Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:11, контрольная работа
Проблема самосознания на протяжении уже многих лет является предметом изучения науки. Интерес к самому себе, к своему «Я», желание познать себя, понять свою сущность появились у человека давно. Предметом собственно психологических концепций проблема «Я», самосознание, становится лишь во второй половине XIX века. Психологический аспект анализа самосознания в науке связан с выделением его как сложного явления человеческой психики, направленного на саморегулирование поведения, своих действий в структуре деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.
1. Самосознание: понятие, функции, теории, характеристика.
2. Самооценка: понятие, виды, характеристика, условия формирования.
3. Развитие «Я-концепции» личности.
Список литературы
По мнению многих авторов (Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, И.И. Чесноковой и др.), формирование самосознания в онтогенезе проходит определенные стадии, связанные с возрастными этапами психического и физического развития человека. Каждая стадия в развитии самосознания имеет специфический уровень и свойственное для данного уровня своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения. Онтогенетические уровни самосознания детерминированы степенью развития сознания и психики в целом. Некоторые авторы утверждают, что элементарные формы самосознания существуют уже в младенческом возрасте (М. Льюис, Дж. Брукс-Ганн, Д.В. Ольшанский). Другие ученые зарождение самосознания относят к раннему детству (Р. Мейли, Р. Заззо). Многие исследователи не согласны с тем, что самосознание можно отнести к раннему детству (А. Валлон, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и др.). Согласно точке зрения Б.Г.Ананьева, самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя в качестве субъекта своих действий. М.И. Лисина, Е.Н. Анкудинова, В.Г. Асеева указывают на дошкольный возраст. Несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе намечает С.Л. Рубинштейн. Это овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Так, ребенок становится самостоятельным субъектом различных действий, выделяет себя из окружения, у него формируются первые представления о своем «Я».
Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже считают подростковый возраст возрастом зарождения самосознания. По мнению исследователей И.С. Кона, В.С. Мерлин, Б.Г. Ананьева, А.В. Петровского одним из оптимальных периодов развития самосознания является юношеский возраст. Именно в этот жизненный период проявляется открытие своего внутреннего мира и «образа - Я», которое проходит по следующим направлениям:
По мнению В.В. Столина, онтогенетическое происхождение самосознания и его развитие является многолинейным, в силу того что человек достаточно скоро после своего рождения оказывается включенным в разные системы отношений - вначале как природное существо, а затем как объект и субъект различных социальных отношений и деятельностей. Соответственно различным системам отношений, вызывающим разные формы активности человека, соответствуют и специфические, качественно отличающиеся друг от друга феномены самосознания, связанные с активностью организма («самовыделение и принятие себя в расчет» в перцептивных и двигательных аспектах) и появляющиеся вначале в простых, а затем во все более усложняющихся и многообразных формах феномена самосознания, связанные с активностью человека как социального существа.
Именно самооценка, по утверждению многих исследователей (И.С.Кон, Р. Бернс, А.И.Липкина, А. Маслоу, и др.), существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности стремления к личностному росту.
Под самооценкой в психологии принято понимать интериоризированный механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей, преобразуемый в оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка, являясь специфическим индивидуально-личностным образованием, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, обладающий комплексом функций, среди которых наиболее существенной является функция регулирования отношений человека с социумом при сравнении собственной самобытности. Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения в случае нарушения адекватности и позитивности. Формирование адекватной самооценки, то есть реалистического, устойчивого, внеситуативного отношения субъекта к себе, непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития.
Познание механизма, сущности, структуры и закономерностей становления самооценки является необходимым условием управления процессом «выполнить себя» растущего человека, реализации конструктивной социальной человеческой сущности в разных возрастах и особенно в наиболее значимом, определяющим всю последующую жизнедеятельность индивида в дошкольном возрасте.
Теоретический анализ работ, исследующих сущность и специфику самооценки (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, А.А. Рояк, Д.И. Фельдштейн, К. Роджерс, Р. Бернс, А.И. Липкина Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова и др.), позволил обобщить и представить в графическом виде (рис.1) системную целостность данного психологического явления, а также отразить основные содержательные характеристики самооценки ее типы и виды (таблицы 1, 2).
Психологическая модель самооценки наглядно демонстрирует, что ее адекватное функционирование возможно при условии достаточной сформированности основных структурных компонентов, таких как целеполагание, идеальное «Я» и рефлексия.
Таблица 1.
Дифференциальные показатели самооценки (по И. С.Кону, Д. И. Фельдштейну, Ю.М. Орлову, Р. Бернсу)
Показатели |
Проявления |
Динамика |
прогресс регресс статика |
Подвижность |
Устойчивая (стабильная) лабильная (неустойчивая) |
Знак |
эмоционально положительная (позитивная) эмоционально отрицательная (негативная) противоречивая (амбивалентная) |
Полнота |
общая (целостное отношение к себе как к совокупности различных аспектов «Я» частная или конкретная (имеющая отношение к одному из аспектов «Я»: а) физическому, б) социальному, в) умственному, г) эмоциональному |
Уровень |
реалистический: а) высокий, б) средний, в) низкий нереалистический: а) завышенный, б) заниженный |
Точность |
Адекватная (объективная) неадекватная (необъективная) |
Согласованность |
согласование с реальным поведением рассогласование с реальным поведением |
Степень сформированности |
сформированная и отчетливо выраженная инфантильная (частично сформированная) несфомированная |
Таблица 2.
Показатели отношения личности, характеризуемой определенным типом самооценки, к эталону.
