Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние информационных технологий на развитие творческих способностей.
Задачи:
Раскрыть понятия творческих способностей.
Разработать конспекты уроков.
Провести опытно-практическую работу по подтверждению или опровержению гипотезы.
Проанализировать полученные результаты.
Введение 3
I. Теоретическая часть 5
I.1. Понятие творческих способностей. 5
I.2. Творческие способности. Классификация, составляющие. 7
I.3. Способы развития творческих способностей. 9
I.4 Способы развития творческих способностей на уроках информатики. 13
I.5 Понятие и виды ИТ. 15
II. Практическая часть 17
II.1 Беседа с учителем 18
II.2 Диагностика невербальной креативности 18
II.3 Анализ уроков 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Для дальнейшего развития творческих способностей учащихся была разработана и проведена серия уроков с использованием ИТ.
Анализ урока по теме: «Вставка картинок в ТР Word»
Цели
На данном уроке учащиеся знакомятся с внедрением рисунков в ТР Word, на практической части урока продолжают работу с текстовым редактором, используя полученные знания.
В начале
урока учитель знакомит
Учитель на этапе изучения нового материала даёт задание ученикам. Даётся домашнее задание. После изучения нового материала ученикам даётся практическая работа с программой Microsoft Word. Практическая работа представлена в виде творческой работы с использованием ИТ.
Для выполнения практической (творческой) работы учащимся предоставляется возможность использовать свое воображение. Учащимся предлагается придумать стиль открытки, найти и выбрать картинки в интернете, подходящих предложенной теме. Создав документ Word, разделить лист на 2 колонки, вставить картинку в одну из частей. Придумать текст поздравления.
Достоинство этого задания в том, что оно обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, развитию творчества у учащихся. В ходе практической работы учитель наблюдает за успехами учащихся.
По окончании урока подводятся итоги, а также анализ практической работы творческого характера. Ставятся оценки. (Приложение 3, 7)
Анализ урока по теме: «Вставка таблиц»
Цели
На данном уроке учащиеся знакомятся со вставкой таблиц в текстовый документ, на практической части урока продолжают работу с текстовым редактором, используя знания, полученные на предыдущих уроках.
В начале урока учитель знакомит учащихся с темой урока.
Учитель на этапе изучения нового материала даёт задание ученикам. Даётся домашнее задание. После изучения нового материала ученикам даётся практическая работа с программой Microsoft Word. Практическая работа представлена виде творческой работы с использованием ИТ.
Для выполнения практической (творческой) работы учащимся предоставляется возможность пользоваться предыдущими темами уроков. Предлагается составить кроссворд по любой из тем по информатике. Кроссворд делается с помощью вставление в документ таблицы.
Достоинство этого задания в том, что оно обеспечивает эффективное формирование умений и навыков у учащихся. В ходе практической работы учитель наблюдает за успехами учащихся.
По окончании урока подводятся итоги, а также анализ практической (творческой) работы. Ставятся оценки. (Приложение 4, 7)
Анализ урока по теме: «Создание рисунка в ТР Word»
Цели
На данном уроке учащиеся знакомятся с автофигурами в ТР Word, на практической части урока продолжают работу с текстовым редактором, используя полученные знания.
В начале урока учитель знакомит учащихся с темой урока.
Учитель на этапе изучения нового материала даёт задание ученикам, приводятся примеры работ. Даётся домашнее задание. После изучения нового материала ученикам даётся практическая работа с программой Microsoft Word. Практическая работа представлена виде творческой работы с использованием ИТ.
Для выполнения практической (творческой) работы учащимся предоставляется возможность использовать свое воображение. С помощью автофигур учащиеся должны создать картинку на произвольную тему.
Достоинство этого задания в том, что оно обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, развитию творчества у учащихся. В ходе практической работы учитель наблюдает за успехами учащихся.
По окончании урока подводятся итоги, а также анализ практической работы. Ставятся оценки. (Приложение 5, 7)
Анализ урока по теме: «Закрепление знаний по изученным темам»
Цели
На данном уроке учащиеся закрепляют полученные знания и навыки в ТР Word, на практической части урока работают с текстовым редактором, используя полученные знания.
В начале
урока учитель ставит цели
перед учащимися. Даётся
Достоинство этого задания в том, что оно обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, развитию творчества у учащихся, закреплению полученных знаний. Учащиеся снова работают с документом Word. Предлагается создать визитную карточку. В ходе работы учащиеся закрепляют навыки по вставлению картинок, форматирования текста, вставки автофигур. В ходе практической работы учитель наблюдает за успехами учащихся.
По окончании урока подводятся итоги, а также анализ практической (творческой) работы. Ставятся оценки. (Приложение 6, 7)
Заключение
Поставленная в ВКР цель: выявить влияние информационных технологий на развитие творческих способностей.
Предполагалось выполнить следующие задачи:
Было изучено достаточно много литературных источников. В результате анализа психолого-педагогической литературы, было установлено, что под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов»
Подростковый возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать все средства обучения, в том числе ИТ.
В ходе исследования было выявлено то, что информационные технологии действительно влияют на развитие творческих способностей. Анализируя данные исследования видно, что использование информационных технологий ведет к развитию творческих способностей у учащихся на уроках информатики. Сопоставляя результаты исследования учебно-методической литературы и практические результаты исследования, мы приходим к тому, что выдвинутая в начале работы гипотеза подтверждается. Также можно утверждать, что цель работы достигнута, задачи выполнены.
Список использованной литературы:
Приложение 2
ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
Условия проведения
Тест может
проводиться в индивидуальном или
групповом варианте. Для создания
благоприятных условий
Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
В тесте используются следующие показатели креативности: