Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 06:41, курсовая работа
Объектом, которого является формирование нравственных ценностей младшего школьника.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию нравственных ценностей.
Цель исследования: выявить основные методы и приемы, на создание условий развитию мотивов нравственного поведения учащихся.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Обобщить понятия о нравственности и нравственных ценностях;
Проанализировать методы развитию нравственного поведения;
Дать анализ состояния проблемы нравственного воспитания в теоретической литературе.
Введение 3
Глава 1. Нравственные ценности и их формирование 4
1.1Общее понятие о нравственности и нравственных ценностях 4
1.2 Концепции нравственного развития человека 9
1.3 Особенности развития и воспитания нравственности в младшем школьном возрасте 14
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Способы изучения нравственности и пути ее формирования 23
2.1 Методики изучения нравственности младшего школьника 23
2.2 Приемы воспитательной работы учителя по формированию 28
нравственных качеств 28
Выводы по главе 2 33
2.3 Практическая часть…………………………………………………………..34
Заключение 43
Литература 45
Вначале ребёнок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение ещё не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребёнка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории «надо».
По данным исследований, зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте идет процесс дальнейшего развития этого чувства. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки.
Применительно
к начальной школе должен быть
достигнут уровень, когда
В этом
возрасте ребенок способен
оценивать свое поведение,
2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы.
3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев.
Истинная нравственность, по Кольбергу, достигается только на этом уровне развития. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности.
Начиная с 13-летнего возраста преднравственный уровень замещается у детей конвенциональным и в меньшей степени – постконвенциональным уровнем. Кольберг, однако, отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигает меньше 10 процентов людей в возрасте 16 лет и старше.
Л. Кольбергом были использованы рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения. Приведем в качестве примера один из рассказов и типичные ответы. «Женщине, больной раком, не помогают никакие лекарства. Она просит своего врача дать ей смертельную дозу снотворного, что бы избавиться от страданий. Должен ли врач удовлетворить ее просьбу?»
Ребенок: «было бы хорошо женщине дать умереть, чтобы избавить ее от боли. Но это было бы не приятно ее мужу – ведь это не то, что усыпить животное, он же нуждается в своей жене».
Подросток: « врач не имеет на это права. Он не может дать жизнь и он не должен ее уничтожать».
Взрослый: «умирающая должна иметь свободный выбор. Значение имеет качество жизни, а не сам его факт. Если она считает, что не стоит жить, превратившись просто в нечто живое, но уже не человека, она имеет права выбрать смерть. Людям должна быть предоставлена возможность самим решать что с ними будет».
Из этих
ответов видно, что ребенок
исходит из чисто практических
соображений, не обращаясь к
моральным принципам.
Кэрол Гиллиган,
одна из сотрудниц Кольберга,
отстаивающая феминистскую
Согласно Гиллиган, нравственные принципы мужчин и женщин различаются, и развитие нравственности проходит иначе, проходя следующие три уровня, между которыми имеются переходные стадии:
Уровень 1: Самоозабоченность.
На этом
уровне женщину занимают
На первой
переходной стадии эгоизм
Уровень 2: Самопожертвование.
Социальные нормы, которым
женщине,
заставляют ее переходить к
удовлетворению собственных
На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать.
Уровень 3: Самоуважение.
На этом уровне
женщина понимает, что только она
сама способна сделать выбор, касающийся
ее собственной жизни, если он не причинит
вреда людям, связанным с ней
семейными или социальными
Подводя итог, следует отметить, что развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Л.Кольберг выделяет три уровня нравственного развития: преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный. Каждый из них включает по 2 стадии. К.Гиллиган утверждала, что между нравственными принципами мужчин и женщин существуют различия, поэтому она выделяла иные 3 уровня развития – самоозабоченность, самопожертвование, самоуважение.
С поступлением ребёнка в
Для младших школьников
Требования к другим
Можно думать, что это связано
с сильной потребностью
Такое своеобразие
Прежде всего, младший школьный возраст - очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Как показывают исследования, дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных нравственных качеств. Однако преимущественно словесный характер предъявляемых требований, а также то, что даже ещё не умеют преодолевать встречающиеся им трудности. Как отмечалось, сравнительно легко отказываются от стремления действовать в соответствии с нравственным правилом, ведет к тому, что возникает разрыв между моральным сознанием ребенка и его реальным поведением. Этот разрыв может привести к такому вредному явлению, как моральный формализм.
Особую опасность представляет нравственный эгоизм детей. Как известно, младшие школьники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, понять который им трудно, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным мотивом (например, помочь маме), но закончившийся неблагополучно (разбита тарелка), расценивается ими как плохой. Это явление, называемое в литературе «моральным расизмом» обусловлено тем, что выполнение требования важно для ребёнка само по себе, вне зависимости от нравственного содержания этого требования. Известный швейцарский психолог Ж.Пиаже отмечал, что ребенок относится к нравственной норме как к обязательному предписанию - закону, причём следует скорее «буква», чем «духу» этого закона. Нравственные действия маленького школьника могут в этом случае потерять свой специфический смысл - смысл действия в интересах других людей.
Младший
школьный возраст
Исходя из сказанного, как основную задачу нравственного воспитания в младшем школьном возрасте надо выделить развитие произвольного уровня нравственного и морального поведения. Для этого необходимо, во-первых: сортировать такие навыки поведения, которые необходимы для выполнения предъявляемых ребёнку морального умения способствуют выполнению данного требования, расчленить их на простые действия, которые ребенку сравнительно легко освоить, и «упражняться» в каждом действии, подкрепляя даже незначительный успех положительной оценкой. Во-вторых, так развивать отношение школьника к себе, чтобы оно базировалось, прежде всего, на результатах его реальных усилий. Требуется доводить до сознания ребёнка противоречие между его представлением о себе как нравственном обратно и действительным его поведением так, чтобы оно не только обозначалось, но и переживалось им. В-третьих, развивать саму произвольность поведения, учение действовать в соответствии с заранее поставленной целью.
Информация о работе Роль учителя в формировании нравственных ценностей младшего школьника