Самооценка и ее влияние на развитие общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Уже на первые сознательные активные действия ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или одобрения. В дальнейшем, совершая какое- либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», «это плохо», «этого делать нельзя». В итоге все действия, поступки дошкольника направляются и организуются взрослыми, которые объективно оценивают их, сравнивают, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление, сравнивать себя с другими, оценивать.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки
Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов 6
Понятие самооценки, ее сущность и виды 9
Этапы становления самооценки 13
Вывод по 1 главе 17
Глава 2. .Анализ современных психологических источников по проблеме детей старшего дошкольного возраста, а также развития общения у дошкольной группы детей.
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.
2.1.1. Развитие когнитивных процессов у детей старшего дошкольного возраста 19
2.1.2. Развитие эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Влияние самооценки на развитие детей старшего дошкольного
возраста 35
Вывод по 2 главе. 41
Глава 3. Исследование проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста и ее влияние на развитие общения
3.1. Организация исследования 44
3.2. Описание полученных данных и обработка 47
Заключение 57
Список литературы 58
Приложение 1 60
Приложение 2 61

Вложенные файлы: 1 файл

старый курсач!!.docx

— 148.72 Кб (Скачать файл)

Методика социометрия для дошкольников. Данная методика позволяет изучить межличностные отношения внутри группы и выявить статусы участников: лидеры и звезды, предпочитаемые, пренебрегаемые, изолированные (отверженные). Опрос проходил индивидуально. Каждому ребенку обследуемой группы давалась инструкция: «Представь, что тебе нужно отправиться в кругосветное путешествие на корабле. Но тебе можно взять с собой только 3 человек из своей группы. Кого ты возьмешь?»

Все полученные данные подвергались количественному и качественному анализу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Описание полученных  данных и обработка

Выявление самооценки детей старшего дошкольного возраста и ее особенностей осуществлялось с помощью методики изучение самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка», В.Г. Шур и методики «Дерево с человечками», Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко.

Всего было обследовано 10 старших дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет, посещавших муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 30,  из подготовительной группы.

Вначале нами осуществлялось исследование особенностей структурных компонентов самооценки, уровень развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Для точной обработки результатов присвоим каждому ребенку номер.

Таблица 1. Списочный состав выборки

№1

А. Егор

6 лет

№2

Б. Анастасия

6 лет

№3

В. Настя

6 лет

№4

З. Джамиль

6 лет

№5

З. Никита

6 лет

№6

С. Андрей

7 лет

№7

Т. Милана

7 лет

№8

М. Стас

7 лет

№9

Х. Николай

6 лет

№10

Ш. Даниил

7 лет


 

 

Первоначально дети старшего дошкольного возраста были обследованы при помощи методики «Лесенка» В.Г. Щур.

В методике представлена следующая интерпретация:

В зависимости от того какую ступеньку выбрал ребенок, определяется его уровень самооценки.

Ступенька 7 – завышенная самооценка.

В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Ступеньки 6,5 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ребенка. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье.

Ступеньки 3,2– низкая самооценка

Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, замечание воспитателя. И в беседе ребенок расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей», и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой). Но возможно, что это-то серьезное и этого ребенка стоит проверить еще раз.

Ступенька 1 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на ребенка факторов.

В нашем исследовании почти все дети поставили себя на высшую ступень, но среди группы были выбраны и низшие ступени. Результаты методики «Лесенка» представлены в следующей таблице.

Таблицы 2. Таблица по полученным результатам в методике «Лесенка»

Выбранная ступень

Уровень самооценки

1

4 ступень

Заниженная с.

2

7 ступень

Завышенная с.

3

6 ступень

Адекватная с.

4

7 ступень

Завышенная с.

5

6 ступень

Адекватная с.

6

6 ступень

Адекватная с.

7

7 ступень

Завышенная с.

8

7 ступень

Завышенная с.

9

7 ступень

Завышенная с.

