Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Я выбрал для изучения психологию юности. В это период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

самооценка.docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

 

          Вместе с тем он всё больше  и больше начинает разбираться  в достоинствах и недостатках  других людей, в особенности  своих товарищей, в тесном общении  с которыми формируется его  личность, с которыми он делится своими мнениями, желаниями, в спорах с которыми ищет и добивается истины. Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды.»

 

          Исходя из слов И.С.Кона и  Н.Ф.Добрынина и моих личных  соображений можно подвести итог  о психологическом состоянии  личности юноши. К этому периоду  у него уже достаточно определенны  и стойки особенности характера,  способностей, темперамента. Физически  формирование уже почти закончилось,  но при всём этом появляется  «ценнейшее приобретение - открытие  своего внутреннего мира». Происходит  переход от внешнего управления  к самоуправлению. Как уже было  сказано, для управления необходима  информация, которую юноша начинает  искать в своём внутреннем  мире. Размышляя он начинает понимать, что у каждого человека должна  быть своя цель в жизни. Для  того, чтобы её добиться, нужно  улучшить себя, развивать в себе  хорошие положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка  предполагает сравнительно чёткое  осознание и выделение тех  областей, в которых могут быть  достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек  не может претендовать на высокие  результаты, чёткое выделение своих  сильных и слабых сторон. Старший  школьный возраст - это возраст  интенсивного формирования мировоззрения.  У старшеклассников уже не  только имеется достаточный запас  знаний, но и отчётливо проявляется  стремление и возможность к  их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает  интерес к теоретическим знаниям,  желание обобщить опущенные факты,  установить общие принципы и  закономерности. Такое положение  подготовлено всем ходом предшествующего  психологического развития, и прежде  всего развитием понятийного  мышления.

 

 

 

5

 

Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в  свою очередь, приводит к самовоспитанию.

 

          Как показывают исследования, уже  младшие школьники могут охарактеризовать  свой поступок, но они не в  состоянии установить связи между  своими поступками и особенностями  своей личности. Они объясняют  своё поведение лишь внешними  обстоятельствами. На вопрос: «Почему  ты постоянно нарушаешь дисциплину  на уроке?», они могут ответить  так : «Петя мне рожки показал,  вот я и рассмеялся, а потом  стал рассказывать , как мы в  лес ездили».

 

          Несколько иначе в этом отношении  выглядит подросток, который устанавливает  связь между особенностями личности  и своими поступками. Характерна  мотивировка следующего рода: «  Я боюсь темноты, стараюсь прыгать  через «коня»,потому что у меня  слабая воля.» Однако и у  подростка нет еще обобщенного и устойчивого мнения о себе. Он еще не может отделить существенное от несущественного в своем поведении и характере. Самовоспитание подростка не принимает самостоятельного характера, остается ситуативным.

 

          Потребность в самоопределении  побуждает старшего школьника  систематизировать и обобщать  свои знания о себе.

 

          Юноши и девушки стараются,  стремятся глубже разобраться  в своём характере и своих  чувствах, в своих действиях и  поступках, правильно оценивать  свои особенности. Они часто  просят учителей объяснить им: «как узнать свой характер, что  бы правильно оценить его?»;  «Может ли человек со слабым  здоровьем иметь сильный характер?»;  «Чем объяснить слабость характера  ряда весьма талантливых и  умных люде?»; «Как освободиться  от дурных привычек?».

 

          Однако самовоспитание старших  школьников сталкивается с большими  трудностями, так как этому  возрасту свойственны серьёзные  противоречия. Наиболее типичные  из них:

 

1.Стремление проявлять  волевые усилия в самовоспитании  и в то же время не всегда  положительное отношение к конкретным  приёмам самовоспитания, который  рекомендуют взрослые;

 

2.Чуткость, восприимчивость  к нравственной оценке своей  личности со стороны коллектива  и стремление показать равнодушие  к этой оценке, действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам  знаю, как жить»);

 

3.Стремление к идеалу  и принципиальность в больших,  ответственных делах и беспринципность  в малом, незначительном;

 

4.Желание формировать  стойкость, выдержку, самообладание  и в то же время проявление  детской непосредственности, импульсивности  в поведении, речи, тенденции к  преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.

 

          Несмотря на то, что старшеклассники  более ответственно и планомерно, чем делают подростки, занимаются  самовоспитанием, они всё же  нуждаются в помощи в этом  отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей  и классных руководителей, которые  подскажут каждому воспитаннику, на что следует обратить внимание  при самовоспитании, как лучше  его организовать. Самовоспитание  не обязательно должно быть  индивидуальным. Можно рекомендовать старшекласснику объединиться с товарищами, составить совместный план самовоспитания, помогать контролировать друг друга.

 

          Роль самооценки в самовоспитании  может быть как положительной,  так и отрицательной. Адекватная  самооценка позволяет правильно  выбрать юноше те личные качества, которые следует развивать в  себе, воспитывать. Он правильно  будет оценивать свои умственные  и физические способности, не  занижая их и в то же время  не завышая. С помощью этого  новообразования старшеклассник  может выбрать профессию, которая  ему будет интересна, а не  потому что у него хорошие  оценки по этому предмету и  он легко ему даётся. Неадекватная  заниженная самооценка тоже будет  давать положительный результат,  так как юноша будет с большей  строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться  улучшения своих личных качеств,  искать своё место в жизни.  А вот неадекватная завышенная  самооценка будет давать совсем  противоположный результат по  сравнению с адекватной и неадекватной  заниженной самооценкой.

