Связь памяти с личностью человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – обнаружить связь памяти и личности человека.
Задачи:
1. Изучить понятия «память» и «личность», их основные характеристики и теории;
2. Установить связь памяти и личности человека;
3. В контексте этой связи изучить нарушения памяти.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Память и личность – основные понятия 4
1.1.Память – общее представление 4
1.2.Личность и ее характерные свойства 8
Глава 2. Взаимосвязь памяти и личности человека 13
2.1. Процессы памяти и особенности личности 13
2.2. Расстройства памяти их влияние на личность 16
Заключение 20
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

память.docx

— 101.36 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Память и личность – основные понятия 4

1.1.Память  – общее представление 4

1.2.Личность  и ее характерные свойства 8

Глава 2. Взаимосвязь памяти и личности человека 13

2.1. Процессы памяти и особенности  личности 13

2.2. Расстройства памяти их влияние  на личность 16

Заключение 20

Список  литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился  из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

В отношении психологического определения личности мы встречаемся с большими противоречиями в науке. По поводу понятия личности высказывались различные взгляды и мнения основных воззрениях, которого держались различные психологические школы.

Цель исследования – обнаружить связь памяти и личности человека.

Задачи:

1. Изучить понятия «память»  и «личность», их основные характеристики  и теории;

2. Установить связь памяти  и личности человека;

3. В контексте этой  связи изучить нарушения памяти.

Изучению памяти и личности в психологии уделяли внимание психодинамические  теории (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг), гуманистические  теории (Э.Маслоу, Э.Фромм, Г. Олпорт, к.Роджерс), поведенческие теории личности (Б. Скиннер, А.Бандура). Эволюция концепций памяти прошла от ассоциативной теории до информационно-кибернетической теории.

В отечественной психологии память и личность рассматривались  в рамках деятельностной теории (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев) и культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

Несмотря на достаточную  изученность памяти и личности в  науке, споры по формированию и развитию этих психических феноменов не утихают  и на сегодняшний день. Это обусловило выбор темы контрольной работы.

Глава 1. Память и личность – основные понятия

1.1.Память – общее  представление

 «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» (С.Л. Рубинштейн, 2002).

Память – процессы организации  и сохранения прошлого опыта, позволяющие  его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания. Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является важнейшей  познавательной функцией, лежащей в  основе развития и обучения (С.Ю. Головин, 2001).

Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания –  существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой  автомат, способный лишь реагировать  на стимулы, действующие в данный момент. Поэтому  память также называют «общеорганической функцией» (Э.Геринг, Р. Земон) – она включает и процессы сохранения индивидуального опыта, и механизмы передачи наследственной информации. Разнообразие видов памяти говорит о многогранности этого  процесса. Свойства памяти отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 -  Основные свойства памяти человека

 

Формы памяти многообразны: запечатление может происходить  в виде непреднамеренного запоминания, сознательного и преднамеренного  запечатления, систематического заучивания. Воспроизведение может осуществляться как узнавание или как свободное  припоминание.

Ассоциативная теория была одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени. Данная теория возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

В основе теории понятие  ассоциации, как связи между отдельными психическими теориями. Память здесь  понимается как сложная система  кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, констрасту, временной  и пространственной близости. С помощью  ассоциативной теории были открыты  и описаны многие механизмы и  законы памяти.

Один из таких законов  – закон забывания Г. Эббингауза (рис. 2).

В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного  повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в  течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а  через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных  слогов.

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с  другими.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Кривая забывания Г. Эббингауза (время с момента запоминания в часах)

Гештальттеория пришла на смену ассоциативной теории памяти в конце XIX в. Исходным понятие и главным принципом выступил изначальный, целостный конструкт – гештальт. Согласно теории, память определяют основные законы формирования гештальта – это структурирование материала, доведение его до целостности, организация системы при запоминании и воспроизведении и роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Главная мысль, проходившая красной нитью через исследования сторонников обсуждаемой концепции памяти, состояла в том, что и при запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе. 
Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека здесь непосредственно не ставился и не решался. 
Не было найдено удовлетворительного ответа на вопрос о генезисе памяти и у представителей двух других направлений психологических исследований мнемических процессов — бихевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения. 
Заслугой З.Фрейда и его последователей в исследовании памяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

Примерно в это же время, т.е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А.Бине, К.Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей.

В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление  в изучении памяти, связанное с  общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемическои задачи — запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемическои деятельности (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и др.).

Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки.

1.2.Личность и ее характерные свойства

В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного  мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, он становится субъектом  познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью.

У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки  для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д. Этим младенец отличается от детеныша животного, т.е. по сумме своих возможностей является человеком. Все это определяет принадлежность младенца к человеческому роду, что отражается в понятии индивид. А.Н. Леонтьев к индивидным свойствам относил физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность и природные задатки. Наиболее полно общая схема индивидных свойств описана Б.Г. Ананьевым.

А.Н. Леонтьев, разводя понятие  личности и индивида, писал: «Личность  – это особое качество, которое  приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид  вовлекается: сущность личности в «эфире»  этих отношений… личность есть системное  и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид  со всеми его прирожденными и  приобретенными свойствами» (А.Н. Леонтьев, 2005).

Исходя из этого, личностью  в психологии называют социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и воплощающее  меру представленности общественных отношений  в индивиде.

Личностью является феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения (С.Ю. Головин, 2001).

Личность – саморегулируемая динамическая функциональная система  непрерывно взаимодействующих между  собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

В широком, традиционном смысле, личность рассматривается как субъект  социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят все психологические характеристики человека. В узком смысле, личность – это определяемое включенностью  в общественные отношения системное  качество индивида, формируемое в  совместной деятельности и общении.

Показателями сформировавшейся личности являются: а) в мотивах складывается определенная иерархия – способность  преодолевать собственные непосредственные побуждения ради способности к опосредованному поведению, при этом предполагается, что мотивы являются социально значимыми, социальны по происхождению и смыслу; б) способность к сознательному руководству собственным поведением – данное руководство ведется на основе мотивов-целей и принципов, т.е. сознательное соподчинение мотивов – сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Личность характеризуется: 1) активностью – стремлением  субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в которых проявляют себя потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами (по Л.С. Выготскому – динамическими смысловыми системами), обуславливающими ее сознание и поведение, такие структуры относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности групп и коллективов (принцип деятельностного опосредования); 4) степенью осознанности своих отношений к действительности – отношения, установки, диспозиции и пр.

Проблема формирования личности является центральной в современной  педагогической психологии, психологии личности. Анализ работ отечественных  авторов, обращавшихся к этой проблеме в прошлом, поможет глубже разобраться в сущности многих аспектов формирования личности.

Информация о работе Связь памяти с личностью человека