Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:52, курсовая работа
На сегодняшний день исследований, посвящённых семье и влиянию семейного воспитания на развитие личности, достаточно много. В большинстве работ основное место уделяют психологии детско-родительских отношений вообще, а также психологии материнства. Во многих работах лишь ставится вопрос об изучении психологии отцовства, роли отца в семье, его влиянии на формирование личности ребёнка, значение отцовства для самого мужчины. Однако исследований, посвящённых данной тематике очень мало. Работы по данной тематике, появившиеся в последние годы, доказывают мощное влияние отца на социальное, эмоциональное и познавательное развитие детей, что роль отца в развитии потомства столь же велика, а в некоторых аспектах и более значима, чем роль матери.
Введение……………………………………………………………………………3
Родители и дети: в контексте науки и культуры
Культурно-исторический аспект отношений родителей
к ребенку……………………………………………………………5
Позиция отцовского и материнского отношения
к ребенку…………………………………………………………..11
Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка
Теоретические подходы к рассмотрению роли отца в
воспитании детей…………………………………………………12
Роль отца в личностном, интеллектуальном, нравственном
и полоролевом становлении ребенка……………………………14
Последствия невыраженной роли
отца в семье……………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………..25
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет психологии
Кафедра прикладной психологии
Курсовая работа
Роль отца в воспитании детей
Выполнила:
студентка 3 к., з/о, 034 гр.,
Петруша Елена Николаевна
Научный руководитель:
Волкова Светлана Анатольевна
Минск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
к
ребенку……………………………………………………………
к
ребенку………………………………………………………….
воспитании
детей…………………………………………………12
и
полоролевом становлении ребенка……………………………14
отца
в семье……………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день исследований, посвящённых семье и влиянию семейного воспитания на развитие личности, достаточно много. В большинстве работ основное место уделяют психологии детско-родительских отношений вообще, а также психологии материнства. Во многих работах лишь ставится вопрос об изучении психологии отцовства, роли отца в семье, его влиянии на формирование личности ребёнка, значение отцовства для самого мужчины. Однако исследований, посвящённых данной тематике очень мало.
Работы
по данной тематике, появившиеся в
последние годы, доказывают мощное
влияние отца на социальное, эмоциональное
и познавательное развитие детей, что
роль отца в развитии потомства столь
же велика, а в некоторых аспектах
и более значима, чем роль матери.
Некоторые исследования заключают,
что отцовско-детские
Рост интереса к проблеме отцовства начался в начале 80-х годов и был связан с переоценкой роли женщины в семье. Отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением влияния семьи на ребёнка, достаточно много.
Среди отечественных психологов: А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Б. Добрович, А.И. Захаров, Е. Здравомыслова, С.В. Ковалев, Б.И. Кочубей, Р.В.Овчарова А.С. Спиваковская, Н.Н. Толстых, Г.Г. Филиппова, А.Г. Шмелев, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.
Зарубежные исследователи: И.С. Кон, Г. Крайг Т.А. Гурко, М. Вест и М. Каннер, Р. Бернс, Р. Бэндлер, Р. Скиннер, Г. Навайтис, Р. Хоментаускас, Ю. Хямяляйнен и др.
Традиционные роли отца, остававшиеся неизменными на протяжении многих поколений, в настоящее время претерпевают серьезные изменения. Если раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.
Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей.
Исследование проблемы отцовства
на фоне снижения воспитательной роли
отца в семье приобретает сегодня
не только теоретико-практическое, но
и социальное звучание. Можно выделить
лишь небольшое количество работ, в
которых выражен научный
Однако целенаправленного психологического исследования феномена отцовства до сих пор не проводилось. Этим и обосновывается актуальность темы данной курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является исследование влияния роли отца в жизни ребенка, участия в его жизни и психоэмоциональном развитии.
Объектом данного исследования является отношение между отцом и ребенком в семье.
Предмет – роль отца в формировании личности ребенка.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Метод исследования: теоретический анализ зарубежных и отечественных источников.
Какова же роль отца в семье, и в частности, в воспитании ребенка? На этот вопрос сделана попытка получить ответ в данном исследовании.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Современные сравнительно-исторические данные убедительно свидетельствуют, что современные житейские представления о родительстве не являются универсальными, и родительская любовь, как мы ее понимаем, — продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития.
Исследователи социологии и истории отцовства видят формирующийся идеал отцовства конца двадцатого столетия как отца, являющегося в такой же равной степени родителем, как и мать. В западных странах проблема исследования отцовства достигла заметного положения в общественных науках во время эры исторически высоких ожиданий мужской вовлеченности в повседневную жизнь своих детей.
Работы социологов и историков по отцовству говорят о том, что отцовство — по существу, социальное явление. Каждое поколение формирует свой культурный идеал отца согласно своему времени и условиям, и каждое поколение имеет дело с неизбежным пробелом между «культурой» отцовства и «поведение» отца в семье.
На ранних этапах развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины. Родительские функции распределялись между широким кругом родственников, и детей поощряли считать себя принадлежащими к группе как к целому. Привязанность между ребенком и его физическими родителями не развивалась.
