Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 19:22, реферат
В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Самооценка – оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эмоциональное состояние, удовлетворенность работой, учебой, жизнью. Тем самым она влияет на эффекивность деятельности и дальнейшее развитие личности.
«Самооценка ребенка и
детско-родительские отношения в семье».
В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Самооценка – оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эмоциональное состояние, удовлетворенность работой, учебой, жизнью. Тем самым она влияет на эффекивность деятельности и дальнейшее развитие личности.
Самооценка, по И.И. Чеснаковой, – «это достаточно
сложное образование
Основная функция самооценки в психической жизни
личности состоит в том, что она выступает
необходимым внутренним
Самооценка на каждом этапе развития
Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив. Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.
Низкая самооценка имеет много таких форм проявлений, как жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них - результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).
Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен.
Исследователями было выделено множество факторов, влияющих на динамику развития и формирование самооценки личности. Одним из них является семья, как важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта, что, несомненно, является основанием для более тщательного изучения воздействия внутрисемейных взаимоотношений на формирование самооценки личности. В семье закладывается базовое отношение личности к себе и то, каким оно будет, какой будет самооценка личности, во многом определит судьбу последней.
В семье на основе скрытых взаимовнушений и взаимовлияний создается особая атмосфера, когда даже не высказанные мысли отмечаются ребенком и, проникая в его сознание, проявляются потом в поведении. Наиболее эмоционально насыщенными являются отношения между ребенком и матерью. Именно в общении с ней ребенок получает первый опыт надежности окружающего мира и собственной способности жить в этом мире. Экспериментально установлено, что самооценка ребенка коррелирует в большей степени с поведением матери, чем с поведением отца. Именно материнская любовь становится первым социальным зеркалом для самосознания ребенка[6,28].
Известно, что особенности отношения и оценок родителями ребенка, являются главной причиной формирования искаженных самооценок последнего. В частности, неоправданно частое подчеркивание родителями реальных или мнимых достоинств ребенка приводит к формированию у него завышенного уровня притязаний. В то время как недоверие родителей, категорическое подавление негативизма ребенка может привести к возникновению ощущения собственной слабости, неполноценности.
Самооценка, по словам О. А. Белобрыкиной, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему его оценок, обуславливая динамику и направленность развития субъекта
Е.Т. Соколова указывает на то, что формирование самосознания и самооценки может рассматриваться как результат усвоения, интериоризации ребенком определенных параметров отношения к нему родителей.
Ф. Райс, исследуя роль семьи в развитии самооценки в ранней юности, отмечает, что проявление теплоты, заботы, интереса стороны родителей к ребенку, формирует у него чаще всего высокую самооценку. Кроме того, родители детей с высокой самооценкой используют демократические, но и менее «вседозволительные» методы воспитания по сравнению с родителями старшеклассников, у которых низкая самооценка. У юношей с высокой самооценкой родители строги, но и последовательны, они требуют соответствия высоким стандартам, но в то же время проявляют достаточную гибкость и при определенных ситуациях допускают исключения из правил.
Родители детей с низкой самооценкой, часто бывают не последовательны в своих ожиданиях и методах воспитания. Иногда такие родители слишком многое запрещают или чрезмерно критично относятся к детям, вплоть до полного неприятия. Например, школьники, на которых оказывают сильное давление, чтобы они достигали высоких показателей в учебе, как правило, имеют низкую самооценку и ощущают себя неспособными достичь целей, поставленных для них родителями. В данном случае, можно заключить, что родители не учитывают индивидуальных особенностей своих детей, а ориентируются на собственные желания, по поводу того, каким должен быть их ребенок. Зачастую такое положение дел определяется стремлением компенсировать свои неудачи в самоактуализации за счет высоких требований к детям.
Авторитарность и консерватизм родителей снижают самооценку ребенка. Часто сами родители в таких случаях являются невротиками, имеющими повышенную тревожность и склонность к самоуничижению. Они предлагают своим детям не только авторитарные установки и предубеждения, но и сомнения в собственной ценности.
Несомненно, что у детей, подвергающихся физическому или сексуальному насилию со стороны родителей, развивается низкая самооценка. Было обнаружено, что самооценка ниже у тех детей, которые воспитываются в конфликтных семьях, а также где существуют плохие отношения между членами семьи.
Интересные факты приводит Липкина А.И., в ее исследованиях обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи, а также между самооценкой ребенка и количеством времени, которое ему уделяют родители. Главным оказалось не сколько, а как общаются родители с ребенком.
Данная проблема находит свое отражение в современных психоаналитических представлениях. Согласно им, эмпатически понимающие, любящие родители переживаются на определенной стадии детского развития не как самостоятельные внешние по отношению к ребенку фигуры, а как интериоризованные, функционально определенные части его Я. Последовательно и стадийно разворачивающийся процесс «психологического рождения», то есть сепарации и индивидуации ребенка от родителей результирует в здоровый нарциссизм Я, психические структуры которого представлены интернализованными аспектами значимых других (в данном контексте - родители), обеспечивающими эмоциональное самоприятие и уверенность в себе. Родительская неприязнь или условное приятие, напротив, ведет к развитию ослабленного и беспомощному Я. Здесь необходимо заметить, что психоаналитические исследования анализируют не процессы реального межличностного взаимодействия, а их интрапсихическую динамику, «диалог» структур «Эго» и «Суперэго». Приведенная схема убедительно показывает, как отношение родителей к ребенку перерастает в самоотношение последнего.
