Современные технологии обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования;
Проанализировать традиционные концепции изучения (основные характеристики, выявить положительные и отрицательные стороны данной концепции);
Определить образовательные технологии, зарекомендовавшие себя в мировой практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Процесс и концепции обучения
1.1 Основные принципы традиционного обучения
1.2 Разновидности, последователи
1.3 Пути совершенствования традиционной концепции обучения
Глава 2. Современные технологии обучения
2.1 Направления современного обучения
2.2. Личностно-ориентированные технологии обучения
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Sovremennye_psikhologo-pedagogicheskie_kontseptsii.docx

— 83.69 Кб (Скачать файл)

«Развивающая модель». В  центре внимания оказывается перестройка  учебной деятельности ученика, как  на уровне содержания, так и на уровне формы ее организации с тем, чтобы  обеспечить появление некоторых  новых психологических качеств: теоретического мышления, рефлексии, самостоятельности  в решении разнообразных учебных  задач и т.д. В частности, основное содержание учебной деятельности составляют теоретические знания, ученик снабжается новыми средствами учебной деятельности (например, в виде знаковых моделей, воспроизводящих общий принцип  существования изучаемого явления), при этом меняется и характер учебной  активности (например, ученики включаются в исследовательскую деятельность, работают в режиме активного диалога  и т.п.). Ключевой психологический  элемент - «способы деятельности» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, А.3. Зак и др.).

«Активизирующая модель»  направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения  в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Ключевой психологический  элемент - «познавательный интерес» (А.М. Матюшкин, М.М. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.).

«Формирующая модель». Предполагается, что влиять на умственное развитие ученика - значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений. При условии прохождения  учеником всех его необходимых этапов с учетом специально организованной учителем ориентировочной основы действий можно гарантировать сформированность знаний и умений с заранее заданными качествами. Разновидностью этой модели являются программированное и алгоритмическое обучение. Ключевой психологический элемент - «умственное действие» (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, И.П. Калошина, В.П. Беспалько, С.И. Шапиро и др.).

Мировыми аналогами индивидуализации обучения являются система Ю. Драля, индивидуальные компьютерные обучающие программы (Б. Скиннер, Н. Краудер, В.П. Беспалько), американская батовская система, план Трампа, метод проектов и др. Метод проектов применялся во многих школах и вузах России в 20-х годах прошлого века, сегодня школьная практика вновь обращается к нему. В США этот опыт получил название «Дальтон-план», автором которого являлась Е. Паркхерст (1919 г.). Метод проектов как комплексный обучающий метод, позволяет индивидуализировать учебный процесс; дает возможность учащимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

С нашей точки зрения, природосообразный подход к обучению (Сиротюк А.Л., 2005), опирающийся на индивидуально-психологические характеристики, дает учащимся возможность успешного овладения программным материалом. Говоря о необходимости уделять специальное внимание раскрытию способов учебной работы, следует иметь в виду, что способ есть индивидуальное образование, в котором проявляются «стилевые» особенности познания, присущие каждому учащемуся. Способ не сводится к рекомендованному учителем, учебником или методическим пособием приему усвоения, в котором нормативно задается состав действий, последовательность их выполнения согласно правилу или образцу. И.И. Ильясов подчеркивает «мысль о том, что система организованного обучения должна вооружать учащихся не только знаниями того или иного учебного предмета, но и способами эффективного усвоения этих знаний» (Ильясов И.И., 1989. С. 59).

Любые приемы и способы  учебной деятельности, которые усваиваются  учеником, индивидуализируются им в  соответствии со своими устойчивыми  индивидуально-психологическими особенностями. По образному выражению Ш.А. Амонашвили, «пользоваться различными педагогическими методиками без учета индивидуальных особенностей учащихся - значит уподобиться врачу, который различает лекарства по цвету и по форме, не зная о силе и характере воздействия на больных».

Ориентация на индивидуально-психологические  особенности учеников в процессе обучения, включение в работу с  ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного подхода к обучению (человекоцентричный принцип).

В целом, современное образование  характеризуется выжидательной  позицией, традициями педагогического  воздействия, принуждения и монологического  преподавания. Элементы вариативного, дифференцированного и индивидуализированного обучения, существующие в практике российских школ, инициируются и продуцируются  отдельными педагогами-энтузиастами или  их командами. Согласно результатам  современных исследований, 60-70% учителей более склонны к традиционным, чем к дифференцированным методам  обучения. Е.А. Ямбург (2002) отмечает, что 90% инновационной деятельности педагогов  сводится лишь к углублению и расширению содержания образования и только 10% - к разработке и внедрению здоровьесберегающих педагогических технологий, к которым относится, с нашей точки зрения, природосообразное обучение.

