Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:46, реферат
Истина всегда конкретна, и знание общих особенностей и теории творческого процесса в науке не может само по себе гарантировать плодотворную деятельность, так же как, например, знание формальной логики далеко недостаточно для того, чтобы мыслить логически. Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизведенной деятельности через ту, что переходит к главной цели - творческо-поисковой деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Естественнонаучные основы и компоненты творческой активности человека……………………………………………………………………………5
1. Методы оценки индивидуальных особенностей поведения человека….......5
2. Потребности человека – основы мотивации его действий………………….5
3. Развитие форм сознания в процессе творческой активности человека........9
4. Основы творческого процесса в эволюционном аспекте ………………….11
5. Выводы. Предпосылки создания условий для развития творческой активности личности…………………………………………………………….12 Список литературы………………………………………………………………14
“Творческая личность, – утверждает американский психолог Л.С. Кьюби, – это такая, которая некоторым, еще случайным образом сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, может быть, потенциально являются в равной мере одаренными” [10].
4. Основы творческого процесса в эволюционном аспекте.
Объясняя основы творчества, Б.М. Рунин [6] приходит к выводу, что “природой творчества является творчество природы”. То есть принимается идея существования общих правил возникновения нового, ранее не существовавшего в процессе биологической эволюции (в виде новых форм живых существ) и в творческой деятельности человека (в виде научных открытий, технологий, конструкций).
Творческая деятельность человека моделируется как проявление на качественно новом уровне универсальных тенденций самосохранения и саморазвития живой природы, будь то все более полное и специализированное освоение ранее занятой зоны (аллогенез в биологической эволюции) или выход в новую зону (арогенез).
Эти две основные формы филогенеза напоминают две разновидности творческо-познавательной деятельности человека: детальную разработку более или менее знакомых явлений наряду с прорывом познающей мысли в качественно новую сферу познавательной деятельности [4].
Залогом творческой деятельности человека является отбор необходимой (ценной) информации. Причем под ее ценностью понимают степень вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) на основе полученного сообщения [9].
Обобщая вышесказанное отметим, что применительно к творческой деятельности можно сказать, что основным фактором, инициирующим и побуждающим генерирование творческих догадок, гипотез, является сила актуализированной потребности (мотивации), а факторами, вероятностно определяющими содержание гипотез, – качество этой потребности и вооруженность творящего субъекта, запасы его навыков и знаний.
5. Выводы. Предпосылки создания условий для развития творческой активности личности.
Забота о формировании гармонической личности требует заботы о вооружении всех естественных потребностей человека с целью обеспечения целостности личности.
Потребности вооружения и преодоления препятствий наряду с потребностью в экономии сил определяют индивидуальные черты характера человека, делают его сильным, слабым, решительным, медлительным и т.д.
Формирование социально ценной творческой личности начинается с формирования достаточно сильной социально-ценной потребности. Тренировка “творческого мышления”, “творческого труда” сопровождается воспитанием “эмоционально богатой” личности.
«Творчество в широком
смысле рассматривается как
Творческая интуиция порождается недостаточностью для субъекта существующей нормы удовлетворения доминирующей потребности. Она напряженно работает на доминирующую потребность, и невозможно ждать озарений на базе второстепенного для субъекта мотива.
Воробьев Н.Е. определяет творческую активность как интегративную черту личности, включающую совокупность двух компонентов: стремление к творческой деятельности (мотивационный компонент) и умение осуществлять творческую деятельность самостоятельно (операционный компонент)[15].
Каждый человек обладает индивидуальной структурой трех уровней сознания (сознание, подсознание, сверхсознание). Все они входят в его вооруженность, обеспечивающую удовлетворение потребностей и их возвышение в процессе развития человека.
Широкий эволюционный подход к природе творчества подтверждает невозможность волевого вмешательства в механизмы творчества. Однако можно предположить о существовании косвенных путей сознательного влияния на эти механизмы.
Инструментом подобного влияния может служить профессиональная психотехника человека, призванная решать две задачи: готовить почву для деятельности подсознания и не мешать ему.
В сфере творческой деятельности человека эволюционизирует его опыт, включающий в себя освоенный субъектом опыт других людей и поколений. Однако этот коллективный опыт, совокупность знаний и умений, технологий, т.е.культура в целом, пополняется открытиями и достижениями, первоначально возникающими не в общей “культуре”, а в конкретной индивидуальной голове творящего субъекта.
Развитие творческой активности оказывает благотворное влияние не только на способность к принятию нестандартных решений, к самостоятельному поиску и переработке информации – оно затрагивает и духовную сферу личности, поскольку «всякий творческий акт имеет нравственное значение, будь то творчество познавательных или эстетических ценностей» [14].
Список литературы
1. Бодалев А.А. Об особенностях понимания преподавателем студентов//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1978. Вып. 4.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4,20,23,35. М.: Политиздат, 1964.
3. Мартенс Р. Социальная
психология и спорт: Пер. с англ. М.: Физкультура
и спорт, 1979.
4. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Наука, 1973.
5. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
6. Рунин Б.М. Творческий процесс в эволюционном аспекте // Природа. 1971. №9.
7. Симонов П.В. Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.
8. Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1974.
9.Харкевеч А.А. О ценности информации // Пробл. кибернетики.
10. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1966.
11.Киричук О.В. Основы психологии. Киев «Лебедь»19991
12.Абульханова К.А Психология личности в социалистическом обществе/Активность и развитие личности. Москва «Наука» 1989.
14.Бердяев Н. О русской философии. Ч.1. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1992.
15. Воробьёв Н.Е., Мизюрова Э.Ю. Развитие творческой активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Монография – Волгоград: «Перемена», 2001.
16.Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб.:Питер, 2007.
Информация о работе Развитие творческой активности как предпосылка успешной социализации личности