Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:15, контрольная работа
Цель исследования – обнаружить связь памяти и личности человека.
Задачи:
1. Изучить понятия «память» и «личность», их основные характеристики и теории;
2. Установить связь памяти и личности человека;
3. В контексте этой связи изучить нарушения памяти.
Введение 3
Глава 1. Память и личность – основные понятия 4
1.1.Память – общее представление 4
1.2.Личность и ее характерные свойства 8
Глава 2. Взаимосвязь памяти и личности человека 13
2.1. Процессы памяти и особенности личности 13
2.2. Расстройства памяти их влияние на личность 16
Заключение 20
Список литературы 22
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Память и личность – основные понятия 4
1.1.Память – общее представление 4
1.2.Личность и ее характерные свойства 8
Глава 2. Взаимосвязь памяти и личности человека 13
2.1. Процессы памяти и особенности личности 13
2.2.
Расстройства памяти их
Заключение 20
Список литературы 22
Память лежит в основе
способностей человека, является условием
научения, приобретения знаний, формирования
умений и навыков. Без памяти невозможно
нормальное функционирование ни личности,
ни общества. Благодаря своей памяти,
ее совершенствованию человек
В отношении психологического определения личности мы встречаемся с большими противоречиями в науке. По поводу понятия личности высказывались различные взгляды и мнения основных воззрениях, которого держались различные психологические школы.
Цель исследования – обнаружить связь памяти и личности человека.
Задачи:
1. Изучить понятия «память» и «личность», их основные характеристики и теории;
2. Установить связь памяти и личности человека;
3. В контексте этой
связи изучить нарушения
Изучению памяти и личности в психологии уделяли внимание психодинамические теории (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг), гуманистические теории (Э.Маслоу, Э.Фромм, Г. Олпорт, к.Роджерс), поведенческие теории личности (Б. Скиннер, А.Бандура). Эволюция концепций памяти прошла от ассоциативной теории до информационно-кибернетической теории.
В отечественной психологии память и личность рассматривались в рамках деятельностной теории (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев) и культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
Несмотря на достаточную изученность памяти и личности в науке, споры по формированию и развитию этих психических феноменов не утихают и на сегодняшний день. Это обусловило выбор темы контрольной работы.
«Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» (С.Л. Рубинштейн, 2002).
Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения (С.Ю. Головин, 2001).
Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Поэтому память также называют «общеорганической функцией» (Э.Геринг, Р. Земон) – она включает и процессы сохранения индивидуального опыта, и механизмы передачи наследственной информации. Разнообразие видов памяти говорит о многогранности этого процесса. Свойства памяти отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные свойства памяти человека
Формы памяти многообразны:
запечатление может происходить
в виде непреднамеренного запоминания,
сознательного и
Ассоциативная теория была одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени. Данная теория возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.
В основе теории понятие
ассоциации, как связи между отдельными
психическими теориями. Память здесь
понимается как сложная система
кратковременных и
Один из таких законов – закон забывания Г. Эббингауза (рис. 2).
В соответствии с этим законом,
выведенным на основе опытов с запоминанием
трехбуквенных бессмысленных
Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.
Рисунок 2 – Кривая забывания Г. Эббингауза (время с момента запоминания в часах)
Гештальттеория пришла на
смену ассоциативной теории памяти
в конце XIX в. Исходным понятие и главным
принципом выступил изначальный, целостный
конструкт – гештальт. Согласно теории,
память определяют основные законы формирования
гештальта – это структурирование материала,
доведение его до целостности, организация
системы при запоминании и воспроизведении
и роль намерений и потребностей человека
в процессах памяти. Главная мысль, проходившая
красной нитью через исследования сторонников
обсуждаемой концепции памяти, состояла
в том, что и при запоминании, и при воспроизведении
материал обычно выступает в виде целостной
структуры, а не случайного набора элементов,
сложившегося на ассоциативной основе.
Вопрос о зависимости развития памяти
от практической деятельности человека
здесь непосредственно не ставился и не
решался.
Не было найдено удовлетворительного
ответа на вопрос о генезисе памяти и у
представителей двух других направлений
психологических исследований мнемических
процессов — бихевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма
на проблему памяти оказались весьма близкими
к тем, которые разделялись ассоцианистами.
Единственное существенное различие между
ними заключалось в том, что бихевиористы
подчеркивали роль подкреплений в запоминании
материала и много внимания уделяли изучению
того, как работает память в процессах
научения.
Заслугой З.Фрейда и его последователей
в исследовании памяти явилось выяснение
роли положительных и отрицательных эмоций,
мотивов и потребностей в запоминании
и забывании материала. Благодаря психоанализу
были обнаружены и описаны многие интересные
психологические механизмы подсознательного
забывания, связанные с функционированием
мотивации.
Примерно в это же время, т.е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А.Бине, К.Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей.
В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемическои задачи — запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемическои деятельности (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и др.).
Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки.
В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью.
У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д. Этим младенец отличается от детеныша животного, т.е. по сумме своих возможностей является человеком. Все это определяет принадлежность младенца к человеческому роду, что отражается в понятии индивид. А.Н. Леонтьев к индивидным свойствам относил физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность и природные задатки. Наиболее полно общая схема индивидных свойств описана Б.Г. Ананьевым.
А.Н. Леонтьев, разводя понятие
личности и индивида, писал: «Личность
– это особое качество, которое
приобретается индивидом в
Исходя из этого, личностью
в психологии называют социальное качество,
приобретаемое индивидом в
Личностью является феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения (С.Ю. Головин, 2001).
Личность – саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.
В широком, традиционном смысле,
личность рассматривается как субъект
социальных отношений и сознательной
деятельности. В структуру личности
входят все психологические
Показателями сформировавшейся личности являются: а) в мотивах складывается определенная иерархия – способность преодолевать собственные непосредственные побуждения ради способности к опосредованному поведению, при этом предполагается, что мотивы являются социально значимыми, социальны по происхождению и смыслу; б) способность к сознательному руководству собственным поведением – данное руководство ведется на основе мотивов-целей и принципов, т.е. сознательное соподчинение мотивов – сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Личность характеризуется: 1) активностью – стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в которых проявляют себя потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами (по Л.С. Выготскому – динамическими смысловыми системами), обуславливающими ее сознание и поведение, такие структуры относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности групп и коллективов (принцип деятельностного опосредования); 4) степенью осознанности своих отношений к действительности – отношения, установки, диспозиции и пр.
Проблема формирования личности является центральной в современной педагогической психологии, психологии личности. Анализ работ отечественных авторов, обращавшихся к этой проблеме в прошлом, поможет глубже разобраться в сущности многих аспектов формирования личности.