Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:45, реферат
Рассматривая психодиагностику в отношении с клинической психологией, стоит обратить внимание на такой важный аспект психологической диагностики как ситуация экспертизы, рассмотрение которой также является и одной из задач психодиагностики.
Существует множество видов экспертиз, но в своей работе я привожу особенности лишь трех из них:
Судебно – психологическая экспертиза;
Трудовая экспертиза;
Военная экспертиза.
1.Введение……………………………………………………………………..3
2. Психодиагностические ситуации.…………………………………………4
3.Судебно – психологическая экспертиза……………………………………7
4.Военная экспертиза…………………………………………………………16
5.Трудовая экспертиза………………………………………………………..21
6.Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы
Классификация психодиагностических методов по процедуре исследования:
а) Биографический метод. В деятельности эксперта-психолога данная процедура предстает в виде психологического анализа уголовного дела и приобщенных к нему материалов и включает в себя элементы контент-анализа и герменевтики.
Психологический анализ материалов уголовного дела состоит из следующих основных компонентов:
б) Наблюдение. Включает в себя наблюдение подэкспертного во время проведения экспертизы, а также просмотр различных видеоматериалов (если имеются видеозаписи допросов, выхода на место происшествия).
в) Диалоговые методы. Основной диалоговый метод - это беседа, которая при обследовании несовершеннолетних и малолетних подэкспертных (свидетелей, потерпевших по делам об изнасилованиях) может дополняться различными игровыми интерактивными методами.
г) Объективные тесты. Характеризуются наличием правильных или нормативных ответов. В деятельности эксперта-психолога обычно используются психометрические методы (типа тестов Векслера, Равена), позволяющие измерить уровень интеллектуального развития, и классические патопсихологические методы исследования познавательных процессов - внимания, памяти, мышления (10 слов, Опосредованное запоминание по Леонтьеву, Пиктограмма, Классификация предметов, Исключение понятий, Исключение предметов, Сравнение понятий, Аналогии, Счет по Крепелину, Проба Бурдона, Отсчитывание, Таблицы Шульте и др.), с акцентом на качественный анализ данных, отличающихся от нормативных.
д) Стандартизированные самоотчеты.
е) Проективные техники.
ж) Анализ продуктов спонтанного творчества. Применяется в тех случаях, когда в распоряжении эксперта-психолога есть рисунки, картины, литературные произведения подэкспертного.
Классификация методов по объекту психодиагностики:
При выборе конкретных методов
психодиагностики важно учитывать
и такую характеристику тестов, как
экологическая
Основные этапы
1. Четкое уяснение фабулы
дела. Эксперт-психолог
2. Психологический анализ
индивидуально-психологических
3. Психологический анализ
динамики психического
4. Проведение клинико-
5. Сопоставительный анализ
данных психологического
6. Анализ взаимодействия личности подэкспертного с юридически значимой ситуацией, исследования особенностей отражения, осознания, понимания, смыслового восприятия ситуации, произвольной волевой регуляции своих действий, контроля своего поведения, прогностических возможностей, степени опосредованности действий и других регуляторных психологических механизмов - с учетом индивидуально-психологических возможностей, эмоционального и функционального состояния, особенностей уровня психического развития, психических расстройств.
7. Составление заключения
с формулировкой экспертных
Опыт использования
Военная экспертиза.
Роль военно-врачебной
экспертизы в целом и участия
в ее проведении клинического психолога
в современных условиях значительно
возрастает. Многосторонний кризис веры,
изменение общественного
Круг задач, решаемых клиническим психологом при военно-врачебной экспертизе, в основном соответствует тому при обычной психидиагностике. Результаты психологического исследования используются для установления или, напротив, исключения прежде всего психических заболеваний, наличие которых несовместимо с военной службой. Часто это дифференциальная диагностика между нераспознанными до экспертизы олигофренией (F70-F79) и внешне сходными состояниями, обусловленными неблагоприятными прижизненными влияниями: низким культурным уровнем семьи, в которой воспитывался освидетельствуемый, педагогической запущенностью и др. Трудными в экспертном плане могут быть случаи несвоевременной диагностики психопатий и патологических развитий личности (F60-F69), современных неврозо- и психопатоподобных форм шизофрении (F21) и ларвированных форм других нервно-психических заболеваний.