Любую форму дифференциации обучения необходимо начинать с квалифицированного психолого-педагогического исследования индивидуальных особенностей каждого  учащегося. Когда индивидуально-психологические  особенности школьников будут профессионально  выявлены, проверены на устойчивость их проявления, можно определять дифференцированные приемы их дальнейшего обучения.

В заключении можно привести справедливое высказывание С.А. Изюмовой: «При создании новых школьных программ, цель которых сохранить и развить индивидуальность детей, исходя из их природных задатков, психологам отводится важная роль. Именно они должны разработать рациональную систему выявления индивидуальных особенностей школьников и дать рекомендации по обучению детей разного типа» (Изюмова С.А., 1993. С. 137).

2.2 Личностно-ориентированные  технологии обучения

 

Личностно-ориентированное  образование (personality-centered education) - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Оно базируется на признании  за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

Процесс обучения предоставляет  каждому ученику, опираясь на его  способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать  себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.

Содержание образования, его средства и методы структурируются  так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному  материалу, его виду и форме.

В этих целях разрабатываются:

· индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;

· организуется групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;

· учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

Отслеживается и оценивается  не столько достигнутые знания, умения и навыки, сколько сформированность качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований.

Заключение

 

Отличительной чертой гуманистического подхода в психологии и педагогике является особое внимание к индивидуальности школьников, четкая ориентация на их различия в учебном процессе. Этот подход рассматривается в мировой практике как альтернативный традиционному  подходу, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Парадигма традиционного  обучения проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, ориентации на «среднестатистического» ученика. Методы усвоения знаний основываются на обучении по образцу, индуктивной логике (от частного к общему), механической памяти, вербальном изложении материала, репродуктивном воспроизведении. Содержание образования в современной традиционной школе является технократическим: знания адресуются к рассудочному началу личности, 75% учебных предметов направлено на развитие левого полушария. Традиционное обучение остается единообразным и невариативным, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения - централизовано, базисные учебные планы основываются на единых для всех стандартах. А вместе с тем, современное общество предъявляет к выпускнику школы требования готовности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Достижения личностью  таких качеств, провозглашаются  главной целью обучения и воспитания.

В настоящее время существует проблема необходимости повышения  эффективности учебного процесса и, особенно, с той стороны, которая  связана с гуманизацией образования, развитием личности ученика. Снижение мотивации учения, школьные перегрузки, массовое нездоровье школьников, их отторжение связаны не только с несовершенным содержанием образования, но и с трудностями, которые испытывают педагоги при организации и проведении образовательного процесса.

Проблема состоит в  том, чтобы предоставить учителю  методологию выбора и механизм реализации отобранного содержание в учебном  процессе. На смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные  образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы : учеб. пособие / Р.С. Пионова. - Минск, 2002.

2. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес. - М.: Изд-во ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998

. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

. Перемена: Международный журнал о развитии критического мышления через чтение и письмо. - М., изд-во «Центр гуманитарной литературы» (2000 - 2007 гг.).

 

Приложения

 

Сравнительные особенности  традиционной и инновационной педагогики

Особенности

Традиционная "Знаниевая" педагогика

Инновационная "Способностная" педагогика

1

Цель

Формирование знаний, умений и навыков

Развитие личности

2

Интегральная характеристика

«Школа памяти»

«Школа развития»

3

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект - объектный

Субъект - субъектный

4

Девиз педагога

«Делай как я»

«Не навреди»

5

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность монологичность, закрытость

Демократичность диалогичность, открытость, рефлексивность

6

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, коллективные

7

Формы обучения

Иллюстративно-объяснительные информационные

Проблемные: проблемного  изложения частично-поисковый, эвристический  исследовательский

8

Ведущий принцип

«продавливания»

«выращивания»

9

Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником:

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, Творческий, Проблемный

10

«Формула обучения»

Знания - репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность - рефлексия - знания

11

Способы усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

12

Функции учителя

Носитель информации, хранитель  норм и традиций, пропагандист предметно - дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, Консультант, Управляющий поисковой  работой учащихся, консультант

13

Позиция ученика

Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному  росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие  интереса к деятельности


 

 

«Сильные» и «слабые» стороны ТО

 

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения

- Шаблонное построение, однообразие

Упорядоченная, логически  правильная подача учебного материала

- Нерациональное распределение времени урока - На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания

Организационная четкость

- Учащиеся изолируются от общения друг с другом - Отсутствие самостоятельности

Постоянное эмоциональное  воздействие личности учителя

- Пассивность или видимость активности учащихся - Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика - 2 мин в день) - Слабая обратная связь - Усредненный подход

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

- Отсутствие индивидуального обучения


 


Информация о работе Современные технологии обучения