Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 17:37, курсовая работа
Самооценка является важнейшим компонентом личности ребенка. Регулируя процесс построения взаимодействия ребенка с окружающим миром, самооценка позволяет ему правильно расставить приоритеты, реализовывать наиболее адекватные ситуации выборы, наметить, исходя из ситуационных характеристик и личностных возможностей, свою перспективу на более или менее отдаленное будущее. Позволяя правильно соотнести свои сильные и слабые стороны, самооценка позволяет ребенку органично включиться в процесс социального взаимодействия.
Формирование самооценки и притязаний тесно связано с новым осознанием себя во времени. На протяжении дошкольного возраста формируются индивидуальное прошлое и индивидуальное будущее, которые непосредственно связаны с настоящим, являются как бы его прямым продолжением. Прошлое, помимо разнообразных воспоминаний, представляет ребенку некое его состояние, именуемое им «когда я был маленьким», и это значит, что старший дошкольник осознает себя большим со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Таким образом, развитие самооценки в дошкольном возрасте напрямую зависит от типа ведущей деятельности (общение, орудийно-предметная деятельность, сюжетно-ролевая игра). Уровень самооценки оказывает огромное влияние на всю жизнь ребенка, именно поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ему как можно раньше развить адекватную самооценку.
Существует множество способов привить ребёнку понимание его способности творить, любить, совершать благородные поступки, начиная с самого раннего возраста, однако именно в раннем возрасте может начаться и обратный процесс занижения самооценки в результате необдуманных поступков родителей. Повышение самооценки автоматически ведет к улучшениям во всех аспектах жизни. А низкая самооценка (следствие неуверенности и робости) – залог торможения процесса принятия решений, без которых не происходит ни одно действие.
Сформировавшись в дошкольном возрасте, самооценка ребенка продолжает изменяться и трансформироваться в школьном возрасте.
2.2. Особенности формирования самооценки в школьном возрасте
Формирование самооценки в школьном возрасте можно разделить на несколько этапов:
- младший школьный возраст (7-10 лет);
- подростковый возраст (11-14 лет);
- ранняя юность (15-18 лет).
Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях — он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности [8, с.262].
Младший школьный возраст — начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию.
На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.
Развитие мотивации учения закрепляет наметившуюся в конце дошкольного возраста дифференциацию линий онтогенеза жизненного мира. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников [8, с.278].
В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.
Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному «Я».
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней оценки окружающих, прежде всего, оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем.
У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.
Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.
И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – «слабого», «среднего» или «сильного», задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.
Можно ли все-таки помочь ребенку, изменив условия формирования его самооценки? На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто. В первую очередь, конечно, надо учить ребенка умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже.
Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.
Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.
Самооценка обычно понимается как нечто целостное. Однако в зависимости от конкретного содержания того, что оценивается, она имеет разную направленность. Вот, завершив какую – либо работу, учащийся оценивает ее – по заданию учителя или самостоятельно. Такая самооценка как бы обращена в прошлое, к уже выполненной работе – это ретроспективная оценка. Ее можно выразить либо обобщенными суждениями: «Выполнил работу правильно (неправильно), хорошо (плохо)», либо частными, касающимися отдельных сторон работы, тех или иных этапов деятельности замечаниями.
У младших школьников необходимо формировать оба эти вида самооценки. Учебная деятельность создает для этого благоприятные условия. Работу ученика постоянно оценивают в школе и дома, цель этих оценок – постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений. [http://innalitovkina.
Отрочество, подростковый возраст период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет) - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками [15, с. 410].
Чем старше становится ребенок, тем в большей мере он переориентируется с оценки на самооценку. Как показано на схеме 1, самооценка может осуществляться на основе coпоставления:
а) уровня притязаний с достигнутым результатом;
б) мнения о себе родителей, учителей, сверстников.
Схема 1 – Формирование самооценки.
Ограниченность юношеского опыта и различные критерии оценок людей стимулируют раздумья и по вторичные оценки:
- если я не спасовал в трудной ситуации, значит я не трус;
- если я решил трудную задачу, значит я умный.
