Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Я выбрал для изучения психологию юности. В это период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

самооценка.docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

 

   1.«Кого из класса  ты пригласил/а бы к себе  на день рождения?»

 

   2.«С кем из класса  ты стал/а бы готовиться к  экзамену?»

 

   3.«С кем из класса  ты стал/а бы готовиться к  КВНу?»

 

Вопросы подобранны с учётом различной сферы деятельность, то есть личная сфера, внутри класса и  общественная. Каждый должен был выбрать  трёх человек в первую, вторую и  третью очередь по важности.

 

          Òàáëèöà (ñìîòðè ïðèëîæåíèå).

 

          По самооценке завышенная оказалась  у Ж.Борзило, Я.Макушина и Л.Гасликовой. После социометрии выяснилось, что  Я.Макушина и Л.Гасликовой  всего  33% и 10 % выбора соответственно. Ж.Борзило  набрала 55% голосов. О.Кузнецова  набрала 110% голосов притом, что  его самооценка средняя, ближе  к заниженной. Ю.Абахова набрала  24% выбора при средней самооценке.

 

          Мои предположения не сошлись  с полученными данными. Я думаю,  что Я.Макушин и Л.Гасликова  находятся в подростковом возрасте, то есть у них ещё не до  конца завершился переход в  юношеский период.

 

          Результат полученный по О.Кузнецовой  можно сравнить с уже давно  полученными данными о том,  что она себя оценивает так,  а от окружающих ждёт более  высоко оценки.

 

 

 

10

 

          Я сделал вывод, что несмотря  на то, что в юности самооценка  должна быть адекватна в большинстве  случаев, нельзя забывать и  о том, что неадекватная самооценка  встречается. В моём эксперименте  ни у одного из старшеклассников  не было заниженной самооценки, в большинстве случаев можно  было сказать, что самооценки  совпадают с социометрическим  исследованием. Можно сделать  вывод, что класс состоит из  нормальных детей, у которых  адекватная самооценка, немного  склонная к завышению.

 

          Открытие себя как неповторимо  индивидуальной личности неразрывно  связано с открытием социального  мира, в котором этой личности  предстоит жить. Юношеская рефлексия  есть, с одной стороны, осознание  собственного «Я» («Кто я? Какой  я? Каковы мои способности?  За что я могу себя уважать?») , а с другой стороны  - осознание  своего положения в мире («Каков  мой жизненный идеал? Кто мои  друзья и враги? Кем я хочу  стать? Что я должен сделать,  чтобы и я сам, и окружающий  мир стал лучше?»). Первые обращенные  к себе вопросы ставит, не всегда  сознавая это, уже подросток.  Более общие, мировоззренческие  вопросы ставит юноша, у которого  самоанализ становится элементов  социально-нравственного самоопределения.  Этот самоанализ часто иллюзорен,  как во многом иллюзорны юношеские  жизненные планы. Но сама потребность  в самоанализе - необходимый признак  развитой личности и целенаправленного  самовоспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.«Возрастная психология  и педагогика»,

 

под редакцией М.В.Гомезо, М.В.Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва, «Просвещение», 1984

 

2.«Практикум по возрастной  и педагогической психологии»,

 

под редакцией проф. А.И.Щербакова, Москва, «Просвещение», 1982

 

3.«Психология юношеского  возраста»,

 

И.С.Кон, Москва, 1975

 

4.Особенности оценки старшеклассниками  моральных и волевых качеств  своих сверстников. В.Ф.Сафин,  в книге «Психологические проблемы  юности», Москва, 1961

 

5.«Возрастная и педагогическая  психология»,

 

под редакцией А.В.Петровского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

1. Введение. 

1

 

2. Направленность личности  у старшеклассников. 

2

 

3. Формирование самооценки. 

5

 

4. Самосознание: «открытие  Я». 

8

 

5. Самовоспитание старшеклассников. 

12

 

6. Взаимоотношения со значительными  взрослыми - родителями. 

 

 

15

 

7. Взаимоотношения со значительными  взрослыми - учителями. 

20

 

8. Взаимоотношения со сверстниками. 

22

 

9. Эксперимент. 

26

 

10. Заключение. 

30

 

11. Список литературы. 

32

 

 

 

 


Информация о работе Роль самооценки в самовоспитании старших школьников