Самооценка |
Уровень проявления |
Отношение к идеалу (эталону) |
Позиция индивида |
Адекватная |
1. Высокий 2. Средний 3. Низкий |
Стремление к высоко ценностным идеалам Стремление к реально возможным и досягаемым идеалам Диапазон идеалов узок и содержательно беден |
Идеал достигаем, и Я стремлюсь к этому Я могу достичь кое- чего в жизни, если захочу этого Я много не умею, да этого и не надо |
Неадекватная |
1.Заниженная 2. Завышенная |
1) идеал сверхзавышен и поэтому создается видимость его недосягаемости; 2)отсутствие идеала 3)низкое оценивание себя (ниже нормативного идеала) 1) идеал завышен, но считается индивидом почти достигнутым; 2) идеал занижен до собственного уровня |
Я, наверное, никогда не достигну идеала Я ничего не умею и ни на что не способен в жизни Я стремлюсь к великим целям, и почти достиг идеала (эталона) Я и есть идеал во всех отношениях |
Каждый компонент, во-первых, динамически связан с другими структурными образованиями самооценки, и, во-вторых, проявляет себя специфическим образом. Так, свойственные личности на ранних этапах ее становления притязания на признание и определенная степень их насыщения, способствуют формированию у индивида чувства самотождественности. Самотождественность совместно с притязаниями личности, являются специфическими проявлениями целеполагания. Они не только обеспечивают развитие предпосылок образа идеального "Я" субъекта, но и, в свою очередь, обусловливают определенную их коррекцию. Содержание образа идеального «Я» опосредовано наличием системы эталонов и социокультурных образцов, которые, во всем их многообразии, представлены как в реально окружающем индивида социуме, так и в продуктах культуры. Избирательность эталонов и социокультурных образцов и их последующая представляют собой систему ценностных ориентаций субъекта, на основе, которой он осуществляет акты самокоррекции. Кроме того, благодаря реальному взаимодействию индивида с окружающими, как носителями эмоционально привлекательных эталонов и знакомству с представленным в продуктах культуры социокультурными образцами, происходит становление позиции эмоциональной децентрации и развитие способности анализировать как ситуацию и причины ее возникновения, так и различные точки зрения на нее. Позиция децентрации и локус контроля отражают характер развития рефлексии, которая, в свою очередь, позволяет субъекту вносить существенные коррективы в содержательный аспект образа идеального "Я" и целеполагания.
Самооценка, являясь личностным образованием, в своем развитии также проходит определенные этапы, характеризующиеся специфическими новообразованиями. Одним из таких новообразований является ее реалистический характер. Основным противоречием, выступающим в качестве источника и движущей силы развития объективной самооценки, А.В. Петровский (1982) называет возникающие в самосознании личности противоречия между её представлениями о себе и воспринимаемой оценкой себя, исходящей от других людей в форме одобрения или поощрения, знаков успеха или неуспеха, которые и выступают в качестве побудителей. Они, в свою очередь, ставят перед личностью новые цели и задачи, детерминируют порождение новых потребностей более высокого уровня и, следовательно, выполняют развивающую функцию. Обобщенно механизм формирования самооценки может быть представлен следующим образом: познание себя идет от познания внешнего мира, других людей, их взаимоотношений и собственных отношений с другими. Познание себя, как и всякое познание, отмечал А.Н. Леонтьев, «начинается с выделения внешних поверхностных свойств, и является результатом сравнения, анализа и обобщения, выделения существенного. Но индивидуальное сознание не есть только знание, только система приобретенных значений и понятий. Ему свойственно внутреннее движение, отражающее движение реальной жизни субъекта, которую оно опосредует; только в этом движении знания обретают свою отнесенность к объективному миру и свою действенность.
На начальных этапах развития самопознания осознается лишь внешняя, видимая сторона собственных действий и поступков. Позднее это преобразуется в осознание глубинных механизмов деятельности и поведения. Постепенно в сферу самопознания вовлекаются эмоции, интересы, стремления система разнообразных побуждений и т.п. Познавая особенности других людей, свои внешние проявления в деятельности и поведении, отношение к себе других, индивид интерпретирует и соотносит эти отдельные аспекты познания объективного, в результате чего у него и формируется оценка самого себя. Самооценка, таким образом, выступает в качестве своеобразного итога самосознания, отражающего уровень его сформированности на определенном этапе развития личности. Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоционально-ценностным. Когнитивный компонент – это комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Он представлен процессами самопознания, в результате которых рождается знание о себе - образ своих качеств, внешних особенностей, способностей, возможностей, умений, навыков, социальной значимости и т.д. Показатели компонента: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения о себе. Эмоционально-ценностный компонент самооценки – это эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений (оценочные характеристики составляющих когнитивной самооценки и связанные с ними переживания), сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила, и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания. Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.
Психологическая модель самооценки (рис. 1) наглядно демонстрирует, что ее адекватное функционирование возможно лишь при условии достаточной сформированности основных структурных компонентов, таких, как целеполагание, идеальное Я, и рефлексия. Каждый компонент, во-первых, динамически связан с другими структурными образованиями самооценки и, во-вторых, проявляет себя специфическим образом. Так, свойственные личности на ранних этапах ее становления притязания на признание и определенная степень их насыщения способствуют формированию у индивида чувства самотождественности. Самотождественность совместно с притязаниями личности являются специфическими проявлениями целеполагания. Они не только обеспечивают развитие предпосылок образа идеального Я субъекта, но и в свою очередь обусловливают определенную их коррекцию. Содержание образа идеального Я опосредовано наличием системы эталонов и социокультурных образцов, которые во всем их многообразии представлены как в реально окружающем индивида социуме, так и в продуктах культуры. Избирательность эталонов и социокультурных образцов и их последующая интернализация представляют собой систему ценностных ориентаций субъекта, на основе, которой он осуществляет акты самокоррекции.
Информация о работе Самосознание как высшая категория психики