Кроме того, актуальным в настоящее время является проблема самооценки детей из семей, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем. В таких семьях нарушаются функции, как отца, так и матери. Особенно опасным считается алкоголизм матери. Дети в таких семьях сталкиваются с трудностями в учебе и в отношениях с другими детьми, зачастую у некоторых из них наблюдаются задержки в психическом развитии, девиантное поведение и т.д. Самооценка этих детей крайне занижена. Вообще фигура матери, вернее ее внутренняя установка на приятие или отталкивание ребенка признается исследователями как важнейший фактор в формировании самооценки ребенка.
На формирование самосознания ребенка влияют такие параметры, как социальный статус семьи, размеры семьи, старшинство среди детей, отсутствие одного из родителей (смерть или развод), отношения между родителями (Берне) [8, 151].
В раннем детстве (дошкольный, младший школьный возраст) самооценка, возникающая у ребенка под влиянием оценок окружающих значимых взрослых (в первую очередь родителей) становится для него привычной и вызывает потребность в ее сохранении.
Тогда, если отношения в семье строятся таким образом, что у ребенка происходит формирование высокой самооценки, то следствием этого будет развитие у последнего таких личностных качеств как уверенность в себе, самостоятельность, высокое развитие волевых качеств, эмоциональная стабильность и т.п., что обуславливает успешность в межличностном общении и деятельности.
Если же взаимоотношения приводят к развитию низкой самооценки, то ребенок будет обладать низкой уверенностью в себе, эмоциональной нестабильностью, низкими волевыми характеристиками, отсутствием инициативы, что в конечном итоге отразится на эффективности его дальней социальной адаптации.
Кроме того, низкий уровень самооценки ребенка может стать причиной развития делинкветного поведения в более позднем подростковом возрасте, так как стремясь повысить самооценку, но, не будучи в состоянии сделать это социально приемлемыми способами, подросток обращается к асоциальным образцам поведения и контранормативным ценностям, в результате чего уровень самооценки повышается. В данной тенденции проявляется подтверждение взглядов К. Роджерса о стремлении человека к удовлетворению одной из основных потребностей, потребности в позитивной самооценке.
Как отмечает В. В. Столин [10, 220], с момента своего рождения ребенок включен в сложную систему отношений с другими людьми и постепенно становится объектом и субъектом различных видов деятельности и общественных отношений, поэтому становление самооценки находится в зависимости от мнений, суждений и оценок окружающих. На это также указывает А. И. Липкина: не выявлена связь между самооценкой ребенка и количеством времени, проводимого с родителями, главное – не сколько, а как общаются родители и ребенок. Исходные формы самооценки являются прямым отражением оценки взрослого (Ананьев, Захаров) [8, 150].
Выделяют следующие условия формирования высокой средней и низкой самооценки ребенка (Берне) [2, 112].
Низкая самооценка связана с попытками родителей сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению. Это выражается в выполнении требований послушания, умении подстраиваться к другим людям, зависимости от взрослых в повседневной жизни, опрятности, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Успешность, достигаемая умением подстраиваться под желания других людей, а не на основе личных достижений ведет к формированию низкой самооценки. Дети с низкой самооценкой растут в семьях, где часты конфликты между родителями, кроме того, матери в таких семьях не удовлетворены взаимоотношениями с мужем, они не чувствуют со стороны мужа активной поддержки в воспитании ребенка.
Стремление родителей поставить ребенка в подчиненное, зависимое положение ведет к снижению самооценки. Ребенок в этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения личностной ценности. Для детей с заниженной самооценкой характерны скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.
Дети, имеющие среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где родители в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Уровень родительских притязаний низок, и скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у этих детей ограничивается. Дети со средней самооценкой больше ориентируются на мнения о себе других людей [9, 205].
Ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка является необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки. Важная особенность таких родителей состоит в ясных, заранее установленных полномочиях по принятию решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Один из родителей берет на себя принятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Менее принципиальные решения по различным бытовым вопросам принимаются коллективно. В таких семьях царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чувствует себя включенным в общий домашний круг.
Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери к себе и к мужу. В глазах ребенка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Он меньше подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает себя и окружающий мир. Ребенок с высокой самооценкой приучен постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны. Дети с высокой самооценкой ставят перед собой высокие цели и чаще добиваются успеха, они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела. Важной особенностью таких детей является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами. Отсутствие застенчивости позволяет им выражать свои мысли открыто и прямо (Берне) [1, 15].
Информация о работе Самооценка ребенка и детско-родительские отношения в семье