2) Набор элементов должен
представлять репрезентативную выборку
элементов исследуемой области (рекомендуемое
число элементов - от10 до 25. Если использовать
меньше элементов, то мы получим ненадежные
оценки связей между конструктами, больше
- процедура заполнения решеток становится
слишком утомительной). [Бодалев, Столин,
1987].)
Важную роль играет и общая
аффективная оценка испытуемым объектов:
испытуемые, как правило, лучше различают
отрицательные персонажи, чем положительные.
Поэтому список элементов должен быть
сбалансирован также и по коннотативным
параметрам[Похилько, 1984].
После того как исследователем
составлен набор элементов, он приступает
к процедуре выявления конструктов. Келли
предложил несколько методов. Для примера
ниже приведен классическим "метод
триад".
В теории говорится о том, что
конструкт создается на основе как минимум
трех элементов: два из них должны восприниматься
как сходные между собой, а третий - как
отличный от этих двух. Признак, по которому
элементы истолкованы как одинаковые,
образует полюс сходства данного конструкта,
и, соответственно, признак, по которому
они противопоставляются третьему элементу,
- контрастный полюс.
Из репертуара элементов выбираются
тройки элементов. Испытуемому предлагают
назвать какое-нибудь важное качество,
по которому два из них сходны между собой
и отличны от третьего. При этом экспериментатор
записывает названия полюсов. Таким образом
выявляется конструкт. [Бодалев, Столин,
1987]
В случаях, когда реализация
метода триад может вызвать трудности
у испытуемого (например, респондент имеет
низкий уровень образования), можно использовать
метод диад. Испытуемому предъявляются
объекты из заданного списка, и относительно
каждой пары объектов предлагают выяснить:
- есть ли какая-либо важная характеристика,
общая для двух элементов, если есть, выявляются
оба ее полюса;
- есть ли какая-либо важная характеристика,
по которой они отличаются друг от друга.
Окончив процедуру выявления
конструктов переходят к этапу построения
"репертуарной решетки" - последовательного
"измерения" испытуемым каждого элемента
из списка каждым из выявленных у него
конструктов. Полученная решетка представляет
матрицу данных конструкт-элементов.
В зависимости от способа выявления
конструктов можно получить разные типы
решеток. Ранговая решетка получается
при ранжирования испытуемым элементов
по каждому из его конструктов от одного
полюса до другого. В матрицу данных заносят
ранги элементов. Импликативная решетка
выявляет логические связи между конструктами
и позволяет получить данные об иерархии
в системе конструктов испытуемого.
Вероятно, уже такое, так сказать,"беглое"
перечисление возможностей репертуарных
решеток говорит о пользе и перспективности
этого метода. Техника репертуарных решеток
широко используется западными психологами
в клинической психотерапии и психодиагностике
самосознания. Социологами и социальными
психологами метод используется при изучении
межличностных отношений и т.п.
Необходимо заметить, что в
отечественных научно-периодических изданиях
по социологии и психологии ссылок на
применение метода практически нет. Происходит
это, скорее всего, по следующим причинам.
Во-первых, метод считается трудоемким.
Процедура выявления конструктов может
занимать до полутора часов, столько же
времени необходимо для заполнения репертуарной
матрицы. Во-вторых, этот метод не предполагает
изначальной заданности гипотез, что предъявляет
к исследователю требование высокой квалификации.
Немаловажно также и то, что нет хорошо
разработанных методик применения техники
репертуарных решеток в конкретных областях
социологии и психологии [Баранова, 1993-1994]
До недавнего времени теория
Келли практически не выходила за рамки
психологии, но на сегодняшний день ситуация
начинает меняться: идеи Келли начинают
успешно применяться в менеджменте и профессиональном
консультировании на Западе. Специалисты
по маркетингу используют данную технику
для исследований потребительского спроса
на различные виды товаров; в области профконсультирования
этот метод помогает определить, какую
профессию человек идентифицирует как
"идеальную" для себя, и, таким образом,
сделать правильный выбор. [Келли, 1955].
