Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:17, реферат
Такое понимание природы как сознание предполагает очень широкий спектр вопросов, которые становятся предметом исследования не только психологии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, философии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную позицию в трактовке сознания. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций,
Введение………………………………………………………………………………………………3с
Глава 1.Сознание.
Понятие сознания и его определение…………………………………………………4с
Функции сознания……………………………………………………………………………….8с
Сознание человека……………………………………………………………………………….9с
Глава 2.Самосознание.
Понятие самосознания……………………………………………....................................11с
Структура и формы самосознания……………………………………………………..13с
Самосознание личности……………………………………………………………………..15с
Заключение………………………………………………………………………………………...17с
Литература…………………………………………………………………………………………19с
план
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Сознание.
Понятие сознания и его определение…………………………………………………
Функции сознания…………………………………………………………
Сознание человека…………………………………
Глава 2.Самосознание.
Понятие самосознания………………………
Структура и формы самосознания…………………………
Самосознание личности………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Такое понимание
природы как сознание
Сознание
Понятие сознания и его определение.
Сознание выступает как особая
форма отражения, регуляции и
управления отношением людей
к окружающей действительности,
к самим себе и своим способам
общения, которые возникают и
развиваются на основе
Сознание - это воспроизведение человеком
идеального образа своей
Это развитие сознательности
человека, её рост и укоренение
её в нём совершается в
Понятие
“сознание” не однозначно. В
широком смысле слова под ним
имеют в виду психическое
Сознание
- высшая, свойственная человеку
форма обобщенного отражения
объективных устойчивых
Выделяют два слоя сознания.
I. Бытийное сознание (сознание для
бытия), включающее в себя: 1) биодинамические
свойства движений, опыт действий;
2) чувственные образы. Сознание: рождается
в бытии, отражает бытие,
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.
Смысл - субъективное понимание
и отношение к ситуации, информации.
Непонимание связано с
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением рефлективного сознания.
Мир
производственной, предметно-практической
деятельности соотносится с
Бытийный слой содержит в себе
истоки и начала рефлективного
слоя, поскольку значения и смыслы
рождаются в бытийном слое. Выраженное
в слове значение содержит: образ,
операционное и предметное
Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Перейдем к вопросу о том, чем определяется, обусловливается возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.
Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе а также о людях как природных и общественных существах.
Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспринимающего их аппарата. Образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть субъективный образ объективного мира.
Говоря о сознании
как единстве двух
Сознание детерминировано не только
действием внешних факторов. Сознание
человека подчинено еще действию
законов нейрофизиологии и
Если
содержание сознания
Содержание и
форма сознания не вполне
Функции сознания
Функции сознания - это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.
Коренная и
главнейшая функция сознания
есть получение знания о
Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции. Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение между человеком и действительностью.
Творческая функция сознания, понимаемая в широком смысле, как активное воздействие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Животные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческая деятельность, как и вся практика в целом, имеет своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так как в этой деятельности, человек должен сознавать свое отделение от объекта.
Важной
функцией сознания является
Указанные функции сознания, будучи относительно самостоятельными, выполняют служебную роль в отношении к практике. Они, так сказать, подготовляют решения человека о том, как надо практически действовать. Они способствуют формированию регулятивно - управленческой функции его сознания.
Сознание человека.
Развитие
сознания у человека неразрывно связано
с началом общественно-трудовой деятельности.
В развитии трудовой деятельности, изменившей
реальное отношение человека к окружающей
среде, заключается основной и решающий
факт, из которого проистекают все отличия
человека от животного; из него же проистекают
и все специфические особенности человеческой
психики.
По мере
развития трудовой деятельности человек,
воздействуя на природу, изменяя, приспособляя
ее к себе и господствуя над нею, стал,
превращаясь в субъекте истории, выделять
себя из природы и осознавать свое отношение
к природе и к другим людям. Через посредство
своего отношения к другим людям человек
стал все более сознательно относиться
и к самому себе, к собственной деятельности;
сама деятельность его становилась все
более сознательной: направленная в труде
на определенные цели, на производство
определенного продукта, на определенный
результат, она все более планомерно регулировалась
в соответствии с поставленной целью.
Труд как деятельность, направленная на
определенные результаты, на производство
определенного продукта требовал предвидения.
Необходимое для труда, оно в труде и формировалось.
Характерная для трудовой деятельности
человека целенаправленность действия,
строящегося на предвидении и совершающегося
в соответствии с целью, составляет основное
проявление сознательности человека,
которая коренным образом отличает его
деятельность от несознательного, инстинктивного
в своей основе поведения животных.
Возникновение человеческого сознания
и человеческого интеллекта может быть
правильно объяснено только в зависимости
от его материальной основы, в связи с
процессом становления человека как исторического
существа.
Становление
сознания связано со становлением новой
формы бытия, бытия человеческого, новой
формы жизни, субъект которой способен
выходя за пределы своего собственного
одиночного существования, отдавать отчет
о своем отношении к миру, к другим людям,
подчинять свою жизнь обязанностям, нести
ответственность за содеянное, ставить
перед собой задачи и, не ограничиваясь
приспособлением к наличным условиям
жизни, изменять мир, словом жить так, как
живет человек и никто другой.
Таким образом,
психическая деятельность выступает в
новом качестве - сознании, или, точнее,
процессе осознания субъектом окружающего
мира и тех отношений, в которые он с ним
вступает, по мере того как из жизни и непосредственного
переживания выделяется рефлексия на
окружающий мир и на собственную жизнь.
Наличие сознания предполагает, таким
образом, выделение человека из его окружения,
появление отношения субъекта действия
и познания к объективному миру. Сознание
всегда предполагает познавательное отношение
к предмету, находящемуся вне сознания.
Возникновение сознания как специфически
человеческого способа отражения действительности
неразрывно связано с языком: язык - необходимое
условие возникновения сознания. Осознавать
- значит отражать объективную реальность
посредством объективированных в слове
общественно выработанных обобщенных
значений.
Связь сознания и языка, таким образом,
теснейшая, необходимая: без языка нет
сознания. Язык - форма сознания человека
как общественного индивида
Слово
существенно для сознания именно в силу
того, что в нем откладываются, объективируются
и через него актуализуются знания, посредством
которых человек осознает действительность.
Психологический подход к проблеме сознания
исключает возможность рассматривать
сознание лишь как некое готовое образование.
В психологическом плане сознание выступает
реально прежде всего как процесс осознания
человеком окружающего мира и самого себя.
Наличие у человека сознания означает,
собственно, что у него в процессе жизни,
общения, обучения сложилась или складывается
такая совокупность или система объективированных
в слове, более или менее обобщенных знаний,
посредством которых он может осознавать
окружающее и самого себя, опознавая явления
действительности через их соотношение
с этими знаниями. Центральной психологической
проблемой при этом остается процесс осознания
человеком мира.
Сознание не покрывает психической деятельности
человека в целом. Сознание, как и психическое
вообще, служит для регуляции поведения,
для приведения его в соответствие с потребностями
людей и объективными условиями, в которых
оно совершается.