Развитие творческих способностей у учащихся по информатике средствами информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние информационных технологий на развитие творческих способностей.
Задачи:
Раскрыть понятия творческих способностей.
Разработать конспекты уроков.
Провести опытно-практическую работу по подтверждению или опровержению гипотезы.
Проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть 5
I.1. Понятие творческих способностей. 5
I.2. Творческие способности. Классификация, составляющие. 7
I.3. Способы развития творческих способностей. 9
I.4 Способы развития творческих способностей на уроках информатики. 13
I.5 Понятие и виды ИТ. 15
II. Практическая часть 17
II.1 Беседа с учителем 18
II.2 Диагностика невербальной креативности 18
II.3 Анализ уроков 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР_Сыскина.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

II.3 Анализ уроков

Для дальнейшего  развития творческих способностей учащихся была разработана и проведена  серия уроков с использованием ИТ.

Анализ урока по теме: «Вставка картинок в ТР Word»

Цели

  1. Научить учащихся вставлять картинки в ТР  Word.
  2. Продолжить работу над формированием у учащихся навыков работы с текстовым редактором предложив задание.
  3. Закрепление ЗУН учащихся
  4. Развивать творческие способности с помощью ИТ.

На данном уроке  учащиеся знакомятся с внедрением рисунков в ТР Word, на практической части урока продолжают работу с текстовым редактором, используя полученные знания.

 В начале  урока учитель знакомит учащихся  с темой урока.

Учитель на этапе изучения нового материала даёт задание ученикам. Даётся домашнее задание. После изучения нового материала ученикам даётся практическая работа с программой Microsoft Word. Практическая работа представлена в виде творческой работы с использованием ИТ.

Для выполнения практической (творческой) работы учащимся предоставляется возможность использовать свое воображение. Учащимся предлагается придумать стиль открытки, найти и выбрать картинки в интернете, подходящих предложенной теме. Создав документ Word, разделить лист на 2 колонки, вставить картинку в одну из частей. Придумать текст поздравления.

Достоинство этого  задания в том, что оно обеспечивает эффективное формирование умений и  навыков, развитию творчества у учащихся. В ходе практической работы учитель  наблюдает за успехами учащихся.

По окончании  урока подводятся итоги, а также  анализ практической работы творческого характера. Ставятся оценки. (Приложение 3, 7)

 

 

Анализ урока по теме: «Вставка таблиц»

Цели

  1. Научить учащихся вставлять таблицы в текстовый документ Word.
  2. Продолжить работу над формированием у учащихся навыков работы с текстовым редактором, предложив различные задачи.
  3. Закрепить знания, полученные на прошлом уроке;
  4. Развивать творческие способности с помощью ИТ.

На данном уроке  учащиеся знакомятся со вставкой таблиц в текстовый документ, на практической части урока продолжают работу с текстовым редактором, используя знания, полученные на предыдущих уроках.

 В начале  урока учитель знакомит учащихся с темой урока.

Учитель на этапе изучения нового материала даёт задание ученикам. Даётся домашнее задание. После изучения нового материала ученикам даётся практическая работа с программой Microsoft Word. Практическая работа представлена виде творческой работы с использованием ИТ.

Для выполнения практической (творческой) работы учащимся предоставляется возможность пользоваться предыдущими темами уроков. Предлагается составить кроссворд по любой из тем по информатике. Кроссворд делается с помощью вставление в документ таблицы.

Достоинство этого  задания в том, что оно обеспечивает эффективное формирование умений и навыков у учащихся. В ходе практической работы учитель наблюдает за успехами учащихся.

По окончании  урока подводятся итоги, а также  анализ практической (творческой) работы. Ставятся оценки. (Приложение 4, 7)

 

Анализ урока по теме: «Создание  рисунка в ТР Word»

Цели

  1. Научить учащихся пользоваться автофигурами в ТР  Word.
  2. Закрепить знания, полученные на прошлом уроке.
  3. Развивать творческие способности с помощью ИТ.

На данном уроке  учащиеся знакомятся с автофигурами в ТР Word, на практической части урока продолжают работу с текстовым редактором, используя полученные знания.

В начале урока  учитель знакомит учащихся с темой урока.

Учитель на этапе изучения нового материала даёт задание ученикам, приводятся примеры работ. Даётся домашнее задание. После изучения нового материала ученикам даётся практическая работа с программой Microsoft Word. Практическая работа представлена виде творческой работы с использованием ИТ.

Для выполнения практической (творческой) работы учащимся предоставляется возможность использовать свое воображение. С помощью автофигур учащиеся должны создать картинку на произвольную тему.

Достоинство этого  задания в том, что оно обеспечивает эффективное формирование умений и  навыков, развитию творчества у учащихся. В ходе практической работы учитель наблюдает за успехами учащихся.

