Роль игры в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить возможность использования игр и упражнений при формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта. Разработать и апробировать комплекс игр направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта.
Объект исследования: Процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у умственно отсталых дошкольников.
Предмет исследования: Игры как метод формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава I. Концептуальные основы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта.
1.2 Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания.
1.3 Игры как метод формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Глава II. Экспериментальное исследование практического применения игр направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования.
2.2 Психолого-педагогический эксперимент:
-констатирующий этап
-формирующий этап
-контрольный этап
Заключение.
Литература.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая настя2.docx

— 28.11 Кб (Скачать файл)

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

 

Факультет педагогики и психологии

 

 

 

Кафедра дошкольной педагогики

и специальных методик

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: Роль игры в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Шустова Анастасия Эдуардовна

Специальность № 050717 СДПП

Курс  IV, группа 404

Форма обучения дневная

Научный руководитель:

Скитская Л.В.

 

                                               

 

                                             

                                    

                                         Тирасполь 2012г.

 

                                              План.

 

Введение.

Глава I. Концептуальные основы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта.

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта.

1.2 Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания.

1.3   Игры как метод формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Глава II. Экспериментальное исследование практического применения игр направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

              2.1   Цель, задачи и организация экспериментального исследования.

              2.2   Психолого-педагогический эксперимент:

              -констатирующий этап

              -формирующий этап

              -контрольный этап

               Заключение.

              Литература.

              Приложение.

 

 

 

                                                     Введение.

 

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей  помощи детям с интеллектуальными  нарушениями. Так как подход к  обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем  для нормально развивающихся  сверстников, становится необходимым  разрабатывать коррекционно-развивающие  программы, которые бы помогли воспитателям, педагогам, родителям развивать  детей дошкольного возраста с  нарушениями интеллекта более разносторонне.

Очень важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и  личностные качества, заниматься физическим развитием детей дошкольного  возраста с нарушениями интеллекта.

Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными  умениями и навыками. Наиболее важными  для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта являются культурно-гигиенические навыки и  навыки самообслуживания.

Цель исследования: Изучить возможность использования игр и упражнений при формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта. Разработать и апробировать комплекс игр направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта.

Объект исследования: Процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у умственно отсталых дошкольников.

Предмет исследования:  Игры как метод формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.

 

 

Задачи:

1)раскрыть теоретические  основы темы курсовой работы  формирования культурно-гигиенических  навыков и навыков самообслуживания  у дошкольников с нарушением  интеллекта.

2)выявить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта;

3) подобрать и апробировать  серию игр, направленных на  формирование культурно-гигиенических  навыков и навыков самообслуживания  у дошкольников с нарушением  интеллекта.

                         Методы исследования:

                -беседа

                -анкетирование

                -наблюдение.

          База исследования: МС(К)ОУ  № 7 «Лучик» компенсирующего вида г. Тирасполь.                                                                                          

 

 

 

 

Глава I. Концептуальные основы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта.

 

    1. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями.

 

Многолетний опыт работы специалистов с детьми с нарушением интеллекта показал, что потенциальные возможности  их развития довольно значительны. В  специальной педагогике и специальной  психологии приведено множество  сведений о развитии детей с умственной отсталостью.

Категория детей с нарушением интеллекта представляет собой разнородную  группу детей, имеющих общие черты, главной из которых является психофизический  дефект, обусловленный органическими  нарушениями центральной нервной  системы.

Для всех детей данной категории  помимо их позднего развития и снижения интеллектуальной деятельности характерны нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой  сферы.

Анализируя развитие детей  с нарушением интеллекта с раннего  возраста, специалисты отмечают, что  у них снижены активность и  ориентировочная деятельность, смещена  система потребностей в сторону  усиления примитивных, физиологических. Слабая активность, моторная недостаточность  детей приводят к нарушениям в  овладении ими предметными действиями.

В поведенческих реакциях детей с интеллектуальными нарушениями  наблюдаются различные варианты. Как правило, выделяют две группы поведенческих проявлений, которые  носят полярный характер. Среди них  выделяют гиперактивных детей, которых легко распознать с самого раннего детства. В раннем возрасте они беспокойны, раздражительны, капризны. Проявляют себя как чрезвычайно шумные, неадекватные. Поведение этих детей отличается импульсивностью, двигательным беспокойством, крайней неустойчивостью произвольного внимания. Во время занятия дети этой группы вскакивают с места, хватают различные предметы, не слушают педагога, но реагируют на замечания взрослых. В присутствии посторонних лиц они еще больше возбуждаются, много говорят, неадекватно смеются, еще хуже и невнимательнее выполняют отдельные задания. Поведение этих детей очень неустойчиво и зависит от ситуации, в которой они находятся. При малейшем изменении окружающей обстановки они возбуждаются еще сильнее. Эмоции этих детей неустойчивы, лабильны, изменчивы. Отмечаются повышенная раздражительность, плаксивость, у некоторых — склонность к резким аффективным вспышкам.

