Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 06:22, контрольная работа
В этой книге мы знакомим вас с современной теорией и практикой трансакционного анализа (ТА). Материал представлен таким образом, чтобы он был удобен как при самостоятельном изучении предмета, так и при освоении ТА групповым методом. Для иллюстрации отдельных положений теории приводятся многочисленные примеры. В книге полностью отражена программа «Официального курса ТА 101», имеющего международное значение.
Предположим, вы только что вспомнили время, когда отец заставлял вас читать и затем смеялся из-за неправильно прочитанных слов. Если бы мы с вами работали в терапии, я бы попросил вас вернуться к этой детской оценке. В своем воображении вы можете сказать отцу то, что не могли ему сказать, когда вам было шесть лет. Возможно, сначала вы обнаружите, что жалуетесь отцу. Затем можете испытать гнев и начнете кричать: «Это нечестно!», колотя при этом по подушке, как будто бы вы хотите побить отца. Мы получили феноменологический диагноз части содержания эго-состояния вашего Ребенка.
Берн использовал слово «феноменологический» в значении, отличном от обычного словарного определения. Он не объяснил, почему так поступил, поэтому просто имейте в виду смысл, который Берн вкладывал в свое определение.
Диагноз эго-состояний на практике. В идеале нужно использовать все четыре вида диагноза. Однако на практике это часто невозможно и мы диагностируем то, что можем.
Когда мы применяем ТА в образовании, коммуникационном тренинге или просто для того, чтобы улучшить наши повседневные взаимоотношения с другими людьми, нам, в основном, надо полагаться на поведенческий диагноз. В этом может помочь социальный диагноз. В терапии ТА поведенческий диагноз является первым и самым главным способом определения эго-состояний.
Упражнение. Для того чтобы развить ваше умение использовать ТА, постоянно практикуйтесь в совершенствовании своего поведенческого диагноза. Постоянно обращайтесь к таблице факторов эго-состояний, которые вы для себя отметили, улучшая ее по мере того, как все больше и больше начинаете осознавать происходящие в вас переходы из одного эго-состояния в другое. Если у вас есть возможность, запишите себя на магнитофон или видео. Проанализируйте минуту за минутой факторы вашего эго-состояния. Свяжите изменения в словах, тоне голоса и положении тела, если у вас есть видео, с тем, что испытываете внутренне.
Возьмите за правило проводить поведенческий диагноз при общении с другими людьми. Проводите его при встречах или во время занятий, при общении с супругой, начальником, подчиненными. Следите за изменениями эго-состояний других людей и собственного. Сначала, возможно, будет трудно. Проявляйте настойчивость, пока это не станет вашей второй натурой. Не говорите никому о своем анализе, пока вы не будете уверены, что другой человек хочет узнать о нем!
Используйте любую имеющуюся возможность для проверки вашего поведенческого диагноза историческими и феноменологическими данными. Однако проводите его на других людях лишь в том случае, если заранее получили от них согласие. Чем чаще вы будете поступать подобным образом, тем более правильным будет ваш поведенческий диагноз.
Исполнительное и реальное Я. Для простоты анализа эго-состояний мы до настоящего момента считали, что в одно и то же время человек может находиться лишь в одном эго-состоянии. В действительности это не совсем так. Можно вести себя, исходя из одного эго-состояния, а ощущать себя в другом.
Например, представьте, что я на работе обсуждаю предстоящее задание с моим коллегой. В течение первых нескольких минут мое внимание полностью направлено на задание. Если бы вы наблюдали за моими поведенческими сигналами, то сказали бы, что я во Взрослом. Мои внутренние ощущения также говорят о том, что я во Взрослом: реагирую «здесь и теперь», обмениваюсь информацией, оценивая ее. Однако по мере продолжения разговора я начинаю испытывать скуку и мысленно говорю себе: «Хотел бы я быть где-нибудь в другом месте. Погода прекрасная, хорошо пройтись на свежем воздухе. Но это невозможно». Сейчас я ощущаю себя в Ребенке и проигрываю свои школьные годы, когда сидел в классе, скучал на уроке и хотел уйти из школы, чтобы поиграть. Хотя я и испытываю скуку, но продолжаю работать. Таким образом, внешне я во Взрослом, хотя внутренне ощущаю себя в Ребенке.
Для описания подобной ситуации Эрик Берн предложил проводить различие между исполнительным и реальным Я. Когда какое-то эго-состояние диктует человеку поведение, то оно обладает исполнительной властью. Когда человек ощущает, что он находится в каком-то определенном эго-состоянии, мы говорим, что он ощущает это эго-состояние как свое реальное Я.
Чаще эго-состояние, имеющее исполнительную власть, будет ощущаться и как реальное Я. В приведенном выше примере, когда я начинал обсуждать рабочие вопросы, исполнительная власть находилась во Взрослом и одновременно я ощущал Взрослого как свое реальное Я. Затем, когда я начал испытывать скуку, то сместил свое ощущение реального Я в эго-состояние Ребенка. Тем не менее, внешне я продолжал вести себя как Взрослый, сохраняя исполнительную власть в последнем эго-состоянии.
Предположим, мой коллега продолжил обсуждение рабочих вопросов еще какое-то время. Тогда я зевнул и потерял нить разговора. Пока он ждал моего ответа на заданный вопрос, я покраснел и сказал: «Извини. Я отвлекся». В этом случае исполнительная власть была в Ребенке, и я ощущал Ребенка как свое реальное Я.
Упражнение. Приведите еще три примера, которые иллюстрируют кого-либо, имеющего исполнительную власть в одном эго-состоянии и ощущающего другое эго-состояние в качестве своего реального Я. Можете ли вы вспомнить подобные примеры из вашей жизни за последнюю неделю?
Несоответствие. Деление исполнительного и реального Я несомненно ставит ряд дополнительных вопросов в диагнозе эго-состоянии. Поскольку поведение определяет эго-состояние, имеющее исполнительную власть, можно предположить, что поведенческие факторы человека укажут на это эго-состояние. До тех пор, пока это эго-состояние ощущается также и как реальное Я, ваш поведенческий диагноз даст вам правильную картину того, что человек испытывает внутренне.
Однако, что произойдет, если человек затем перейдет в другое эго-состояние реального Я, при этом сохраняя исполнительную власть в первоначальном эго-состоянии? Как вы определите это с помощью поведенческого диагноза? Дело в том, что иногда обнаружить это невозможно. Это бывает в тех случаях, когда поведение человека относительно неактивное. Например, вы видите меня сидящим на лекции. Я сижу прямо, двигаюсь мало и ничего не говорю. Первым вашим предположением будет то, что поведенчески я во Взрослом. Однако внутренне я могу находиться в мечтаниях Ребенка. Без продолжения исследований у вас нет другого способа узнать об этом. Однако чаще бывает так, что человек, тем не менее, проявляет поведенческие факторы, указывающие на то, что происходит. Вы увидите, что когда у какого-то человека исполнительная власть находится в эго-состоянии, отличном от того, которое ощущается как реальное Я, наблюдается несоответствие между его поведением и внутренними ощущениями. Внешне он обычно показывает это следующим образом: его наиболее явные поведенческие сигналы укажут на эго-состояние, имеющее исполнительную власть. Однако в то же самое время он будет показывать и другие более тонкие сигналы, которые не согласуются с сигналами дополнительного эго-состояния. Напротив, они подходят для состояния, которое он ощущает как реальное Я.
В терминах ТА такое поведение указывает на несоответствие. Когда я обсуждал рабочие вопросы с коллегами, мое очевидное поведение совпадало с эго-состоянием, постоянно имеющим исполнительную власть, т.е. Взрослым. Однако, если бы вы смотрели и слушали меня более внимательно, вы бы отметили некоторые изменения в тот момент, когда мне стало скучно и я перешел в Ребенка как мое реальное Я. До этого момента тон моего голоса изменялся. А сейчас он стал монотонным. Мой взгляд, который до этого постоянно переключался с рабочего документа на лицо моего коллеги, теперь устремлен в одну точку. Эти несоответствия помогли бы вам сделать вывод о том, что я сместил мое ощущение реального Я с Взрослого на Ребенка.
Выявление несоответствий является одним из важных навыков при овладении ТА. Мы еще раз возвратимся к этому вопросу, когда будем анализировать трансакции в главе 7.
Теория энергии Берна. Эрик Берн разработал теоретическое объяснение того, что происходит при перемещении нашей исполнительной власти и чувств реального Я между двумя эго-состояниями. Подробное изложение этой теории выходит за рамки нашей книги. Мы лишь кратко расскажем о ней в этом разделе.
Берн вслед за Фрейдом выдвинул гипотезу о существовании психической энергии или катексиса. Он считал, что эта энергия существует в трех видах: связанная, несвязанная и свободная. Дополнительный термин — активный катексис — используется для обозначения суммы несвязанного и свободного катексиса.
Для иллюстрации различия между этими тремя формами катексиса Берн использовал сравнение с сидящей на дереве обезьяной. Когда обезьяна сидит высоко на ветке, она обладает потенциальной энергией, которая может быть высвобождена, если обезьяна упадет на землю. Эта потенциальная энергия соответствует связанному катексису. Если затем обезьяна на самом деле падает с ветки, то потенциальная энергия высвобождается в виде кинетической энергии. Этот процесс иллюстрирует природу несвязанного катексиса. Однако обезьяна — живое существо. Она не просто падает с ветки, а прыгает вниз, чтобы попасть на землю. Берн считает, что такое произвольное использование энергии соответствует свободному катексису.
