Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 15:10, курсовая работа
Цель: изучить
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования;
Проанализировать традиционные концепции изучения (основные характеристики, выявить положительные и отрицательные стороны данной концепции);
Определить образовательные технологии, зарекомендовавшие себя в мировой практике.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Процесс и концепции обучения
1.1 Основные принципы традиционного обучения
1.2 Разновидности, последователи
1.3 Пути совершенствования традиционной концепции обучения
Глава 2. Современные технологии обучения
2.1 Направления современного обучения
2.2. Личностно-ориентированные технологии обучения
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Процесс и концепции обучения
1.1 Основные принципы традиционного обучения
1.2 Разновидности, последователи
1.3 Пути совершенствования традиционной концепции обучения
Глава 2. Современные технологии обучения
2.1 Направления современного обучения
2.2. Личностно-ориентированные технологии обучения
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность
Объект исследования: теории обучения
Предмет исследования: концепции обучения
Цель: изучить
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования;
Проанализировать традиционные
концепции изучения (основные характеристики,
выявить положительные и
Определить образовательные технологии, зарекомендовавшие себя в мировой практике.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.
Работа состоит из введения, 2 глав, параграфов, заключения, списка использованной литературы
Изменения, происходящие в
образовании, требуют нового понимания
профессионализма и профессиональной
компетентности преподавателя. Преподаватель
в своей деятельности должен руководствоваться
личностно-гуманной ориентацией, обладать
способностью системного восприятия реальности,
свободно ориентироваться в своей
области и владеть
В последнее время во всем
мире большое внимание уделяется
компетенции будущих
В современном обществе перед образованием встает задача формирования у людей готовности к деятельности в условиях постоянной изменчивости социальной среды. Решение этой задачи требует коренного изменения образовательной практики в учебных заведениях.
На наш взгляд, изменение
социального заказа общества требует
изменения целей
Важнейшей составляющей процесса
обучения при использовании новых
педагогических технологий становится
личностно-ориентированный
Все учащиеся разные: у них
различные возможности, интересы, склонности
и способности, потребности и
мотивы, темпераменты. Осуществляя
личностно-ориентированный
Но не все в работе преподавателей
идет благополучно. Чтобы устранить
трудности в использовании
Учащийся в учебном процессе должен быть субъектом, а не объектом. Он должен уметь ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать и оценивать результаты своей познавательной деятельности. Учащийся становится субъектом учебного процесса лишь на основе таких личностных качеств, как активность, самостоятельность и общение (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов).
Знание учащимися их собственных возможностей и результатов учения - есть обязательное условие их дальнейшего развития.
Обучение должно опережать развитие. Только то обучение является опережающим, которое опирается на «зону ближайшего развития». Идея о «зоне ближайшего развития» была выдвинута Л.С. Выготским. Она получила дальнейшее развитие в исследованиях Л.В. Занкова. Суть ее заключается в том, что учащийся должен испытывать необходимость в преодолении посильных трудностей, мыслительных затруднений, потребность в овладении новыми способами действий, а для этого следует создавать противоречие между его потребностями и возможностями.
Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если он не стимулирует их учение, то никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:
стимулирование учебно-
организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
развитие мышления, памяти, творческих способностей;
совершенствование учебных умений и навыков;
выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Организация обучения предполагает,
что педагог осуществляет следующие
компоненты: постановка целей учебной
работы - формирование потребностей учащихся
в овладении изучаемым
Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов: осознание целей и задач обучения;
развитие и углубление
потребностей и мотивов учебно-
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н.В. Кузьмина):
) цель обучения (Ц) (для чего учить);
) содержание учебной информации (С) (чему учить);
) методы приемы обучения,
средства педагогической
) преподаватель (П);
) учащийся (У).
Как всякая большая система,
она характеризуется
Педагогический процесс
- есть способ организации воспитательных
отношений, заключающийся в
Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:
цель - принципы - содержание - методы - средства - формы
Цель отражает тот конечный
результат педагогического
Содержание образования - тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.
Методы - это действия педагога
и учащегося, посредством которых
передается и принимается содержание.
Средства как материализованные
предметные способы «работы» с содержанием
используются в единстве с методами.
Формы организации
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педагогический процесс имеет и свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур педагогический процесс имеет еще более сложную структуру - психологическую:
) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации;
) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя;
) подъемы и спады физического
и нервно-психического
Таким образом, в психологической
структуре урока можно выделить
три психологические
) познавательные процессы;
) мотивация учения;
) напряжение.
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов:
постановка цели - информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) - формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся - проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) - реализация проекта - контроль за ходом выполнения - корректировка - подведение итогов.
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащих достижению целей обучения. Можно выделить три дидактические концепции: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики.
Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения.
В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт.
Традиционная система обучения подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в 17 в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор является доминирующей в школах мира.
Организационными признаками является одновозрастная группа, которую составляет класс.
Временной алгоритм деятельности - класс работает по единому временному алгоритму организации: учебный год, учебный день, расписание уроков, перемены.
Урок: основной единицей процесса обучения (деятельности) детей является урок - логически завершенная пространственно-временная структура.
Единое содержание урока: урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего все учащиеся работают над одним и тем же материалом.
Учитель - руководит работой учащихся на уроке, оценивает результаты и в конце года принимает решение о переводе учащихся в другой класс
Учебник, программа - документы, определяющие дозы и общий объем информации, подлежащей изучению (причем учебники в основном применяются для выполнения домашней работы)