Современное состояние вопроса в механизмах внутренней речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:18, реферат

Краткое описание

Задачей будет являться осознание материала по данной теме, предложенного разными авторами.

Целью является более глубокое рассмотрение проблемы с точки зрения психофизиологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образовани1.docx

— 41.08 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Сибирский  государственный медицинский университет  Федерального агентства по здравоохранению  и 

социальному развитию»

 

Кафедра общей  и дифференциальной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Современное состояние вопроса в механизмах внутренней речи»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка II курса ФКПП и СР,

гр. 6004,Уралбаева  К.А.

Проверил: Каштанова  Т.В,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2012

 

 

 

Введение.

Проблема которую я  хотела бы рассмотреть в контексте  своего реферата- это современное  состояние вопроса в механизмах внутренней речи. Всем известно, что  внутренняя речь существует как феномен  в нашем мире, но даже и эту  проблему можно рассмотреть с  разных точек зрения.

Задачей будет являться осознание  материала по данной теме, предложенного  разными авторами.

Целью является более глубокое рассмотрение проблемы с точки зрения психофизиологии.

В настоящее время, вопрос о внутренней речи до конца не изучен, тем не менее, внутренняя речь является важным компонентом любой деятельности человека, помимо этого внутренняя речь  влияет на развитие ребенка, учит планировать свою деятельность, так же  речь тесно связанна с процессом мышления, а значит и со всеми когнитивными процессами, необходимыми для гармоничного развития ребенка в целом.

В течение длительного  времени «внутренняя речь» понималась как речь, лишенная моторного конца, как «речь про себя». Предполагалось, что внутренняя речь в основном сохраняет  структуру внешней речи; функция  этой речи оставалась неясной.   

 Однако в  конце 20-х годов XX века работами  Л.С. Выготского в учение о  «внутренней речи» были внесены  коренные изменения.  

 Исходными для  анализа формирования внутренней  речи и той роли, которую она  играет в поведении ребенка,  послужили известные наблюдения  Л.С. Выготского над поведением  ребенка 3-5 лет в той ситуации, когда он встречается с затруднениями.  При этом ребенок начинал говорить. Эта речь, казалось бы, не была  обращена к посторонним людям.  Он говорил даже тогда, когда  в комнате никого не было. Речь  ребенка сначала описывала затруднения,  а затем планировала возможный  выход из них. Иногда ребенок  начинал фантазировать, сталкиваясь  с подобной задачей и пытался  разрешить ее в речевом плане.

Под речевой деятельностью  следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более  узко под речевой деятельностью  следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает  в качестве "стимула-средства" (Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое  высказывание и используем его для  достижения некоторой заранее поставленной цели.  
 
Она является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам. Например, по своей организации. Начнем с того, что речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Говоря далее о речевой деятельности, для нас будет представлять интерес и нами будет в дальнейшем рассматриваться не весь акт речевой деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой, из этого можно сделать вывод о том что речь тесно связана с процессом мышления. Кроме того, и составные элементы речевой деятельности весьма различны. Это и типично умственные действия (например, планирование речевого высказывания), и действия внешние (например, активность органов речи), причем их взаимная связь и взаимообусловленность весьма трудно поддаются точному определению.

 

 
РЕЧЬ-это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.  
Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками. 
 
Возникновение и функционирование речи.

Из теории функциональных систем ( по П.К. Анохину)можно выделить факторы возникновения и функционирования речи. Суть данной концепции П.К. Анохина заключается в том, что человек не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие определенных факторов внешней среды. Рассмотрим модель комплексной функциональной системы, в которой представлены основные факторы возникновения и функционирования речи (причины, движущие силы процесса возникновения речи, определяющие его характер и отдельные черты). Ее общее строение показано на рис. 2.

Справа на этой схеме в блоке под названием «Основные факторы, учитываемые при принятии решений», представлена и часть известной схемы (по П.К. Анохину). Если параметры выполненного действия "оценка результатов" не соответствуют поставленной цели при многократном повторении по скорректированной программе, то задействуются еще выдвижение и селекция гипотез и ориентировочно-исследовательское поведение (или один из них, если этого будет достаточно).

Слева на новой  схеме в блоке "Коллектив" представлены процессы практического функционирования речи: пополнения словарного запаса (при  общении с членами других коллективов); реальный процесс накопления и закрепления  новых слов (опыт бытового научения); создание новых слов (в случае необходимости).

В верхней части  схемы представлена своеобразная нервная  модель «Смысловая языковая подсистема», формирование и функционирование которой  связано с использованием слов, совокупностью  значений этих слов, а также понятий.

Слова-понятия позволяют  нам обобщать и углублять наши знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что нам дано через  органы чувств. Понятие фиксирует  существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно  может развиваться за счет обогащения своего объема и содержания. Поэтому  новое знание может входить в  старую систему понятий и выражаться с помощью известных слов.

Понятие выступает  и как важный элемент восприятия, внимания, памяти, а не только мышления и речи. Оно придает всем этим процессам избирательность и  глубину. Пользуясь понятием для  обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим  в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем  нам дано непосредственно через  органы чувств. Обращаясь к понятиям, мы существенно сокращаем время  коммуникации и мышления.

В нижней части  схемы представлена модель «Эмоциональная языковая подсистема», функционирование которой связано с образом, эмоциональными сигналами и «Смысловой языковой подсистемой». Образ порожден ощущениями и восприятиями человека, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) и порождает сам образ. Образ  здесь связан с понятием и фрагментами  поэтических, изобразительных и  музыкальных произведений при их практическом использовании.

Взаимосвязи «Основных  факторов, учитываемых при принятии решений», с языковыми подсистемами отражают необходимость и возможность  обсуждения в коллективе, как вариантов  принимаемых решений, так и их реализаций.

Предложения имеют  как поверхностную структуру, которая  описывает их структурные составляющие (словосочетания и слова) и порядок  их произнесения в речи, так и  скрытую структуру, которая отражает их смысл.

Слушатели слышат только поверхностную структуру, но, чтобы понять смысл сказанного, они  должны выявить скрытую структуру. Психологический аппарат, который  осуществляет понимание, носит название аппарат для анализа предложений (ААП) . ААП начинает с допущения, что предложение будет иметь  следующий порядок: субъект, глагол, объект; если предложение имеет не такой порядок, понимание часто замедляется. Но ААП также полагается на несколько других подсказок, и они обычно удерживают ААП на правильном пути. Функциональные слова, например, используются как ключи к структуре предложения. Семантика также дает важную информацию о том, кто, что с кем сделал . Таким образом исходя из концепции П.К. Анохина можно утверждать, что формирование речи а так же ее функционирование происходит в ответ на окружающую среду организма, т.е .взаимосодействие компонентов направленных  на получение полезного результата в соотношении «организм – среда».

Психофизиология внутренней речи

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает,  как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.). В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. 
 
Язык может входить в интеллектуальный акт, акт деятельности, на разных его этапах, в разных фазах. Во-первых, речевым может быть планирование действий, причем сами планируемые действия могут быть и речевыми и неречевыми. В этих двух случаях характер планирования совершенно различен. В первом случае это программирование речевого высказывания без предварительного формулирования плана средствами языка; во втором - это именно формулирование плана действий в речевой форме. Эти две функции речи в планировании деятельности нельзя смешивать, как это иногда делается "Те или иные мысли выражаются во внешней речи только потому, что предварительно они оказываются словесно выраженными по внутренней речи".  
Во-вторых, речевыми могут быть сами действия. При этом соотношение речевых и неречевых действий в интеллектуальном акте может быть очень различным. Это различие может быть опять-таки двояким: во-первых, указанное соотношение может меняться за счет изменения длины речевого высказывания при тождестве остальных компонентов акта деятельности; во-вторых, за счет удельного веса речевых действий в акте деятельности в целом, т. е. в результате изменения структуры этого акта.  
 
В-третьих, речевым может быть сопоставление полученного результата с намеченной целью. Это происходит в тех случаях, когда акт деятельности достаточно сложен, обычно - когда интеллектуальный акт носит целиком или почти целиком теоретический характер (как это нередко бывает в деятельности, например, ученого).

 

Первоначальная постановка вопроса о внутренней речи связана, по свидетельству литературных источников, с философско-этическими изысканиями: в учениях о совести и нравственных переживаниях этика обратилась к  представлениям о внутреннем, скрытом  от других людей, монологе, в котором  человек формирует для себя требования совести и долга. О внутренней речи, имеющей форму внутреннего говорения, мы знаем удивительно мало. Неизвестно, насколько этот феномен распространен среди людей, какое место занимает в душевной жизни, насколько подлежит произвольному управлению, является ли достаточно полным аналогом устной (внешней) речи при заторможенности речевых артикуляции, обнаруживается ли его связь с письменной речью и т.п. Разрешение этих вопросов требуется для того, чтобы найти в системе науки надлежащее место явлению внутреннего говорения.

 

Если говорить о самой  психофизиологии внутренней речи, в  более широком виде это выглядит так:  психофизиология внутренней речи — это изучение нейронных и физиологических механизмов, посредством которых осуществляется внутренняя речь. Ее речедвигательный компонент осуществляется посредством зачаточной артикуляции слов, которая сопровождается микродвижениями или повышением тонуса органов речи (языка, губ, гортани). При повторном осуществлении тех или иных умственных действий речедвигательная импульсация может существенно уменьшается или прекращается совсем и возобновляться при выполнении новых умственных действий. При внутренней речи в левой сенсомоторной области на границе между лобным и височным речевыми центрами происходит максимальная ЭЭГ–активация мозга, свидетельствующая о речедвигательной проприоцептивной активации мозга и о процессе образовании речедвигательной доминанты в его речевых отделах, объединяющей импульсы других анализаторов в единую функциональную систему.

Согласно аудитативной гипотезе (В. Эггер), внутренняя речь возникает  на основе слуховых образов; их оживление  и внутренняя активность составляет ее функционирование. Р. Додж, А. Торсон, Е. Джекобсон и другие поддерживали моторно-кинестетическую гипотезу, согласно которой внутренняя речь основывается на не полностью заторможенных речедвижениях  артикулярных органов. Соответственно, она исчерпывается по своей сути «моторными образами слов». А. Леметр предложил  так называемую идеографическую  гипотезу, говоря, что у грамотного человека основу внутренней речи составляют зрительные образы слов.

Нельзя не обратить внимание на то, что характеристика внутренней речи, открывающаяся в результате психологического анализа, оказывается близкой представлениям И.П. Павлова о второй сигнальной системе человека. В самом деле, И.П. Павлов связал вторую сигнальную систему  с работой речевых механизмов, считая, что она составляет основу речи и абстрактного речевого мышления, и квалифицировал второсигнальную  деятельность в наиболее общем физиологическом  смысле как анализ и синтез речевых  сигналов.

Информация о работе Современное состояние вопроса в механизмах внутренней речи