Символдрамма. Основные положения. Концептуальная и процессуальная модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Кататимно - имагинативная психотерапия или символдрама - одно из направлений глубинной психологии, имеющее фундаментальную теоретическую базу, а также технические возможности для работы с индивидуальной, а также коллективной символикой. Психотерапевтическое воздействие данного метода опирается на глубокое прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов с помощью воображения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………3
Символдрамма……………………………...……………………………….………4
Основные положения. Концептуальная и процессуальная модель…………….5
Стандартные мотивы основной ступени.……………………………………......9
Стандартные мотивы средней ступени………………………..………………..20
Заключение…………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………….……….………24

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа психотерапия.docx

— 73.30 Кб (Скачать файл)

Также техники, направленные на проникновение в  глубину психических переживаний, могут столкнуться с опасностью, что будут активизированы не только страхи, но и разнообразные защитные механизмы и тенденции вытеснения, при помощи которых пациент, прежде всего, должен себя защищать. В особо  выраженных случаях это может  привести к долго сохраняющимся  сопротивлениям переноса, которые подрывают  доверие пациента к психотерапевту или навязывают пациенту зависимую  позицию, потому что он чувствует, что  психотерапевт им манипулирует.

Если пациент  с невротическим нетерпением  настаивает на том, чтобы погрузиться  в море, следует помнить, что его  желание может определяться явной аутоагрессией и мазохистским угнетением. Поэтому пациент не может быть наилучшим советчиком самому себе относительно режиссерского ведения сновидений наяву. Психотерапевт, работающий по методу символдрамы, должен учитывать и контролировать спонтанные тенденции поведения пациента.

Гора.

Мотив горы можно направить двумя различными способами: первая и более короткая установка - рассматривание и точное описание вида горы издалека. Вторая установка  включает подъем в гору, который  начинается непосредственно с дороги на лугу и должен привести на вершину.

При описании важно подробно охарактеризовать форму, высоту (сколько примерно метров может  быть в этой горе?), какие деревья  на ней растут и есть ли они вообще, какие горные породы ее слагают, покрыта  ли она снегом и т.д. В конце  задается особенно важный вопрос: хотел  бы пациент подняться на эту гору?

Идеально  здоровый человек или хорошо компенсированный пациент в Средней Европе описывает  гору средней высоты не более 1000 метров, поросшую лесом, возможно, со скалистой  вершиной, на которую, как ему кажется, он мог бы подняться, хотя , может быть, и с трудом.

Формы гор  у невротиков могут быть примерно такими: гора - это только холм, иногда - куча песка, груда снега или, наоборот, гора очень высока, огромна, покрытая снегом и ледниками. Она может  быть из папье-маше, из гладких скал, из зеркально-гладкого мрамора. Она  может иметь форму сахарной головы с крутыми неприступными стенами, как это часто бывает у подростков и незрелых личностей.

Пациента  просят рассмотреть и описать  эмоциональные впечатления и  качества горы, ее "излучение". Важно  замечать, какими признаками описывается  гора, так как перечисленные ее качества можно перенести на людей. Пациенты наделяют гору качественными  понятиями, которые принято использовать при характеристике людей.

Мотив горы в первом способе - особенно хорошая  модель для того, чтобы четко показать объекты репрезентаций, то есть отражение  самых близких людей из раннего  детства, так называемых эмоционально значимых лиц или лиц отношения.

Следующий шаг - это подъем в гору. После  того, как четко установится образ  луга, терапевт просит пациента: "Оглянитесь, пожалуйста, кругом. Может быть, Вы где-то поблизости увидите дорогу или хотя бы маленькую тропинку?" Как правило, это быстро получается. Терапевт далее  просит пациента пойти по той дороге и заранее предупреждает, что  она поведет его через лес, а потом в гору. С горы он увидит панораму окрестностей.

Это предсказание определяет все сценическое развитие. Но в деталях оно определяется индивидуально самим пациентом.

Идеально  здоровый человек обычно без труда  может подняться по этой дороге. Он проходит через лес, взбирается по внушительному подъему на гору средней  величины. На ее вершине он находит  место, откуда открывается панорама во все стороны. Погода хорошая, пациент  видит далеко.

Как правило, ему открывается панорама привычного среднеевропейского ландшафта, с ухоженными полями и деревьями, дорогами и людьми, занятыми каким-либо делом. Вдали он может увидеть город, реку или  озеро, может, появится море или горы на горизонте.

Мотив горы делится на 3 компонента - восхождение, панорама и спуск.

- В обычной  жизни в слова "подъем", "восхождение"  мы вкладываем смысл движения  вверх по служебной лестнице, карьеру, профессиональный рост  и образование. Некоторые люди  ставят перед собой высокие  или даже крайне высокие цели, другие довольствуются средним  уровнем и испытывают при этом  меньше сложностей. Психолог Конрадт показал в своем исследовании высокую корреляцию между высотой горы и уровнем притязаний представляющего образы человека. Люди с высоким уровнем притязаний, отличающиеся непомерным тщеславием, представляют высокую гору, подняться на которую сложно и тяжело.

Следует обращать внимание на своеобразие подъема, крутизну отдельных участков, необходимость  карабкаться, использовать альпинистское  снаряжение. Это показывает, каким  образом данный человек привык решать задачи и добиваться своих целей. Усердные и всегда готовые работать люди без каких-либо указаний начинают подниматься в гору, как только перед ними возникает ее образ. Люди, привыкшие к удобствам и избегающие проблем, выбирают прогулочный путь, утомляются, часто отдыхают в пути.

При тяжелых  невротических нарушениях тропа  становится скользкой и пациент  все время скатывается вниз или, наоборот, идет не в гору, а спускается все ниже и ниже в темный лес.

Пациенты  с особо сильно выраженной истерической структурой личности имеют достаточно фантазии, чтобы в своем воображении  перепрыгнуть через тяжелое восхождение. Они поражают психотерапевта, сообщая: "А я уже наверху!"

- Панорама, открывающаяся с горы, - это второй  компонент мотива горы. Панорама - это вознаграждение за затраченное  напряжение. Пациент наблюдает мир  в совершенно иной перспективе,  чем он привык. Он отдален от  земли, все уменьшено, но вид,  распростертый до горизонта, великолепен.

Важно уточнение - не нарушается ли обозрение в каком-то из четырех направлений. Терапевт просит пациента описать, что он может разглядеть позади себя, вперед, справа и слева. Вид сзади - это, как правило, взгляд в прошлое, впереди - ожидание будущего, справа - акцентируется когнитивная, рациональная, мужская установка, слева - эмоциональная, женская.

На первых этапах психотерапии панорама часто  открывается на образы ландшафта  ранней весны - марта или апреля. По мере занятий символдрамой ландшафт делается плодороднее, происходит преобразование от весны к лету, вплоть до времени сбора урожая. Появляются реки и озера, может появиться море. Горные цепи становятся ниже. Это развитие кататимной панорамы указывает на бессознательную самооценку развивающегося терапевтического процесса. Повышенная оживленность явно указывает на растущее развитие и обогащение "Я" с одновременным разрушением закостенелых структур.

Оценивая  признаки нарушения психики, прежде всего, следует обратить внимание на ландшафт. Экзотические ландшафты - бесконечные  саванны, пустыни, невозделанные территории - сигнализируют о существующих проблемах.

- Третья  часть мотива горы - спуск.

Если пациент  достаточно побыл на вершине горы, увидел панораму и описал ее, ему  дается на выбор возможность спуска вниз - либо по той же дороге, по которой  он поднимался, либо - по какой-нибудь другой. Нежелательно заканчивать сеанс  прежде, чем пациент доберется  опять до подножия горы.

Спуск не всегда происходит беспроблемно. Иногда пациенты неохотно спускаются вниз, особенно те, у которых высокий уровень  притязаний. В культурно-лингвистическом  контексте слово "опускаться" часто используется, как отказ  от важного положения, социальный спуск, снижение, моральное падение.

Некоторые пациенты уход с вершины горы воспринимают как возвращение в серые будни  повседневной жизни. Обозрение панорамы они восприняли, как облегчение, а возвращение, соответственно, - прямо  противоположно.

Другие, напротив, чувствовали себя на вершине неуютно, одиноко, отрезанными от мира людей. Для них возвращение вниз, к  людям, к человеческим жилищам - приятно  и желанно.

Опять-таки терапевт просит описывать детали ландшафта, по которому пролегает путь, окружение, эмоциональный тон.

Мотив горы чрезвычайно важен. Восхождение  на гору следует постоянно повторять  через определенные промежутки времени.

Если этого  не делать, то может остаться вне  поля зрения пациента проблема соперничества  и достижения, которую необходимо прорабатывать. Внутреннее смирение или  депрессивная пассивность останутся  вытесненными.

Дом.

Дом - очень  многоплановый мотив. На его прорабатывание требуется много времени. Мотив  дома следует предлагать только тем  пациентам, которые уже хорошо освоились  с символдрамой и которые способны, по мнению, терапевта, выдержать определенную нагрузку.

Согласно  существующему опыту, дом переживается прежде всего, как выражение собственной личности или одной из ее частей. В мотиве дома выражается структура, в которой пациент проецирует себя и свои желания, пристрастия, защитные установки и страхи.

Пациента  просят представить себе дом. Потом  он должен описать его - сначала снаружи, включая окружение, потом - изнутри. При внешнем осмотре дома следует  спросить, что он напоминает пациенту? В некоторых случаях бывают сходства с родительским домом, с домом  бабушки и дедушки, или других важных значимых лиц. То же относится  и к внутренним частям дома.

Дверь дома редко бывает закрытой. Правда, для  некоторых пациентов характерно возражать, что дом - чужой и в  него просто так заходить нельзя. Рекомендуется  обсудить с ними в таком случае причины их нерешительности, которые, возможно, часто проявляются и  в обычной жизни.

При осмотре  внутри обращается внимание на то, каких  помещений пациент избегает, какие - хочет осмотреть в первую очередь, какой интерьер он видит. Вытесненные  проблемы дают о себе знать в моментах избегания.

Особое значение имеет кухня, как место, где хранится и готовится еда. Она может  быть сверкающе-чистая, с мебелью  из новых материалов, или покинутая, полная тарелок и грязной посуды, мусора и объедков.

Есть ли запасы продуктов? Что именно находится  в кладовой или в холодильнике, как кладовой меньшего формата?

Состояние кухни и хозяйственные запасы позволяют делать прямые выводы об установке пациент относительно орального мира наслаждения.

Как дополнение к мотиву кухни следует обратить внимание на хозяйственные запасы в  подвале, в погребе. Вполне может  быть, что запасы вместо того, чтобы  быть в кухне, в изобилии сложены  в подвале (вытеснение оральных наслаждений).

Далее описываются  жилые помещения, обстановка, царящая  в них атмосфера. Хотел бы пациент  тут жить? Следует спрашивать о  чистоте помещений. Чрезмерная чистота  и порядок являются противовесом к уютной жилой атмосфере.

Особое значение придается также спальне, как  интимной области, различные детали которой выражают партнерские отношения  вплоть до эротически-сексуальных связей. Задаются вопросы относительно количества кроватей, спали ли уже на этих постелях, что в шкафах и на ночных столиках? Если молодые пациенты или подростки  находят там старомодные платья, которые пошли бы разве что  их родителям, они как бы сигнализируют  тем самым, что вытесняют для  себя сексуальные или похожие  на брак отношения.

В качестве последних пунктов осмотра следует наконец назвать чердак и подвал. В обоих помещениях психотерапевт может предположить наличие старых сундуков, ящиков и шкафов. можно попросить пациента исследовать их содержимое. осмотр старых вещей, игрушек, семейных альбомов может натолкнуть на важные реминисценции, воспоминания.

В случае с  беспроблемными людьми появляется образ  дома, предназначенного в основном только для одной семьи. Офис фирмы, учреждение, гостиница или что-то подобное дают основание предполагать, что частная сфера пациента явно пренебрегается. Маленькая хижина вызывает вопрос, насколько развито у данного  человека самосознание. Отсутствие окон позволяет сделать вывод о  сильной замкнутости и недоверии  к окружающему миру. Замок, часто  имеющий тронный зал с троном, указывает на грандиозные ожидания и завышенную нарциссическую самооценку.

Важно удостовериться, не представляет ли один и тот же пациент в определенных условиях совершенно различные мотивы дома в различные периоды времени. Если контрастов и различий в образах разных домов слишком много, то можно предположить, что пациент привык жить, опираясь на разные роли или ядра "Я", а консолидирующая идентичность Я у него еще не развилась. Если контрастов меньше, то в этом можно увидеть некоторую долю эластичности, гибкости и многосторонности личности.

В случае повторения мотива дома структуры образа будут тем более закостенелыми, чем более невротично фиксирован пациент.

С использованием мотива дома стоит быть очень осторожным. В процессе психотерапии не следует  вводить его слишком рано. Мотив  дома изменяется в ходе продвижения  процесса психотерапии или под влиянием сильных переживаний, к примеру, влюбленности. При благоприятном  развитии он гармонизируется и совершенствуется.

Информация о работе Символдрамма. Основные положения. Концептуальная и процессуальная модель