По окончании  урока подводятся итоги, а также  анализ практической работы. Ставятся оценки. (Приложение 5, 7)

 

Анализ урока по теме: «Закрепление знаний по изученным темам»

Цели

  1. Закрепить умения и навыки работы в ТР  Word.
  2. Развивать творческие способности с помощью ИТ.

На данном уроке  учащиеся закрепляют полученные знания и навыки в ТР Word, на практической части урока работают с текстовым редактором, используя полученные знания.

 В начале  урока учитель ставит цели  перед учащимися. Даётся практическая  работа с программой Microsoft Word. Практическая работа представлена виде творческой работы с использованием знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках.

Достоинство этого задания в том, что оно обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, развитию творчества у учащихся, закреплению полученных знаний. Учащиеся снова работают с документом Word. Предлагается создать визитную карточку. В ходе работы учащиеся закрепляют навыки по вставлению картинок, форматирования текста, вставки автофигур. В ходе практической работы учитель наблюдает за успехами учащихся.

По окончании  урока подводятся итоги, а также  анализ практической (творческой) работы. Ставятся оценки. (Приложение 6, 7)

 

 

Заключение

Поставленная  в ВКР цель: выявить влияние информационных технологий на развитие творческих способностей.

Предполагалось  выполнить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятия творческих способностей.

Было изучено достаточно много литературных источников. В результате анализа психолого-педагогической литературы, было установлено, что под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов»

Подростковый  возраст имеет богатейшие возможности  для развития творческих способностей. Поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать все средства обучения, в том числе ИТ.

  1. Разработать конспекты уроков. Конспекты разработаны.
  2. Провести опытно-практическую работу по подтверждению или опровержению гипотезы.
  3. Проанализировать полученные результаты.

В ходе исследования было выявлено то, что информационные технологии действительно влияют на развитие творческих способностей. Анализируя данные исследования видно, что использование информационных технологий ведет к развитию творческих способностей у учащихся на уроках информатики. Сопоставляя результаты исследования учебно-методической литературы и практические результаты исследования, мы приходим к тому, что выдвинутая в начале работы гипотеза подтверждается. Также можно утверждать, что цель работы достигнута, задачи выполнены.

 

Список использованной литературы:

  1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г.  О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 1971
  1. Босова Л.Л. Методические подходы к пропедевтической подготовке школьников в области информатики и информационных технологий // ИНФО. – 2005. - № 3. – с 19 – 30.

  1. Воровщиков С. Г. Теоретический экскурс «Умение и навык», теоретический экскурс «Классификация общеучебных умений» // Завуч: управление современной школой: - 97 с. 2007г. №6.
  2. Грэйс Крайг Психология развития. – СПб.: Издательство "Питер", 2000.
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.
  4. Информатика: Учебник. – 3 – е перераб. изд. / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 768 с.: ил.
  5. Информатика: Учебник. – 3 – е перераб. изд. / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 768 с.: ил.
  6. Коджеспирова Г. М. Педагогика: Учебное для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 004. – 468 с.
  7. Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч – щ. – 2– е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336с.
  8. Культурный сайт http://horta.ru/5260.html.
  1. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624с.

  1. Лук Л.И. ,,Мышление и творчество’’ М.- Педагогика, 1976
  2. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. М. Высшая школа, 1978
  3. Немов Р. С.  Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.  В кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994.
  4. Обухова Л.Ф. Возростная психология. М.: Педагогическое общество России. – 1999.
  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ С. А. Смирнов, И. П. Кожова, Е. Н. Шлянов и др.; Под редакцией С.А. Смирнова. – 2 – е издание испр – е доп. – М.: Издательский центр «Академия». 1999 – 233 с.
  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. уч. зав. / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, А. И, Мищенко, Е. Н. Шлянов. – Школа – Пресс, 1997. – 367 с.
  7. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. уч. зав. / В.В. Краевский, А. Ф. Миляев, П. И. Педкасистый и др; Под редакцией Педкасистого. – М.; Педагогическое общество России, 2005. – 608 с.
  8. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987
  9. Подласый И. П. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. – 332 с.
  10. Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.
  11. Сайт в Интернете: www.azps.ru
  1. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. шк., 2004. – 223с.

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., Феникс, 1997
  2. Хен Д. Школа будущего: от принципов – к планированию и созданию // ИНФО. – 1996. - № 2. – с 97 – 121.
  3. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск: Изд-во Томск. ун-та. Москва: Изд-во "Барс". 1997.
  4. Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: Наука,1977.  

Приложение 2

ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

Условия проведения

Тест может  проводиться в индивидуальном или  групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый  вариант теста представляет собой  набор картинок с некоторым набором  элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

        1. Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.
        2. Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

Информация о работе Развитие творческих способностей у учащихся по информатике средствами информационных технологий