В первобытном обществе убийство ребенка (инфантицид) не считалось таким преступлением, как убийство взрослого, похоронный обряд сводился к минимуму или отсутствовал. Но иметь детей считалось почетным. И не только родители и близкие родственники, но и другие взрослые члены общины обычно были ласковы и внимательны к детям.
Даже в античном обществе забота о детях была весьма избирательна. Маленькие дети не вызывали у античных народов чувства умиления, их по большей части не замечали. Ребенок рассматривался как низшее существо, которое принадлежит родителям как прочая собственность.
Например,
по данным Ш. Барта в Древнем Египте
отношения отцов и детей
В древней арабской культуре отец был главой семьи и решал все вопросы, в том числе и выбирал брачных партнеров своим детям. Отношения «отец—ребенок» строились на строгости и жесткости. У древних израильтян отец почитался как Бог-творец, был не только защитником и кормильцем, но и карал за проступки.
В Древней Греции отец вообще не принимал участия в воспитании своих детей, однако позднее, во времена полиса, вернулся к своим функциям, т.к. общество осознало, что взаимоотношения родителей и детей передаются на все последующие поколения.
В Древнем Риме отношения отца и детей строились как отношения владения вещью, а не на основе любви или заботы. У отца были более важные интересы, чем воспитание детей. Отец имел абсолютную власть над детьми, и даже сыновья не могли получить ничего, пока он был жив. Однако в последнее время исследователи изменили мнение относительно отношений отца и детей в Древнем Риме. Отец был не чужд милосердия и не был жесток к своим детям. Право же полновластного распоряжения жизнью и смертью детей было отобрано у отцов только около 390 г. н. э., инфантицид стал считаться преступлением только в 318 г. при императоре Константине, и только в 318 г. был приравнен к человекоубийству. [6]
Раннее христианство привнесло духовность в отношения отца и детей, кроме того, стали четче разграничиться отцовская и материнская функции. В отношениях появилась эмпатия. Однако позднее, в средние века, происходят значительные изменения: появляется новая социальная роль — священник, исповедник, который вмешивается во все внутренние дела семьи и берет на себя функцию отца. При этом сам дает обет безбрачия и не имеет права иметь детей. Таким образом, происходит ущемление отцовства как важнейшей роли в жизни мужчины. Данная тенденция еще более усиливается в XII-XIII веках, когда отцовство связывается с женщиной и грехом. Только в XIV веке церковь начинает почитать материнство и позднее - отцовство, когда, согласно учению Фомы Аквинского, духовные наставления отца становятся важны для воспитания ребенка в духе почитания религии.
Однако
формирование стойкой привязанности
родителей к детям
Во-первых, из-за высокой смертности и высокой рождаемости — холодное отношение к смерти детей — своеобразная психологическая защита на то, что случалось очень часто.
Во-вторых, обычай воспитывать детей вне семьи в среде феодальной знати приводил к тому, что взаимоотношения родителей и детей регламентировались не чувствами, а нормой и сознанием родственных обязанностей и правил этикета. В России зависимость детей от родителей была рабской: от отца — главы семьи — находились в зависимости и женщина и дети. Церковные предписания требовали строгости воспитания. Домострой запрещал даже смеяться и играть с ребенком. [13]
В средневековой Франции воспитание детей было жестоким и, одновременно, небрежным. В XV-XVI веках внимание к детям возросло, что означало, однако, усиление требовательности и строгости, а не любви. Вплоть до середины XVIII века, несмотря на то, что книг, посвященных родительским обязанностям, выходило множество, родительские чувства занимают мало места в личной переписке и дневниках. Этому способствовал обычай воспитывать детей в закрытых пансионах и монастырях.
Только во времена Ренессанса отношение к семейным функциям начинает меняться. Эпидемии и высокая смертность привели к тому, что отношения между родителями и детьми стали более близкими, особенно это справедливо для матерей, т.к. отец очень часто находился вне дома из-за войн или работы. Реформация сделала женские роли матери и хозяйки в доме главными и единственными в жизни женщины. Отцовские же функции не контролировались больше церковью, а регулировались обществом.
В конце XVIII — начале XIX веков семья начала отстаивать свое «естественное право» заботиться о детях, экономические трудности доводили людей до полного отрицания нужности детей семье. Дети нужны были не семье, а государству, армии и т.д.
В XVIII веке мать берет на себя еще больше семейных функций, занимаясь только домом. Отец становится кормильцем, работает для того, чтобы мать занималась детьми. Тогда и появляется концепция материнской любви, о любви отца речи не идет. XIX век привнес изменения статуса отца, который потерял свою абсолютную власть. Кроме того, провозглашается незаменимость матери в воспитании детей, появляется теория «материнского инстинкта». Отец постепенно теряет свои функции, так защиту и образование берет на себя государство. Становится возможным обеспечение семьи женщиной, развивается женское движение во многих западных странах.
Отношение родителей к детям меняется не только со временем, оно зависит от культурных традиций. Важный вклад в изучение традиций культуры внесла М. Мид, изучившая особенности детско-родительских отношений и описавшая непривычные европейцам стили и методы воспитания. Работы М. Мид показали, что родительство заложено в человеке биологическими предпосылками и только социальные установки могут подавить его. Там, например, где беременность наказывается социальным неодобрением, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей. Там, где люди ценят, прежде всего, социальный ранг, женщина может убить собственного ребенка. [17]