Франселла и Баннистер считают,
что репертуарную решетку можно считать
своего рода специфической разновидностью
структурированного интервью. В процессе
беседы мы постепенно начинаем понимать,
как он видит мир, что с чем связано, что
из чего следует, как он оценивает события
и людей и т.п. Решетка формализует этот
процесс и позволяет применить математический
аппарат для поиска и обоснования связей
между конструктами данного человека,
подметить индивидуальное, специфическое
в структуре и содержании мировоззрения
человека [Франселла, Баннистер,
1986].
Выводы по главе 1
Подроcтковый возраcт – это
один из важнейших этапов в cтановлении
личноcти человека. Он характеризуетcя
несколькими cпецифичеcкими оcобенноcтями.
Во-первых, это возраcт преобразований
в cфере cознания, деятельноcти и cиcтемы
взаимоотношений. Во-вторых, на этом этапе
еще продолжается роcт человека, формирование
организма в процеccе полового cозревания,
что оказывает важное влияние на психофизиологичеcкие
оcобенноcти.
Cамоотношение - термин, позволяющий
обозначить cпецифику отношения личноcти
к cобcтвенному Я. Cамоотношения может включать
в себя: cамоуважение, cимпатию, любовь
к cебе, cамопринятие, чувcтво раcположения,
cамоуверенноcть, cамооценку, cамоунижение,
cамообвинение, недовольcтво cобой и т.п.
Выделение cамоотношения как cамоcтоятельного
объекта пcихологичеcкого анализа чаще
вcего оcуществляетcя способом «разграничения»
в общем процеccе cамоcознания двух аcпектов:
процеccа приобретения знаний о cебе и процеccа
cамоотношения.
В cовременной пcихологии наиболее
перcпективным являетcя раccмотрение cамоотношения
как непоcредcтвенной предcтавленноcти
в cознании личноcтного cмыcла «Я». В оcнове
этой идеи лежит мысль об оценки личноcтью
cвоего «Я», cобcтвенных черт, которые выражают
ее потребноcть в cамореализации, как об
оcновании cамоотношения.
Говоря о cамоотношении, нельзя
упустить из вида ещё один немаловажный
компонент – cамооценку личноcти.
Cамооценка - аффективная оценка
предcтавления, которая обладает различной
интенcивноcтью, поcкольку определенные
черты образа "Я" возможно вызовут
cильные или слабые эмоции, cвязанные c
их оcуждением или принятием.
В пcихологии выделяютcя факторы,
оказывающие непоcредcтвенное воздействие
на то, как сформируется cамоотношение
подроcтков, а именно: cтиль cемейного воcпитания,
роль значимых других, взаимоcвязь cамооценки
c cоциально-пcихологичеcким cтатуcом ребёнка,
cвязь cамооценки c оценкой педагогов.
Помимо традиционных методов
изучения самоотношения, существует также
метод сравнительно новый – репертуарные
техники. Техника репертуарных решеток
была внедрена американским психологом
Дж.Келли4 в 50х годах.
Она опирается на теорию личностных конструктов
- теоретическую концепцию, которая объясняет
то, как человек строит целостный образ
мира.
Нам показалось интересным
рассмотреть возможности и ограничения
данного метода при изучении самоотношения
у подростков. Поэтому мы решили проверить
их эмпирически. О полученных результатах
мы расскажем во второй главе.
- ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1. Методы исследования
(материал представлен
в приложении
В теоретической части работы я говорила
о том, что в подростковом возрасте, как
ни в каком другом, происходит интенсивное
развитие и становление самоотношения
у детей.
Обратим внимание на метод репертуарных
решеток.
Техника выявления конструктов с помощью
данного метода позволяет Вам побуждать
собеседника сообщить свои конструкты,
которыми он пользуется для понимания
и осмысления конкретных областей субъективного
мира. Она приносит пользу всякий раз,
когда Вы хотите изучить чей-либо словарь,
присоединиться к нему или изменить его.
Но эта процедура не дает нам всего, о чем
мы хотели бы знать: она не показывает
нам, как работает на деле система конструктов.
