Роль отца в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день исследований, посвящённых семье и влиянию семейного воспитания на развитие личности, достаточно много. В большинстве работ основное место уделяют психологии детско-родительских отношений вообще, а также психологии материнства. Во многих работах лишь ставится вопрос об изучении психологии отцовства, роли отца в семье, его влиянии на формирование личности ребёнка, значение отцовства для самого мужчины. Однако исследований, посвящённых данной тематике очень мало. Работы по данной тематике, появившиеся в последние годы, доказывают мощное влияние отца на социальное, эмоциональное и познавательное развитие детей, что роль отца в развитии потомства столь же велика, а в некоторых аспектах и более значима, чем роль матери.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Родители и дети: в контексте науки и культуры
Культурно-исторический аспект отношений родителей
к ребенку……………………………………………………………5
Позиция отцовского и материнского отношения
к ребенку…………………………………………………………..11
Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка
Теоретические подходы к рассмотрению роли отца в
воспитании детей…………………………………………………12
Роль отца в личностном, интеллектуальном, нравственном
и полоролевом становлении ребенка……………………………14
Последствия невыраженной роли
отца в семье……………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

Роль отца в воспитании детей.docx

— 77.57 Кб (Скачать файл)

Такой отец принимает участие в самом  процессе рождения ребенка, присутствует на родах, позднее он заботится о ребенке-младенце вместе с матерью, имеет с ним тесную эмоциональную связь. Однако на этой почве у неподготовленных мужчин могут возникать различные сложности и преувеличения, вплоть до ревности отца к матери. Здесь необходимо четко различать функции и особенности роли отца и матери. [6]

Таким образом, хотя в современном обществе существует достаточно прочный стереотип некомпетентности отца и его невключенности в воспитание ребенка, вышесказанное позволяет утверждать, что участие обоих родителей в воспитании ребенка, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери.

 

 

 

2.3 Последствия невыраженной роли отца в семье

 

Психологами хорошо изучены ситуации, когда отец хотя и присутствует физически, но в воспитании или развитии ребенка  либо бездействует, либо действует  искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей: строгий  авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования  матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка  с родительскими моделями. Возникает  опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения.

При нормальных условиях отец значительно  влияет на половую идентификацию  ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания - следовательно, воздействует на формирование половой  идентичности. Как замечает И. С. Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают  незначительное влияние на формирование собственно мужских черт у своих  сыновей; при этом недостаточный  опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют  формирование отцовских чувств у  мальчика и юноши, что часто в  будущем неблагоприятно сказывается  на воспитании своих собственных  детей.

Психиатр  Р. Кэмпбелл отмечает, что влияние  отца на половую идентификацию девочки  наиболее значительно проявляется  в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой  как достойной представительницы  женского пола. Именно в возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Он способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.[2]

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или  слабостью отцовского начала и агрессивным  поведением мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает  у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего  влияния на протяжении первых лет  жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского Я. Мальчики, чрезмерно привязанные  к матери, могут испытывать затруднения  при общении со сверстниками.

Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы. [2]

Известный отечественный психолог А. И. Захаров  характеризует отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в  общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное  мнение, чем на мнение окружающих.

У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья  часто страдают неврозами в форме  энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий, или  педантизм отца также являются факторами  невротизации ребенка.

Излишняя  строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой  же эффект наблюдается у дочери в  случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.[9]

К чему приводит безотцовщина, то есть когда  нет связи ребенка с отцом  или отец не выполняет свои функции:

    • Дети, которые в очень раннем возрасте лишились общения со своим отцом, могут быть излишне агрессивными в период полового созревания.
    • Чувство неполноценности чаще посещает людей, которые не имели тесной связи с отцом, даже если и не были в разводе. Также эти люди страдают от чувства отверженности и беззащитности, им присущи различные виды страхов.
    • Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.
    • Ребёнок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен.
    • Юноши, выросшие в семье без отца могут отрицательно относиться к матери. У них развивается недоверие людям, повышенная тревожность.
    • Девочки, воспитывающейся в неполной семье, чувствуют недостаток мужского внимания, и пытаются восполнить эту нужду раннему вступлению в любовную связь и «вешаясь» то на одного мужчину, то на другого.[23]

 

 

 

 

 

 

 

 

К числу  предрассудков, наиболее распространенных в настоящее время, относятся:

    1. точка зрения, согласно которой «безотцовщина» неизбежно влечет за собой деформацию психического развития и поведения ребенка, грубые отклонения в формировании его личности, нравственности;
    2. позиция «ненужности отца», согласно которой женщина, при достаточной материальной и бытовой обеспеченности, всегда может дать своему ребенку не меньше, а то и больше, чем любой мужчина; роль отца в лучшем случае вспомогательная: он может создать условия жене для воспитания ребенка;
    3. мнение, согласно которому функция отца заключается в том, чтобы держать детей в строгости и повиновений; отец накажет, мать приласкает – вот формула воспитания, соответствующая этой точке зрения.[6]

Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод:

    • Отец - это один из первых объектов, который играет роль в ранней идентификации ребенка. Именно отец помогает осознать новорожденному его пол.
    • Папа для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала. Благодаря той символической функции, которую он выполняет, отец помогает малышу составить представления о себе самом и об окружающих.
    • Отцу присуща врождённая реакция в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Именно новорожденный очень сильно влияет на укрепление инстинкта защиты у мужчин.
    • Роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка.
    • Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы.
    • Отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих.
    • Авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное.
    • Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.

 

 

    • Отец - единственный герой  для ребенка, который способен разогнать  тени и спугнуть любое чудовище. С отцом у ребенка пропадает  страх. Отец - это «божество»! Отец всемогущ и неуязвим, он может все в глазах ребенка.  

Отец  очень сильно влияет на развитие таких  качеств в ребенке как:

    • сдержанность;
    • неторопливость;
    • эмоциональная уравновешенность;
    • безмятежность;
    • спокойствие;
    • оптимизм;
    • исполнительность;
    • ответственность.

Также следует дать некоторые практические рекомендации

    1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни. Отец может участвовать в уходе за малышом. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку с улыбкой.
    2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.
    3. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.
    4. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша.
    5. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.
    6. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.

 

 

    1. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование  формирует у детей аналогичное  поведение и может стать причиной появления в их характере таких  неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.
    2. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.
    3. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. [23]

Таким образом, понимание роли отца менялось в зависимости от культурного  и исторического контекста. В  современном обществе происходит переосмысление отцовства. Различные научные школы  приходят к похожим выводам: отец влияет на психическое развитие ребенка, способствуя формированию идентичности сына и дочери, их эмоциональному благополучию, когнитивному развитию. Отец является таким же важным и необходимым  для ребенка человеком, как и  мать. Однако, важно не просто только его номинальное присутствие, но способность отца к позитивному  отцовствованию: проявлению эмоциональной  теплоты, отзывчивости, поддержки.

Участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, и, возможно, целый ряд проблем современного общества связан именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, важное воздействие на развитие ребёнка  оказывает отец. Проблема отцовства в психологии является слабо разработанной и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях. В основном рассматриваются данные о роли отца в развитии ребенка, негативных последствиях безотцовщины, доминировании материнского начала в семейном воспитании и необходимости взаимодействия материнства и отцовства.

Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а, следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Отсюда идеал отца может быть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.

Информация о работе Роль отца в воспитании детей