Другая группа детей демонстрируют  резко противоположную форму  поведения. Они чрезвычайно медлительны, нуждаются в постоянной стимуляции к деятельности, на занятиях пассивны. У пассивных детей на общем фоне поведения преобладают вялые реакции. Эти дети не обращаются с вопросами к педагогу, не пытаются дать ответ на поставленный вопрос, хотя могут правильно ответить. Во всякую деятельность они включаются лишь после того, как педагог повторит задание, дополнительно «простимулирует» ребенка в процессе выполнения задания. Такие пассивные дети в группе обычно дисциплинированны, спокойны, исполнительны. На измененные внешние условия они часто реагируют еще большей замкнутостью, уходом в себя, нередко нарастанием заторможенности, вялости, крайней стеснительностью.

В России нарушение интеллекта обычно выявляется и диагностируется  рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка, структура дефекта, темп и характер дальнейшего развития у каждого конкретного ребенка  могут иметь значительные индивидуальные особенности.

Состояние детей с интеллектуальной недостаточностью с первых дней жизни  характеризуется недоразвитием. В  младенческом возрасте эти дети начинают позже держать голову, самостоятельно переворачиваться, сидеть. Ходьбой  овладевают после 2 лет.

Моторная недостаточность  у различных групп детей проявляется  по-разному. При умственной отсталости двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, резкой замедленности их темпа, вялости, нестойкости. У детей с преобладанием  процесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, они затрудняются производить последовательные действия. Зачастую ребенок не может  самостоятельно закончить начатое  действие.

У детей с интеллектуальной недостаточностью нарушены все стороны  психики: восприятие, внимание, мышление, память, речь, эмоционально-волевая  сфера.

Для этих детей характерно поверхностное восприятие, т. е. восприятие предметов в целом. Они не анализируют  воспринимаемый предмет, не сравнивают и не сопоставляют его с другими  предметами. Это проявляется в  резком контрасте между восприятием  простого и несколько усложненного материала. Обиходные, привычные предметы дети воспринимают и различают достаточно хорошо. Отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действия у этих детей приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный  характер.

Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью всегда в той или  иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна  крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее  поставленной цели. Привлечь внимание можно только с помощью ярких  предметов, картинок, однако длительно  сосредоточить их на чем либо чрезвычайно трудно.

Изучение психики детей  с интеллектуальной недостаточностью показало, что логическая и механическая память у них крайне неразвиты. При  запоминании связного текста характерна тенденция к улучшению результатов воспроизведения по сравнению с воспроизведением ряда не связанных между собой слов.

Наиболее резко недоразвитие детей проявляется в познавательной деятельности, в особенностях их мышления. Для детей этой категории чрезвычайно  трудны, зачастую невозможны самостоятельный  перенос и применение закрепленных знаний. Перенос полученных знаний и умений, применение их в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения несложных жизненных задач — все это вызывает непреодолимые трудности для этих детей.

Дети с умственной отсталостью  способны к самым элементарным обобщениям. При обучении они научаются объединять предметы в категориальные группы (овощи, фрукты, одежда, животные, мебель и т.д.).

Эти обобщения образуются с большим трудом, только в результате специального обучения. Огромные затруднения  вызывают такие виды работ, как рассказывание  по сюжетной картинке, определение  последовательности собственных действий и др. Однако, как правило, обобщение  дети связывают с собственным  жизненным опытом.

У всех детей данной категории  отмечается сниженная работоспособность, вялость, неадекватность и пассивность  эмоциональных проявлений выявляются на самых ранних этапах их развития.

Типичным для детей  с интеллектуальными нарушениями  является отсутствие инициативы и самостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство  из них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому и неизвестному. Такие  дети — рутинеры во всем: прогулку любят  совершать по определенным, знакомым местам, учебные вещи в классе стараются  расположить в строго определенном порядке. Они любят заниматься старым, хорошо известным делом, так как  косность и стереотипность поведения  — отличительные черты детей  с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Исследователи (С. Д. Забрамная, А. Р. Маллер и др.) отмечают относительную сохранность эмоциональных проявлений. Оказываются чувствительны к оценке своей личности и поступков другими людьми. Могут бурно проявлять радость при похвале, а при порицании часто обижаться, быть вспыльчивыми и агрессивными. Вместе с тем у всех детей эмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью: им свойственна «тугоподвижность» эмоциональных проявлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие о  культурно-гигиенических навыках  и навыках самообслуживания

 

С первых дней жизнь ребенка  социально организована. Она состоит  из чередующихся, ежедневно повторяющихся  бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование  туалетом и пр.

Информация о работе Роль игры в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта