Современные технологии обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования;
Проанализировать традиционные концепции изучения (основные характеристики, выявить положительные и отрицательные стороны данной концепции);
Определить образовательные технологии, зарекомендовавшие себя в мировой практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Процесс и концепции обучения
1.1 Основные принципы традиционного обучения
1.2 Разновидности, последователи
1.3 Пути совершенствования традиционной концепции обучения
Глава 2. Современные технологии обучения
2.1 Направления современного обучения
2.2. Личностно-ориентированные технологии обучения
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Sovremennye_psikhologo-pedagogicheskie_kontseptsii.docx

— 83.69 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Процесс  и концепции обучения

     1.1 Основные принципы традиционного обучения

     1.2 Разновидности, последователи

     1.3 Пути совершенствования традиционной концепции обучения

Глава 2. Современные  технологии обучения

    2.1 Направления современного обучения

    2.2. Личностно-ориентированные технологии обучения

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Введение

 

Актуальность

Объект исследования: теории обучения

Предмет исследования: концепции обучения

Цель: изучить

Задачи:

Изучить литературу по теме исследования;

Проанализировать традиционные концепции изучения (основные характеристики, выявить положительные и отрицательные  стороны данной концепции);

Определить образовательные  технологии, зарекомендовавшие себя в мировой практике.

Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.

Работа состоит из введения, 2 глав, параграфов, заключения, списка использованной литературы

Изменения, происходящие в  образовании, требуют нового понимания  профессионализма и профессиональной компетентности преподавателя. Преподаватель  в своей деятельности должен руководствоваться  личностно-гуманной ориентацией, обладать способностью системного восприятия реальности, свободно ориентироваться в своей  области и владеть инновационными педагогическими технологиями с  целью повышения качества образования.

В последнее время во всем мире большое внимание уделяется  компетенции будущих специалистов. Компетенция - это та общая способность  будущих специалистов, основанная на знаниях, опыте, ценностях, это знание, преобразованное в умение, закрепленное в действии.

В современном обществе перед  образованием встает задача формирования у людей готовности к деятельности в условиях постоянной изменчивости социальной среды. Решение этой задачи требует коренного изменения  образовательной практики в учебных  заведениях.

На наш взгляд, изменение  социального заказа общества требует  изменения целей образовательной  деятельности специалистов: кроме функций  трансляции знаний должны реализовываться  функции развития, которые предусматривают  подготовку будущих специалистов, обладающих инновационным мышлением, способностями  к эффективной профессиональной деятельности. В связи с этим необходимо использовать новые педагогические технологии, позволяющие развивать  у каждого учащегося необходимые  для работы компетенции.

Важнейшей составляющей процесса обучения при использовании новых  педагогических технологий становится личностно-ориентированный подход. В центре внимания этого подхода - уникальная, неповторимая, целостная  личность, которая стремится к  максимальной реализации своих возможностей и способностей. Своеобразие построения процесса обучения заключается в  ориентации на свойства личности, ее формирование, ее полноценное развитие в соответствии с природными способностями.

Все учащиеся разные: у них  различные возможности, интересы, склонности и способности, потребности и  мотивы, темпераменты. Осуществляя  личностно-ориентированный подход в обучении учащихся учреждений образования, преподаватели пытаются применять различные методы, формы, приемы для проведения занятий, используют новые педагогические технологии, создавая условия самовыражения и самоактуализации каждого учащегося, атмосферу сотрудничества.

Но не все в работе преподавателей идет благополучно. Чтобы устранить  трудности в использовании новых  педагогических технологий, выделим  ведущие идеи, которые основаны на концепции развивающего обучения. Вне  деятельности нет развития; следовательно, процесс обучения необходимо проектировать  и организовывать таким образом, чтобы в активной позиции был  не только преподаватель, но и каждый учащийся группы.

Учащийся в учебном  процессе должен быть субъектом, а не объектом. Он должен уметь ставить  перед собой цель, планировать  ее достижение, самостоятельно приобретать  новые знания, контролировать и оценивать  результаты своей познавательной деятельности. Учащийся становится субъектом учебного процесса лишь на основе таких личностных качеств, как активность, самостоятельность  и общение (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов).