 

          Завышенная самооценка обнаруживается  в преувеличении своих умственных  способностей и не только. Старшеклассник  готов верить, что в любой умственной  работе он будет на высоте  положения. То же будет и  с успехами в спорте, с признанием  его окружающими, хотя на самом  деле это будет всего каким-то  единичным случаем. Всё это  приведёт к отсутствию стремления  к самовосприятию. Юноша будет  считать, что у него нет недостатков,  а если и есть, то они незначительны  по сравнению с достоинствами.

 

 

 

6

 

Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста является смена значимых лиц  и перестройка взаимоотношений  со взрослыми.

 

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым  важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная  ячейка общества, влияние которой  ребенок испытывает раньше всего, когда  он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род  занятий, материальный уровень, образование  родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое  дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается  с возрастом, преломляясь в структуре  личности.

 

          Нет практически ни одного  социального и психологического  аспекта поведения подростков  и юношей, который не зависел  бы от их семейных условий  в настоящем или в прошлом.  Но меняется характер этой  зависимости. Так, если в прошлом  школьная успеваемость ребёнка  и продолжительность его обучения  зависела главным образом от  материального уровня семьи, то  теперь этот фактор менее влиятелен.  Зато огромную роль играет  уровень образования родителей.

 

          Так же сильно влияет на  судьбу подростков и юношей  состав семьи и характер взаимоотношений  между её членами. Неблагоприятные  семейные условия характерны  для подавляющего большинства  так называемых трудных подростков.

 

          Значительное влияние на личность  подростка оказывает его стиль  взаимоотношений с родителями, который  лишь отчасти обусловлен их  социальным положением.

 

          Наилучшие взаимоотношения старшеклассников  с родителями складываются обычно  при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени  способствует воспитанию самостоятельности,  активности, инициативы и социальной  ответственности. Поведение ребёнка  направляется в этом случае  последовательно и вместе с  тем четко и рационально:

 

   родители всегда  объясняют мотивы своих требований  и поощряют их обсуждение подростком;

 

   власть используется  ими в меру необходимости;

 

   в ребёнке ценится  не только послушание, но самостоятельность;

 

   родители устанавливают  правило и твёрдо приводят  их в жизнь, но не считают  себя непогрешимыми;

 

   родители прислушиваются  к мнению ребёнка, но не руководствуются  только его желаниями.

 

          Крайние стили воспитания, независимо  от того авторитарный ли это  стиль, или попустительский, дают  плохие результаты. Авторитарный  стиль вызывает отчуждение у  детей от родителей, чувство  своей незначительности и нежелательности  в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными  , вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность.  Попустительский стиль воспитания  вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него  дела. Кроме того, пассивные и  незаинтересованные родители не  могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

 

          Как ни велико влияние родителей  на формирование личности, пик  его приходится не на переходный  возраст, а на первые годы  жизни. К старшим классам взаимоотношения  с родителями давно уже сложились,  и «отменить» эффект прошлого  опыта не возможно.

 

          К старшим классам автономия  в поведении, как правило, уже  достаточно велика: старшеклассник  самостоятельно распределяет своё  время, выбирает друзей, способы  досуга и т.д. В семьях с  более или менее авторитарным  стилем общения эта автоматизация  иногда вызывает острые конфликты.

 

          Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют  к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях  дети не знают источники дохода  и не заботятся об этом. Почти  девять десятых опрошенных девяти- и десятиклассников надеются, что  их желания иметь определённые  вещи осуществятся, причём две  трети уверены, что осуществить  эти желания - дело родителей  («родители купят»). Поведение и  запросы этих старшеклассников  почти автономны, поскольку желания  их совпадают с мнениями родителей  лишь в 10%  случаев. Тем не  менее дети уверены, что их  желаниям будет отдано предпочтение.

 

          Степень идентификации с родителями  в юности меньше, чем в детстве.  Хорошие родители, тем не менее  остаются для старшеклассников  важным эталоном поведения. Однако  родительский пример уже не  воспринимается так абсолютно  и некритично, как в детстве.  У старшеклассников есть и  другие авторитеты, кроме родителей.  Чем старше ребёнок, тем вероятнее,  что идеалы он находит не  только в ближнем окружении,  но и в более широком кругу  лиц: общественно-политические деятели,  герои книг, кино и т.д. Зато  все недостатки и противоречия  в поведении близких и старших  воспринимаются остро и болезненно. Особенно это касается расхождения  слова и дела. Сами старшеклассники  отмечают, что они замечают существенные  расхождения между тем, чему  их учат родители, близкие родственники  и учителя, и тем, как они  поступают в повседневной жизни.  Это не только подрывает авторитет  взрослых, но и является практическим  уроком приспособленчестве и  лицемерия.

 

          «Значимость» для юноше и девушек  их родителей и сверстников  принципиально неодинакова в  разных средах деятельности. Наибольшая  автономия от родителей при  ориентации на сверстников наблюдается  в среде досуга, развлечений, свободного  общения, потребительских ориентаций.

 

          Больше всего старшеклассникам  хотелось бы видеть в своих  родителях друзей и сверстников.  При всей их тяге к самостоятельности,  юноши и девушки остро нуждаются  в жизненном опыте и помощи  старших. Многие волнующие их  темы они вообще не могут  обсуждать со сверстниками, так  как им мешает самолюбие. Семья  же остаётся тем местом, где  подросток и юноша чувствуют  себя наиболее спокойно и уверенно.

 

На ровне с семьёй можно  поставить и школу, так как  в этом возрасте имеет большое  значение окружение юноши вне  семьи.

Информация о работе Роль самооценки в самовоспитании старших школьников