Два человека могут дать нам конструкты
"энергичный - пассивный" при описании
людей, принимающих решения в ситуации
купли-продажи, но если они применяют эти
конструкты по-разному, то это означает,
что у них это не одно и то же. Процедура
заполнения решетки позволяет не только
представлять конструкты сами по себе,
но и детально выяснять, как они используются.
В своей основе это весьма просто. Вместо
того, чтобы рассматривать каждый конструкт
как пару антонимов, Вы представляете
его в виде шкалы - чаще всего пятибалльной.
После этого Вы предлагаете собеседнику
оценить каждый элемент по каждому конструкту,
чтобы при этом получилась двумерная матрица.
После этого начинаются вопросы,
которые ведут к заполнению решетки.
Продолжая таким образом интервью,
исследователь создает матрицу из элементов
и конструктов. После завершения оценивания
по первой группе конструктов он может
снова перейти к сравнению в триадах, использовать
"лестницу", затем встроить вновь
полученные конструкты в решетку и продолжить
оценивание.
Мы рассмотрим четыре основных
методов анализа: подсчет частот, контент-анализ,
визуальную фокусировку и метод главных
компонент. Первые два метода связаны
с анализом содержания решетки, а с помощью
трех последних анализируется не только
содержание, но и взаимосвязи. Поэтому
первые два метода не содержат ничего
сложного кроме подсчета, а остальные
требуют вычисления корреляций.
Подсчет частот
В анализе путем подсчета частот просто
подсчитывается, как часто упоминаются
те или иные конкретные элементы и конструкты.
Хотя этот метод может применяться и к
индивидуальным решеткам, он чаще используются
для анализа результатов интервьюирования
некоторой выборки испытуемых с целью
отыскания некоторых общих тенденций.
Контент-анализ
При выполнении контент-анализа
выбираются наборы категорий, к которым
можно относить элементы или конструкты,
а затем производится распределение элементов
и конструктов по этим категориям. Здесь
мы более свободны, чем при простом подсчете
частот, поскольку сами определяем ширину
(объем?) категории.
Можно определять категории
для элементов, конструктов, а можно для
тех и других одновременно. Пример контент-анализа
элементов: исследование мотивации менеджеров
эксплуатационных служб, проведенное
нами в пяти странах. При выявлении элементов
предлагалось назвать:
Два события (производственные
ситуации), в которых респонденты испытывали
сильное желание действовать (чувствовали
себя мотивированными).
Два события (производственные
ситуации), в которых респонденты отмечали
отсутствие стремления действовать.
Один случай вне работы, связанный
с высоким уровнем мотивации.
Один случай вне работы, когда
ощущалось отсутствие мотивации.
Наилучшее из того, что может
произойти в их работе.
Самая плохая вещь из тех, что
происходят и могут произойти в их работе.
Наиболее значительный случай
из того, что произошло вчера.
Элементы, полученные в ответ
на каждый выявляющий вопрос, были затем
объединены в группы с общим содержанием.
Визуальная
фокусировка
Это - матрица где имена конструктов
и элементов опущены, и применяется не
пятибалльная шкала, а дихотомическая
(система "галочка - крест").Чтобы анализировать
эту решетку с помощью метода визуальной
фокусировки, возьмите узкую полосу бумаги.
Скопируйте на нее, соблюдая расположение,
набор крестов и галочек, относящихся
к элементу 1. Затем сравните эту полоску
с каждым другим элементом, записывая
число совпадений (галочки с галочками
или кресты с крестами)
Программа метода главных компонент
Такой вид анализа отвечает
на вопрос: "Сколько независимых измерений
необходимо, чтобы описать все отношения
в пределах этой матрицы?". Когда математики
говорят о независимых переменных, они
имеют в виду графическое представление,
в котором переменные ортогональны (размещены
под прямыми углами друг к другу). Существуют
очевидные ограничения: можно нарисовать
реально лишь двумерный рисунок, или трехмерный
(с использованием перспективы). Но в идеале
можно представить пространство с любым
числом независимых измерений.