Военно-врачебная экспертиза,
как правило, производится в условиях
психиатрического учреждения, и работа
клинического психолога существенно
не отличается в этих случаях от
той, которая выполняется им обычно
в процессе психиатрической диагностики.
Два обстоятельства придают своеобразие
психологическому исследованию при
проведении этого вида экспертизы.
Одно из них связано с нередкой
заинтересованностью
Одним из вопросов на решение
которого направлена военная экспертиза,
является вопрос о годности к военной
службе. Практически он распадается на
две проблемы: интеллектуальная диагностика
(наличие олигофрений или иных психических
состояний, связанных со снижением интеллекта)
и воспрос о наличии личностных девиаций,
которые в зависимости от степени выраженности
могут препятствовать службе в Вооруженных
Силах. Отсюда рациональнее было бы ставить
вопросы к психологу:
1) годен ли подэкспертный к военной службе
по состоянию познавательных процессов?
2) Каковы характерологические и личностные
особенности подэкспертного, не препятствуют
ли они службе в Вооруженных Силах?
В МКБ-10 специально указывается, что коэффициент
интеллекта является только составной
частью диагноза умственной отсталости,
а не определяющей, поэтому в заключении
психолога по военной экспертизе IQ также
не следует указывать, чтобы не входить
в противоречие с ранее изданным и до сих
пор не отменённым нормативным актом Минобороны.
В данном вопросе эксперта- психолога
интересует порог легкой дебильности
и пограничной умственной отсталости,
критерии разграничения которых были
уже ранее подробно рассмотрены. Но следует
учесть, что при наличии пограничной умственной
отсталости у индивида могут иметься такие
особенности нейродинамики, как чрезмерная
торпидность нервно-психических процессов
(нередко встречающаяся в рамках эпилептоидного
типа характера), как легкие органические
изменения аттентивно-мнестических процессов,
слабо проявляющиеся в жизни, но свидетельствующие
о последствиях ранее перенесенных черепно-мозговых
травм или иных органических вредностях.
Такое сочетание (пограничная умственная
отсталость и нарушения нейродинамики)
способствуют трудностям адаптации в
армейских условиях, предъявляющих повышенные
требования не только к физическим, но
и к психофизиологическим возможностям
индивида. Отсюда следует, что даже при
отсутствии интеллектуальных нарушений
в патопсихологическом обследовании обязательно
исследование нейродинамики с последующим
ее описанием в заключении. При наличии
умеренно выраженных органических изменений
аттентивно-мнестических процессов следует
назначить консультацию психиатра и невропатолога
для исключения резидуально-органического
поражения ЦНС любого генеза. Также пограничная
умственная отсталость может сочетаться
с характерологическими особенностями,
не достигающими степени психопатии, но
выраженными в степени акцентуации. Такие
сочетания следует особенно тщательно
рассматривать, поскольку оба явления
ни по отдельности , ни вместе не являются
категорическим противопоказанием к службе
в армии. Тем не менее, как показывает практический
опыт,особенно посмертных судебно-психологических
экспертиз, сочетание невысокого интеллекта
с акцентуациями астенического круга
(сензитивная, психастеническая, астено-невротическая)
часто является значительным дезадаптирующим
фактором.
Все призывники проходят первичную психиатрическую
диагностику у психиатра в РВК, который
при наличии данных, вызывающих сомнение
в психическом здоровье (указание на инфериорный
интеллект, на органические вредности
в анамнезе, выраженные поведенческие
нарушения и суицидальные тенденции) может
направить допризывника или призывника
на окончательную диагностику в психиатрическую
больницу, где производится развернутое
психолого-психиатрическое обследование.
Одновременно все призывники работают
в психофизической лаборатории РВК, где
им предъявляется обширный набор тестов.
В итоге они разбиваются на четыре группы
и входящие в последнюю (четвертую) группу
не рекомендуются к службе с оружием (из-за
признаков нервно-психической неустойчивости).
К личностным девиациям в сложившейся
психолого-психиатрической практике относятся
психопатии, патохарактерологические
развития, транзиторные подростковые
реакции, психопатоподобные нарушения
поведения при психических заболеваниях.
Информация о работе Роль психодиагностических исследований в ситуациях экспертизы