Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей деятельности, поведения и воспитания лиц с ярко выраженным сангвистическим темпераментом. Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: - рассмотреть взаимосвязь темперамента с экстраверсией – интроверсией; - изучить проявление сангвистического темперамента в деятельности, поведении, межличностном и деловом взаимодействии; - на основе экспериментального исследования изучить свойства темперамента.
Гипотеза, представленная в курсовой работе: сангвиник имеет среднюю степень выраженности свойств темперамента.
Темперамент - одно из индивидуально- психологических свойств личности. Его часто называют биологическим фундаментом, на котором строится личность. Этим самым подчеркивается природная обусловленность и устойчивость этого свойства. Темперамент является одной из наиболее общих, интегральных характеристик личности вместе с такими как характер, направленность и др.. С темпераментом связаны скорость и интенсивность реагирования на внешние эмоциогенные раздражители, особенности приспособления к среде, характеристики моторных реакций, манеры поведения и индивидуальный стиль деятельности, характер протекания психических познавательных процессов и многое другое.[3-стр.80]
Темперамент не обусловливает содержания деятельности и поведения личности. Он определяет стиль деятельности, способ и манеру реализации поведенческих действий, также он определяет лишь динамические проявления психики. В этом плане темперамент позволяет с определенной степенью точности предсказать ситуативное поведение индивида.
Темперамент не дает ценностной оценки личности, ее мотивов, потребностей, целей мировоззрения, политической ориентации, общей направленности. Но он содействует этим важным характеристикам в жизнедеятельности человека по мере его взаимодействия с другими людьми.
Целью курсовой работы является изучение особенностей деятельности, поведения и воспитания лиц с ярко выраженным сангвистическим темпераментом.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть взаимосвязь темперамента с экстраверсией – интроверсией;
- изучить проявление сангвистического темперамента в деятельности, поведении, межличностном и деловом взаимодействии;
- на основе экспериментального исследования изучить свойства темперамента.
Гипотеза, представленная в курсовой работе: сангвиник имеет среднюю степень выраженности свойств темперамента.
Объект исследования: сангвистический тип темперамента.
Предмет исследования: свойства сангвистического темперамента
Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.
Психологический принцип взаимоотношений с сангвиником: “Доверием и контролем его не испортить”.
Сангвиники – истинные экстраверты. Это можно показать на примере детей, учащихся в школе. На уроке экстраверты обычно вступают в разговор, сидя за партой. Они не любят письменных видов работ, избегают их, часто не доделывают, не пользуются черновиками. Узнав новое интересное слово или выражение, экстраверты сразу же пытаются его использовать в речи. Они испытывают потребность постоянно реализовывать новые учебно-речевые ситуации, разыгрывать новые роли, а при повторении начинают скучать. Экстраверты, прежде всего мальчики, предпочитают учебно-речевые ситуации, на фоне которых происходит быстрая смена сюжета, проигрывая которые можно подвигаться, т.е. учебно-речевые ситуации, которые можно охарактеризовать как «динамичные». Обычно легко вступают в общение на основе любых учебно-речевых ситуаций и почти во всех ролях; предпочитают частую смену ролей, учебно-речевых ситуаций. Экстраверты, постоянно стремятся к доминированию в общении. Испытывают потребность всегда быть в центре внимания, занимать положение лидера в общении; в учебном общении часто отказываются принимать роль ведомого, предпочитают, чтобы учебно-речевая ситуация развивалась только по их сценарию, при неудачах часто обвиняют партнеров; если уровень коммуникативной компетенции не позволяет им реализовать лидерские устремления в условиях учебно-речевой ситуации, могут в течение долгого времени открыто выступать против данного приема обучения и прочего.
И. Павлов в основу темперамента положил особенности взаимодействия нервных процессов возбуждения (реакции нервных клеток на раздражитель, переводящий организм в состояние активности) и торможения (реакции блокировки, или угнетения возбуждения), происходящих в коре головного мозга. Характер протекания этих процессов у каждого индивида свой. Эти различия обусловлены генетически и проявляются в таких свойствах нервной системы, как:
1) сила возбуждения и торможения нервных процессов;
2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
3) подвижность нервных процессов.
Различные сочетания этих свойств образуют четыре типа высшей нервной деятельности, которые в свою очередь проявляются в четырех типах темперамента.
Сангвинический темперамент соответствует: сильный уравновешенный подвижный.
Подход Г. Хейманса к определению типа темперамента
Голландский психолог Г. Хейманс предложил определять тип темперамента индивида по трем биполярным факторам:
Различные варианты сочетаний этих факторов дали автору возможность выделить восемь типов темперамента. Сангвинический тип темперамента соответствует формуле: высокая эмоциональность + активность + первичная функция.
Исследования Г. Айзенка
Ганс Айзенк придерживался метода анализа “сверху вниз”, при котором вероятностные личностные черты идентифицируются на основе анализа клинической и экспериментальной литературы. В течение 50 лет он занимался исследованием трех главных аспектов личности, описанных в его книге “Измерения личности” (1947г.), а именно: “интроверсии – экстраверсии”, “нейротицизма – эмоциональной стабильности”, “психотицизма (бессердечность) - гуманности”. Первые два понятия имеют особенно длительную историю. Айзенк показал, что они уходят корнями в прошлое более чем на две тысячи лет назад, к Галену и Гиппократу. Впоследствии, в 1798 г., эти понятия были заимствованы Иммануилом Кантом и вновь появились в работах швейцарского психоаналитика Карла Юнга в 1920- е гг. Основное положение всех этих авторов состоит в том, что существуют два базисных параметра личности [см. приложение 1].