Так называемые «нелогичные» (с точки зрения взрослых) поступки связаны с самопроверкой своих возможностей.
Проявляется большой интерес к собственному «Я» и eгo свойствам. В частности, по-новому воспринимается физический облик cвoeгo тела. «Телесные» свойства человека как индивида формируются и осознаются раньше, чем свойства личностные.
На схеме 2 показано, как формируется самооценка старшеклассников в отношении физичеcкoгo облика.
Схема 2 – Самооценка физического облика.
Юноши и девушки очень чувствительны к особенностям cвoeгo тела, т. к. физическое созревание является для них и социальным символом, знаком возмужания. Они придают важное значение тому, насколько их тело и внешность соответствует стандартному образцу мужественности и женственности. При этом юношеский эталон красоты часто бывает завышенным. И все, что выходит за пределы стандарта, как правило подлежит осмеянию. Часто возникает синдром «дисморфобии» [9, с.24-26].
На основе самооценок физического облика и личностных качеств формируется образ собственного «Я» (схема 3).
Схема 3 – Формирование образа собственного «Я»
Повышенный интерес к себе обнаруживается:
- в появлении интимных дневников;
- в «примерке» к себе образов художественной литературы;
- в растущем интересе к внутреннему миру дрyгих людей.
Образы собственного «Я» сложны и неоднозначны. Здесь и реальное «Я» (как вижу себя в данный момент), и динамическое «Я» (каким я стараюсь быть), и идеальное «Я» (каким я должен стать), и фантастическое «Я» (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно), и целый ряд других представляемых «Я».
Рефлексия, повышенный интерес к себе типичны для ранней юности. Познание мира и себя в нем важный момент становления личности по нескольким причинам. От тoгo, насколько глубоко юноша познает мир и себя в нем, во мнoгoм зависит правильность выбора жизненнoгo пути. Кроме тoгo, если в юности человек не приобрел навыков самоанализа, то впоследствии это стaновится маловероятным. У негo не сложится верная картина мира и правильное представление о своей личности и своих взаимоотношениях с миром [9, с.24-26].
Представление о себе у подростка связано с самооценкой, т. е. со способностью оценить свои качества. Оказалось, что стабильная и адекватная самооценка чаще всего зависит от того, насколько связи подростка с близкими позитивны и постоянны.
В целом, представление подростка о себе самом можно представить как структуру с несколькими компонентами: компетентность в учебе, социальные роли и их проявление, физические навыки (сила, выносливость, работоспособность), физические данные (рост, конституция, внешняя привлекательность, одежда), поведение. В подростковом возрасте самооценка появляется как элемент социального сравнения. Подросток оценивает, лучше или хуже он справляется с деятельностью, насколько далеки или близки к принятым эталонам его физические данные и навыки, как он себя ведет.
Самооценка включает осмысление своих реакций на окружающее. Она может быть неадекватной – заниженной или завышенной – и адекватной, соответствующей реальным достижениям и особенностям подростка. Адекватная оценка помогает ему понять причины своих протестных реакций, или сопротивления. Под сопротивлением будем понимать нежелание подростка принять другую точку зрения, несмотря на то, что она может быть разумной и адекватной, и оказание противодействия, в результате чего появляются упрямство, капризы, своеволие. В каждом характере подростка имеются «точки наибольшего сопротивления» – такие особенности, которые приводят его к еще большей некомфортности, создают дезадаптацию в определенных ситуациях. В таких ситуациях подросток ведет себя неразумно, глупо выглядит в сравнении с другими. В то же время в других случаях ему комфортно, спокойно, нелепости в поведении отсутствуют [16, с. 71-72].
Самооценка, формирующаяся под влиянием оценок взрослых и, что не менее важно, под влиянием результатов собственной деятельности подростков, начинает активно влиять на их поведение, определяя их реакции на воздействие взрослых. Практика показывает, что если эта самооценка поддерживается взрослыми достаточно длительное время и если она к тому же обеспечивает подростку значимое положение в коллективе, то сохранение такой самооценки, безусловно, должно стать, в конце концов, потребностью подростка.