Каждое эго-состояние имеет свои границы. Свободный катексис может легко перемещаться между двумя эго-состояния ми через эти границы. К тому же каждое эго-состояние содержит определенное количество присущей ему энергии, которая находится в его пределах. Если эта энергия не используется в данный момент, она соответствует связанному катексису. Если она используется, то связанный катексис превращается в несвязанный. Например, когда я начал говорить на работе, то стал активно использовать энергию, присущую моему эго-состоянию Взрослого. Катексис в этом эго-состоянии был несвязанным. Концентрируя свое внимание на работе, я одновременно переместил свободный катексис во Взрослого. В данном примере в какой-то момент времени я мог бы использовать некоторое количество энергии, находящееся в пределах эго-состояния моего Родителя. Например, я мог бы проигрывать в уме Родительские оценки о том, достаточно ли хорошо я работаю. Однако я этого не сделал. Катексис в рамках моего эго-состояния Родителя оставался связанным.
Берн выдвинул гипотезу о том, что эго-состояние возьмет на себя исполнительную власть в том случае, если сумма несвязанного и свободного катексиса (т.е. активного катексиса) наибольшая в данный момент времени. Эго-состояние, ощущаемое как реальное Я, будет таковым, если в какой-то момент оно будет обладать наибольшим количеством свободного катексиса.
В начале разговора на работе исполнительная власть у меня была во Взрослом и я ощущал Взрослого как мое реальное Я. Мы можем, следовательно, сделать вывод, что в это время у меня во Взрослом был самый высокий активный и свободный катексис. Когда я стал испытывать скуку, то переместил часть свободного катексиса в Ребенка. Я продолжал это делать, пока в эго-состоянии Ребенка стало больше катексиса, чем в моем Взрослом или Родителе. В этот момент я стал ощущать Ребенка как мое реальное Я. Однако исполнительная власть сохранилась во Взрослом, показывая тем самым, что в моем эго-состоянии Взрослого продолжает оставаться большое количество активного катексиса. Если бы обсуждение продолжалось еще какое-то время, я высвободил бы еще большее количество связанного катексиса, находящегося в Ребенке, пока, в конце концов, это эго-состояние не получило бы больше активного катексиса, чем Взрослый, и взяло бы на себя исполнительную власть.
Вы убедитесь в том, что иногда человек может иметь некоторое количество активного катексиса во всех трех эго-состояниях одновременно. Например, я мог бы продолжать иметь исполнительную власть во Взрослом, обмениваясь технической информацией со своим коллегой. При этом я мог бы «развязать» некоторое количество катексиса в Родителе и начать критиковать себя внутренне за то, что недостаточно хорошо понимаю задание. В то же самое время я мог бы «развязать» некоторое количество катексиса Ребенка и стал бы испытывать чувство стыда за то, что не подчиняюсь требованиям Родителя.
Если вы найдете теоретические положения этого раздела слишком сложными для понимания с первого взгляда, не беспокойтесь. Если вам понравилась теория, то вы захотите изучить ее более подробно в работах Берна и других теоретиков. Если теория пришлась вам не по вкусу, то просто пропустите этот раздел. Он не существенен для понимания последующих разделов книги.
Глава 6. Структурная патология
До сих пор мы предполагали, что всегда можно четко отличить содержание одного эго-состояния от другого. Мы также считали, что при желании люди могут менять свое эго-состояние. Однако, что происходит, если два эго-состояния смешаны друг с другом? Или когда человек не может войти или выйти из какого-то эго-состояния? Эрик Берн назвал эти две проблемы контаминацией и исключением (включением). Оба эти явления имеют общее название — структурная патология.
Контаминация. Иногда я могу принять содержание эго-состояния моего Ребенка или Родителя за содержание Взрослого. В этом случае считается, что мой Взрослый контаминирован. Происходит как будто бы вторжение одного эго-состояния в границы другого. На диаграмме эго-состояний мы обозначаем это закрашиванием накладывающихся друг на друга участков кружков. Эти закрашенные участки означают контаминацию.
На рис. 6.1а показано содержание Родителя, вторгнувшееся во Взрослого — контаминация Родителем. На рис. 6.1б — контаминация Ребенком, а на рис. 6.1в — двойная контаминация, при которой Родитель и Ребенок накладываются на Взрослого.
Рис. 6.1. Контаминация
.
Контаминация Родителем происходит тогда, когда я ошибочно принимаю Родительские девизы за реальность Взрослого. Когда они принимаются за реальные факты, Берн называл их предрассудками. Например: «Все шотландцы злые»; «Черномазые — лентяи»; «Белые — эксплуататоры»; «Мир ужасен»; «Людям нельзя доверять»; «Если сначала у тебя что-то не получается, пытайся еще и еще». Если я считаю, что подобные высказывания являются отражением реальности, то я контаминирован.