Вертикальная линия рис. П. 1.1 представляет параметр эмоциональной нестабильности, или нейротицизм. Индивидуумы с высоким уровнем нейротицизма легко поддаются переменам настроения, чувствительны и тревожны; те, у кого низкий уровень нейротицизма, расслабленны, уравновешенны и спокойны. Второй параметр – экстраверсия. Экстраверты – сердечные, социабельные, разговорчивые и оптимистичные люди, которые любят поговорить с попутчиком, путешествуя поездом. Интроверты сдержанны, пессимистичны и заняты самими собой. Тот факт, что эти две линии находятся под прямым углом, говорит о том, что эти два параметра личности независимы (не коррелируют). Рис. П. 1.1 также демонстрирует положение четырех “галеновских типов” (меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник) относительно этих осей. Судя по рисунку можно охарактеризовать сангвиника как стабильного экстраверта с такими характеристиками как общительность, открытость, отзывчивость, беспечность, живость, беззаботность, лидерство.
Сангвинический тип
Сангвиник – работоспособен, может долго
работать не утомляясь. Его легко дисциплинировать.
Хорошо сдерживает проявления своих чувств
и непроизвольные реакции. Обладает быстротой
ума, находчивостью, экстравертирован.
Учет сангвинического типа темперамента
может осуществляться в следующих аспектах.
Сангвинику сложно заниматься одной и
той же деятельностью, к ней быстро пропадает
интерес, работа начинает выполняться
не качественно. Целесообразно, по возможности,
ставить перед ним новые интересные задачи,
систематически контролировать его деятельность,
особенно качество работы.
Если руководитель имеет сангвинический тип темперамента, то он может строить отношения с людьми и на деловой и на эмоциональной основе.
В совместной деятельности формируются новые механизмы регулирования, видоизменяется структура и динамика психических процессов и состояний, происходит взаимная подстройка, коррекция и контроль деятельности.
Успешность совместной деятельности, на которой строится развивающее обучение, определяется во многом личностными особенностями её участников, в частности темпераментом. Огромную роль в этом играют свойства темперамента. Они оказывают влияние на организацию совместной деятельности, характер её протекания и эффективность. Не случайно В.С. Лирмен писал, что «поведение прямо и непосредственно обусловлено свойствами темперамента».
Наиболее благоприятным сочетанием можно считать противоположную структуру свойств темперамента. Но сочетать в групповой деятельности детей с такими темпераментами не всегда возможно. Задачей данного исследования явилось выявление сочетания темпераментов (одинаковых и разных, но не противоположных), благоприятного для общения и успешного выполнения совместной деятельности. Для определения типов темперамента была использована методика наблюдения за проявлением свойств темперамента.
Исследование было организовано следующим образом: отобранных по результатам диагностического наблюдения детей 7-8 лет объединили в пары, сочетающие одинаковые типы темперамента (сангвиник-сангвиник и флегматик-флегматик) и разные типы (сангвиник-флегматик) и предложили детям творческое задание (аппликацию) для совместного выполнения. При этом регистрировались особенности общения и совместной деятельности детей. В сочетании «сангвиник-флегматик» ребёнку-флегматику в ряде случаев было предложено играть ведущую роль. Наблюдение за ходом эксперимента включало в себя учёт времени выполнения задания, количество обращений детей друг к другу, положение ребёнка в групповой работе (лидер, подчинённый), конфликтные ситуации.
Результаты исследований показали, что при сочетании детей в парах с одинаковым типом темперамента, в частности, «сангвиник-сангвиник», успешности в общении и результатах деятельности не зарегистрировано. Налицо - конфликт двух лидеров.
Сочетание детей в парах с разными типами темперамента дало неоднозначные результаты. Так, в паре, где лидерство стихийно оказалось в руках сангвиника, общение носило бесконфликтный, конструктивный характер с явным перевесом в сторону лидера в смысле выдвижения идей.
Неблагоприятным является сочетание двух сангвиников. Подтверждение этому можно встретить в исследованиях, проведённых лабораторией В.М. Русалова.
Сочетание в паре разных темпераментов - сангвиника и флегматика более благоприятно, если лидером окажется сангвиник, потому что природная склонность к лидерству со стороны сангвиника сочетается с такими чертами флегматика, как ригидность, отсутствие агрессивности, низкая тревожность. Склонность к лидерству – это сплав таких свойств темперамента, как пластичность, экстраверсия, активность, более высокий, чем у флегматика уровень тревожности. Именно дополняющие друг друга свойства (т.е. противоположные друг другу) и создают благоприятные условия учебной деятельности.
По результатам исследования можно сделать следующие педагогические рекомендации:
1. При организации совместной
деятельности детей младшего
школьного возраста необходимо
учитывать свойства их
2. При составлении пар для
совместной деятельности
3. Желательно избегать при