10

7 ступень

Завышенная с.




 

 

 

Анализируя ребенка под № 2 (Настя Б) было замечено, что сначала обследуемый поставил себя на 2 ступень, затем зачеркнул, поставил на 3 – зачеркнул и в итоге поставил на самую верхнюю ступень. Попробуем отследить более точно ее уровень самооценки в следующих методиках.

По данной методике в этой выборке детей, можно составить диаграмму.

Диаграмма 1. Результаты по методике «Лесенка»

Методика «Дерево с человечками», Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко. Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок  человечков. 

Детям было разрешено выделять несколько человечков, так как мы считаем, что не следует ограничивать выбор детей, но необходимо зафиксировать какой человечек был отмечен в первую очередь.

По результатам методики «Дерево», данные занесем в таблицу.

Таблица 3. Выборы исследуемых методики «Дерево»

Свое реальное положение

Свое идеальное положение

1

Человечек под № 8

Человечек пол № 3

2

Человечек под № 6

Человечек под № 14

3

Человечек под № 12

Человечек под № 7

4

Человечек под № 10

Человечек под № 12

5

Человечек под № 4

Человечек под № 17

6

Человечек под № 10

Человечек под № 4

7

Человечек под № 20

Человечек под № 6

8

Человечек под № 10

Человечек под № 8

9

Человечек под № 18

Человечек под № 15

10

Человечек под № 7

Человечек под № 19


 

 

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий 
№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку 
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) 
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость 
№ 9 - мотивация на развлечения 
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность 
№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя 
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация 
№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть». 
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. 
Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

 

Отметим характеристики в таблице.

Таблица 4. Результаты методики «Дерево»

 

Реальное положение

Идеальное положение

1

отстраненность от процесса, уход в себя

установка на преодоление препятствий

2

Установка на преодоление препятствий

кризисное состояние, «падение в пропасть»

3

общительность, дружеская поддержка

Установка на преодоление препятствий

4

комфортное состояние, нормальная адаптация

общительность, дружеская поддержка

5

устойчивость положения

Поддержка друга

6

комфортное состояние, нормальная адаптация

устойчивость положения

7

установка на лидерство. 

Установка на преодоление препятствий

8

комфортное состояние, нормальная адаптация

отстраненность от процесса, уход в себя

9

общительность, дружеская поддержка

комфортное состояние, нормальная адаптация

10

Установка на преодоление препятствий

общительность, дружеская поддержка


 

Выявление развития общения среди сверстников детей старшего дошкольного возраста осуществлялось с помощью методики «Социометрия» и метода наблюдей за детьми в деятельности.

Методика социометрия для дошкольников. Для того, что бы определить лидеров группы, предпочитаемых, пренебрегаемых и отверженных мы составили матрицу 1.

Кто выбирал

Кого выбирали

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

       

+

+

 

+

   

2

         

+

+

   

+

3

+

+

       

+

     

4

           

+

+

 

+

5

+

           

+

 

+

6

 

+

   

+

       

+

7

 

+

   

+

     

+

 

8

+

   

+

         

+

9

       

+

 

+

   

+

10

     

+

     

+

+

 

Итого

3

3

0

2

4

2

4

4

2

6


 

 

На основании матрицы 1  мы выстроили диаграмму:

1 круг - лидеры (6)

2 круг – предпочитаемые (4,3)

3 круг – пренебрегаемые (2)

4 круг – отверженные (0)

 







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Затем по взаимным выборам была составлена матрица 2.

 

1

5

8

4

10

9

7

2

6

1

 

+

+

           

5

+

               

8

+

   

+

+

       

4

   

+

 

+

       

10

   

+

+

 

+

     

9

       

+

 

+

   

7

         

+

 

+

 

2

           

+

 

+

6

             

+

 

 

Коэффициент взаимности

Квз.= * 100% =

Информация о работе Самооценка и ее влияние на развитие общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста