Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 10:07, курсовая работа
Цель - провести диагностику и коррекцию синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) детей с нарушением интеллекта. Гипотеза. Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, следует решить следующие задачи:
- изучить особенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с нарушением интеллекта;
- исследовать детей старшего возраста СДВГ с нарушением интеллекта в ГУ «Областная специальная коррекционная школа-интернат».
Введение 3
1 1 ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 5
1.1 Дети с интеллектуальными нарушениями 5
1.2 Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с интеллектуальными нарушениями 7
1.3 Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с интеллектуальными нарушениями 8
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СДВГ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ГУ «ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» 12
2.1 Организация и методы исследования 12
2.2 Анализ результатов анкетирования 13
2.3 Методика выявления комфортности детей дома с помощью теста тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен) 18
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложение 25
Рисунок 3 - Ответы на вопрос: «Кто помогает вам воспитывать больного ребенка?»
В соответствии с рисунокм 3, на вопрос: «С какими проблемами сталкивается ваша семья в связи с воспитанием умственно отсталого ребенка?» родители отметили, что несмотря на бесплатное медицинское обслуживание их детей и приобретение лекарств, 75% родителей приходится тратить деньги на медицинское обслуживание их ребенка. При этом 33,3% родителей, ответивших так, тратят деньги на приобретение лекарств, 25% - на лечение, диагностическое обследование, 16,7% - на медицинские процедуры.
Также родители отметили повседневные трудности, с которыми сталкивается семья в связи с воспитанием умственно отсталого ребенка. На первом месте здесь оказалась проблема организации летнего отдыха – ее отметили 41,6% родителей. Второй по важности проблемой оказалось отсутствие общение со сверстниками вне школы (33,3%). Также родители отметили следующие трудности: постоянный прием лекарств (16,7%), регулярное проведение процедур (16,7%).
В ответах на вопрос: «Какую помощь вы хотели бы получить в связи с воспитанием умственно отсталого ребенка?» преобладает материальная заинтересованность. 25% опрошенных родителей ответили: «материальную», еще 16,7% выразили желание получить бесплатные лекарства и лечение. Другими наиболее распространенными пожеланиями были «возможность в будущем получить специальность для детей и трудоустройство» (25%).
На вопрос: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы родителям было легче растить больного ребенка?» 75% родителей ответили – необходимость создания физкультурно-спортивных центров в каждом районе, где ребенок мог бы заниматься оздоровительной физкультурой, доступными видами спорта, плавать. 75% родителей выразили пожелание организовывать осмотры и лечение ребенка недалеко от дома (50%) и регулярные консультации специалистов в районной поликлинике (41,6%).
Наибольшее беспокойство родителей, думающих о будущем своего ребенка, вызывает невозможность для ребенка в будущем жить без посторонней помощи (50%), трудности в получении профессии, доступной для умственного развития ребенка (41,6%). Значительную часть родителей (58,3%) волнуют трудности с будущим трудоустройством ребенка, также они озабочены проблемами с обучением (33,3%).
Как видно из приведенных данных, на первый план среди проблем, связанных с воспитанием ребенка с нарушениями интеллекта, выходят острейшие социальные проблемы, решить которые семья сама не в состоянии, здесь необходима поддержка общества.
Важное значение для воспитания ребенка с нарушениями интеллекта имеет стратегия семейного воспитания. Для ее выявления родителям был предложен тест (Приложение 2).
Обработка результатов.
Таблица для определения стиля поведения представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Определение стиля поведения родителей
Стиль поведения |
Номера вопросов | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Авторитет ный |
Б |
В |
В |
Г |
В |
Г |
А |
Б |
Г |
Б |
авторитарный |
А |
А |
Г |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
А |
либеральный |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
Г |
В |
В |
В |
индифферентный |
Г |
Г |
А |
А |
Г |
В |
В |
Г |
Б |
Г |
По таблице 1 определялся стиль родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в семье определенный стиль воспитания.
Если среди ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Родителям необходимо понять, каким же они все-таки хотят видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Авторитетный стиль. Родитель осознает свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Родитель трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль. Родитель хорошо представляет, каким должен вырасти его ребенок, и прилагает к этому максимум усилий. В своих требованиях он, вероятно, очень категоричен и неуступчив. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под его контролем.
Либеральный стиль. Родитель высоко ценит своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общается с ним, доверяет ему, не склонен к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для этого родителя первостепенными, поскольку у него иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с стороны родителей!
По результатам тестирования выяснилось, что подавляющее число родителей использует со своим умственно неполноценным ребенком авторитарный стиль поведения (83,3%). Это, по-видимому, объясняется болезнью ребенка, нарушениями его интеллекта. 16,7% родителей используют в воспитании авторитетный стиль. Данные представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Стили родительского поведения при воспитании ребенка с нарушениями интеллекта
2.3 Методика выявления комфортности детей дома с помощью теста тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
С целью выявления комфортности детей дома использовался тест тревожности. Этот тест применяется для детей младшего школьного возраста, однако он подходит для детей 12-13 лет с нарушениями интеллекта.
Экспериментальный материал-14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом- печальное.
Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, дается инструкция следующего содержания:
- игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами»;
- ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»;
- объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое»;
- одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) одевается»;
- игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) играет со старшими детьми»;
- укладывание спать в
- умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) в ванной»;
- выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»;
- игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»;
- агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»;
- собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) убирает игрушки»;
- изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»;
- ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) со своими мамой и папой»;
- еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».
Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка фиксировались в специальном протоколе. Пример протокола приведен в таблице 2.
Таблица 2 - Протокол выявления тревожности у детей
Имя: Роман Возраст: 12 лет
Рисунок |
Высказывание |
Выбор | |
Весёлое |
Печальное | ||
лицо |
лицо | ||
1.Игра с младшими |
Мальчику надоело играть |
+ |
|
детьми |
|||
2.Ребёнок и мать |
Я люблю гулять с мамой |
+ |
|
с младенцем. |
|||
3.Объект агрессии |
Хочется ударить его стулом |
+ | |
4.Одевание |
Я люблю одеваться на прогулку |
+ |
|
5.Игра со старшими |
Мама играет с ребёнком |
+ |
|
детьми |
|||
6.Укладывание спать |
Когда иду спать, беру игрушку |
+ | |
в одиночестве |
|||
7.Умывание |
Потому что он умывается |
+ |
|
8.Выговор |
Мама его ругает |
+ | |
9.Игнорирование |
Потому что тут малыш |
+ |
|
10.Агрессивность |
Кто-то отбирает игрушку |
+ | |
11.Собирание |
Мама заставляет его собирать |
+ | |
игрушек |
игрушки |
||
12.Изоляция |
Дети не хотят с ним играть |
+ | |
13.Ребёнок |
Родители играют с ним |
+ |
|
с родителями |
|||
14.Еда в одиночестве |
Пьёт чай,я тоже люблю пить чай |
+ |
Протоколы были подвергнуты количественному анализу. На основании данных протокола вычислен индекс тревожности ребёнка (И.Т.), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков.
Число эмоционально негативных выборов |
||
ИТ= |
14 |
100% |
Данные протокола приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ тревожности детей с нарушениями интеллекта
Ф.И |
|
ИТ(%) |
Роман Т. |
ИТ= 6 :14*100% |
ИТ=42,8% |
Катя И. |
ИТ= 3 :14*100% |
ИТ=21,4% |
Ваня С. |
ИТ= 1 :14*100% |
ИТ=7,1% |
Дима Г. |
ИТ= 10 :14*100% |
ИТ=71,4% |
Юрий В. |
ИТ= 2 : 14*100% |
ИТ=14,2% |
Таня М. |
ИТ= 4 : 14*100% |
ИТ=28,5% |
Илья П. |
ИТ= 1 : 14*100% |
ИТ=7,1% |
Сергей Т. |
ИТ= 5 : 14*100% |
ИТ=35,7% |
Марина Т. |
ИТ= 6 : 14*100% |
ИТ=42,8% |
Наташа М. |
ИТ= 4 :14*100% |
ИТ=28,5% |
Юля Д. |
ИТ= 7: 14*100% |
ИТ=50% |
Света М. |
ИТ= 3 : 14*100% |
ИТ=21,4% |
На основании данных таблицы строится график, показывающий уровень тревожности у детей представленный на рисунке 5.
Х |
||||||||||||||||
71,4% |
А |
|||||||||||||||
50% |
Б |
|||||||||||||||
42,8% |
||||||||||||||||
35,7% |
||||||||||||||||
28,5% |
||||||||||||||||
21,4% |
В |
|||||||||||||||
14,2% |
||||||||||||||||
7,1% |
||||||||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
У |
Информация о работе Синдром дефицита внимания и гиперактивности