Знание учащимися их собственных  возможностей и результатов учения - есть обязательное условие их дальнейшего  развития.

Обучение должно опережать  развитие. Только то обучение является опережающим, которое опирается  на «зону ближайшего развития». Идея о «зоне ближайшего развития»  была выдвинута Л.С. Выготским. Она получила дальнейшее развитие в исследованиях Л.В. Занкова. Суть ее заключается в том, что учащийся должен испытывать необходимость в преодолении посильных трудностей, мыслительных затруднений, потребность в овладении новыми способами действий, а для этого следует создавать противоречие между его потребностями и возможностями.

 

 

Глава 1. Процесс  и концепции обучения

 

Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации  и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению  научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения  и нравственно-эстетических взглядов.

Если педагогу не удается  возбудить активность учащихся в  овладении знаниями, если он не стимулирует  их учение, то никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально  отсиживать на занятиях. В процессе обучения необходимо решить следующие  задачи:

стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

развитие мышления, памяти, творческих способностей;

совершенствование учебных  умений и навыков;

выработка научного мировоззрения  и нравственно-эстетической культуры.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие  компоненты: постановка целей учебной  работы - формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом - определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися - организация  учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым  материалом, - придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера - регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся - оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит  из соответствующих компонентов: осознание  целей и задач обучения;

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; восприятие, осмысление, запоминание  учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение; проявление эмоционального отношения  и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность; самооценка результатов  своей учебно-познавательной деятельности.

Педагогический процесс  представляют как систему из пяти элементов (Н.В. Кузьмина):

) цель обучения (Ц) (для  чего учить);

) содержание учебной информации (С) (чему учить);

) методы приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить);

) преподаватель (П);

) учащийся (У).

Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.):

Педагогический процесс - есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних  факторов развития участников.

Педагогический процесс  создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом  не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

 

цель - принципы - содержание - методы - средства - формы

 

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог  и ученик. Принципы предназначены  для определения основных направлений  достижения цели. Содержание - это часть  опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям . Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов  объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Содержание образования - тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот  уровень и те достижения, которые  выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.

Методы - это действия педагога и учащегося, посредством которых  передается и принимается содержание. Средства как материализованные  предметные способы «работы» с содержанием  используются в единстве с методами. Формы организации педагогического  процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического  процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педагогический процесс имеет  и свою методическую структуру. Для  ее создания цель разбивается на ряд  задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы  деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур педагогический процесс имеет еще более сложную структуру - психологическую:

) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения  информации;

) проявление учащимися  интереса, склонностей, мотивации  учения, динамика эмоционального  настроя;

) подъемы и спады физического  и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности  и утомления.

Таким образом, в психологической  структуре урока можно выделить три психологические подструктуры:

) познавательные процессы;

) мотивация учения;

) напряжение.

Чтобы педагогический процесс  «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как  управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния  в другое, соответствующее поставленной цели.

Процесс управления состоит  из следующих компонентов:

постановка цели - информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) - формулировка задач в  зависимости от цели и особенностей учащихся - проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) - реализация проекта - контроль за ходом выполнения - корректировка - подведение итогов.

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащих достижению целей обучения. Можно выделить три дидактические концепции: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики.

Разделение концепций  на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт.

Традиционная  система обучения подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в 17 в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор является доминирующей в школах мира.

Организационными  признаками является одновозрастная группа, которую составляет класс.

Временной алгоритм деятельности - класс работает по единому временному алгоритму организации: учебный год, учебный день, расписание уроков, перемены.

Урок: основной единицей процесса обучения (деятельности) детей является урок - логически завершенная пространственно-временная структура.

Единое содержание урока: урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего все учащиеся работают над одним и тем же материалом.

Учитель - руководит работой учащихся на уроке, оценивает результаты и в конце года принимает решение о переводе учащихся в другой класс

Учебник, программа - документы, определяющие дозы и общий объем информации, подлежащей изучению (причем учебники в основном применяются для выполнения домашней работы)

Информация о работе Современные технологии обучения