широкий перенос знаний и способ действий.
4. Уровень развития творческой активности.
Уровни развития творческой активности
1. Ситуативно неустойчивая
2. Воспроизводящая активность.
3. Потенциально-творческая активность.
4. Творчески преобразующая активность.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному.
Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
- научности
- систематичности
- последовательности
- доступности
- наглядности
- активности
- прочности
- индивидуального подхода
- развитие способностей
нужно начинать с самого
Используют и методы:
Методы
практические
словесные
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает
использование различных
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования. К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских способностей учащихся.
На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи).
Использование новых информационных технологий позволяет решать некоторые задачи нетрадиционными способами, а также решать прикладные задачи, которые ранее не могли рассматриваться в силу сложности математического аппарата.
Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности учащегося.
Компьютер как новое средство обучения, раскрывает в должной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
Перед учителями информатики, стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают.
Владение компьютером – важный инструмент познания мира. Познавая компьютер, познаем себя, познаем окружающий нас мир. Именно с этой позиции рассматривается преподавание информатики.
Развитие познавательного интер
Введение творческих заданий в курс информатики помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами.
Одна из задач школьных уроков информатики в части применения информационных технологий - приобщить «игроманов» к широчайшему спектру применения компьютера: в образовании, быту, творчестве, эстетическом развитии, профориентации и т. д.
Именно создание учащимися творческих учебных работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Чаще всего творческие работы представляют собой продукт проектной деятельности.
В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.
Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся.
Применительно к информатике по способу методической организации мы выделяем следующие виды творческих работ учащихся:
Широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках информатики предоставляет применение метода проектов. Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Не мало важную роль в развитии творческих способностей играют информационные технологии.
На уроках информатики
во время практических занятий учащиеся
чаще всего работают с информационными
технологиями. Современное общество
так продвинулось в развитии ИТ,
что уже невозможно представить
урок информатики без новых
Информационные технологии – совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса и явления (информационного продукта).
Цель ИТ – это производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. [6]
В настоящее время существует большое количество классификаций информационных технологий. Например, Макарова Н.В. в одной из классификаций распределяет все ИТ на две группы:
Аппаратные
Программные
В другой классификации Макаровой Н.В. эти средства подразделяет на пять групп:
Была сформулирована следующая гипотеза: если на уроках информатики использовать информационные технологии, то это будет способствовать развитию творческих способностей по информатике у учащихся.
Был составлен следующий план эксперимента:
База исследования: МОУ СОШ д. Кузнецы 8 класс.
Цель: выявить, какие информационные технологии применяет учитель на уроках информатики для развития творческих способностей.
Объект беседы: учитель информатики – Медведева Людмила Николаевна.
Беседа проводилась с преподавателем информатики МОУ СОШ д.Кузнецы. В ходе беседы было выявлено, что Людмила Николаевна работает учителем информатики 3 года, В основном в своей работе Людмила Николаевна применяет информационные технологии: пакет MS OFFICE, так как именно эти информационные технологии изучаются по программе, но также учителем часто используются информационные технологии, выходящие за рамки стандарта. Людмила Николаевна считает, что развивать творческие способности без средств информационных технологий можно, но только в теоретическом плане. Информационные технологии Людмила Николаевна применяет на каждом уроке и если остается свободное время, то дает еще и дополнительные задания углублённого уровня, где изучаются конкретные информационные технологии. С появлением новых информационных технологий учитель не отстает от времени и применяет их на занятиях, например информационные технологии обработки мультимедиа. Информационные технологии Людмила Николаевна использует с целью активного включения учащихся в учебный процесс, поддержания интереса, привлечения и удержания внимания, повышения наглядности учебного процесса, закрепления пройденного материала и развития творческих способностей у учащихся на уроке информатике.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что преподаватель информатики ставит одной из целей уроков информатики развитие творческих способностей, и стремится к её реализации с помощью использования информационных технологий. (Приложение 1)
Цель: определить уровень развития творческих способностей у учащихся с помощью диагностики невербальной креативности.
Для определения уровня развития творческих способностей учащихся была проведена диагностика невербальной креативности.
Проведя данный тест среди учащихся, было выявлено:
ФИО |
Значение индекса оригинальности |
Значение индекса уникальности |
Процент людей, результаты которых превышают указанный уровень креативности |
Жданов Дима |
0,94 |
4 |
От 0 до 20% |
Земцов Дима |
0,82 |
4 |
От 0 до 20% |
Мовсесян Аня |
0,68 |
3 |
От 20 до 40% |
Перминова Таня |
0,76 |
4 |
От 0 до 20% |
Печенкин Антон |
0,81 |
3 |
От 0 до 20% |
Семенов Саша |
0,75 |
3 |
От 20 до 40% |
Симонова Оля |
0,84 |
2 |
От 0 до 20% |
Хабаров Ваня |
0,63 |
1 |
От 20 до 40% |
Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что пятеро из испытуемых находятся на границе между 0 и 20% людей, чьи результаты приведены в атласе. Это означает, что примерно у 10% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у остальных учащихся. Проанализировав и просмотрев полученные результаты можно сделать вывод, что у половины обучающихся высокий уровень проявления творческих способностей, т. к. при выполнении практического задания было проявлено достаточно творческих способностей самих обучающихся, большинство полученных результатов не похожи на уже имеющиеся результаты. (Приложение 2)