Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 21:37, курсовая работа
Целью данной работы является выявление соотношения самооценки и уровня притязаний подростков
Задачи:
1) Осуществление анализа литературы по исследуемой проблеме.
2) Подбор диагностических методик;
3) Проведение диагностического исследования, направленное на раскрытие самооценки и уровня притязаний;
4) Обработка и интерпретация результатов исследования.
5) Выявить связь самооценки и уровня притязаний подростка.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта. Самооценка характеризуется по следующим параметрам:
1) уровень (Высокая, средняя, низкая);
2) соотношение с реальной успешностью (Адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);
3) особенности строения (Конфликтная и бесконфликтная) по И. В. Макарова. [И.В. Макаров, Психология. - М. : ЮРАЙТ, 2004. - С.186]
Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (Которая может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и др.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности.
Самооценка тесно связана с уровнем успеваемости личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня успеваемости личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью [В.Б. Шапарь., Словарь практического психолога - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.- с.641].
Расхождение между успеваемостью и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.). Люди с хорошим уровнем успеваемости отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.
1.1 Самооценка и уровень притязаний как предмет психологических исследований в отечественной психологии.
К проблеме самооценки и уровню успеваемости обращались многие отечественные психологи. Самооценка - ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира. У А.В. Петровского уровень успеваемости перекликается с Я-идеальным. Ученый считает, что «…самооценка есть результат… своего рода проекция реального «Я» на «Я» идеальное.
Н.А. Менчинская подчеркивала, что в учебной деятельности каждого школьника самооценка играет большую роль. Как один из «…важных личностных параметров умственной деятельности, она выполняет функцию саморегуляции поведения, посредством нее определяется желательность (или нежелательность) какого-либо поступка. Самооценка в большой мере влияет на степень успешности осуществляемой деятельности» [Н.А. Менчинская, Проблемы обучения и психологического развития ребенка / под ред. Е.Д.Божович. - М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1998г. -С.150]. Исследования, проводившиеся А.И.Липкиной под руководством Н.А. Менчинской, показали, что неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная) отрицательно сказывается на процессе, а также и на результате учебной деятельности. Возможно повышение самооценки школьника, когда она была занижена в результате длительных учебных неудач путем целенаправленного изменения с помощью педагога «социальной позиции» ученика в коллективе класса.
Формирование самооценки на протяжении раннего и дошкольного детства, отмечала Л.И. Божович, происходит под влиянием значимых взрослых, особенно родителей. Реакции взрослых являются важнейшим регулятором поведения ребенка. У младшего же школьника именно учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей. К концу младшего школьного возраста дети больше считаются с мнением и оценкой сверстников. А «…на протяжении среднего школьного возраста складывается уже относительно устойчивая самооценка и уровень успеваемости»[ Л.И. Божович.. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И.Фельдштейна.2-ое изд.М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997г. - с.176]. Это порождает потребность быть не только на уровне требований других людей, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки.
М.И. Лисина писала, что «аффективную часть образа, абстрагированную от знания, мы называем самооценкой ребенка. А когнитивную часть предпочитаем именовать представлением ребенка о себе, чтобы подчеркнуть ее связь по происхождению и по природе с познавательными процессами индивида» [М.И. Лисина. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. -М.: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997г.]. Также придерживалась мнения, что общую самооценку нужно характеризовать не количественно (насколько она высока), а качественно - каков ее состав и окраска (положительная - отрицательная, полная - неполная и т. д.). Конкретная самооценка выражает отношение ребенка к успеху своего отдельного, частного действия.
Самооценка и основанный на ней уровень успеваемости становятся привычными для индивида и возникает потребность сохранять это равновесие. Невозможность повысить свою успеваемость всегда сталкивают ребенка с неуспехом, порождая конфликт. Отсюда и неадекватная реакция ребенка на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами [Л.С. Славина, Дети с аффектным поведением. М.: Изд-во «Просвещение», 1996г. - с. 4]. Неадекватная реакция становится защитой для ребенка, позволяет ему в случае неуспеха (именно потому, что причину неуспеха он видит не в себе) не снижать оценку себя, своих возможностей, требований к себе.
Самосознанию и самооценке в частности много внимания уделял И.С. Кон. Описывая изменения, происходящие в юношеском возрасте, ученый отмечал, что перестройка самосознания в подростковом и юношеском возрасте, связанная с открытием своего внутреннего мира, появлением новых контекстов и углов зрения, под которыми индивид себя рассматривает, оказывает значительное влияние на самооценку. Это объясняется еще и переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. В одних случаях самооценка проверяется путем соизмерения выраженного в ней уровня успеваемости с фактическими результатами деятельности - спортивными достижениями, школьными отметками, данными тестирования. В других случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими людьми (учителями, родителями), выступающими в качестве экспертов.
Самооценка также служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается: самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские - чем подростковые, в чем сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний.
Несовпадение реального и идеального «Я» - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Так, в изученных Е.К. Матлиным сочинениях десятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза больше критических высказываний, чем у пятиклассников [И.С.Кон, Самосознание: открытие «Я» // Психология ранней юности, М. 1989г., с.84-105].
Расхождение реального и идеального «Я» - функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков и юношей расхождение между реальным и идеальным «Я», т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями.
Также самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.
Уровень успеваемости - характеризует:
1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);
2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень успеваемости в данный момент);
3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций - тенденции повысить успеваемость, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или не достижения) уровня успеваемости, влечет за собой смещение уровня успеваемости в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (Атипичное изменение уровня успеваемости) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её.
Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний. По мнению Бороздиной Л.В. уровень успеваемости считается проявлением самооценки в действии личности [Л.В. Бороздина, Л. Видинска, Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1986. № 3. - с. 21-30].
Эксперименты последних лет раскрывают зависимость уровней самооценки и притязаний под влиянием тревожности индивида. Выделяют известную вероятность нарастания тревожности от высокой самооценки к низкой. Констатируют присутствие обратной зависимости величин уровня тревожности и самооценки как некой тенденции, выявляемой лишь посредством анализа усредненных значений. А вот при сопоставлении уровня притязаний с уровнем тревожности такой связи сколько-нибудь определенно вообще подтвердить не удалось [Л.В.Бороздина, Е.А. Залучёнова, Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний, Экспериментальное исследование, http://www.library.by].
Анализ соотношения этих трех элементов вскрывает достоверно значимое усиление уровня тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний, даже если позиция самооценки субъекта высока. Складывается впечатление, что рост хронической тревожности не случайно сопутствует рассогласованию уровней самооценки и притязаний, а формируется как реакция на это расхождение.
Длительное рассогласование между самооценкой и уровнем успеваемости - это ситуация, при которой человек сам с собой не в ладу, ситуация пролонгированного внутриличностного конфликта, иногда весьма острого. Попытка выровнять его “прыжком” не всегда срабатывает, частые же, но неудачные “прыжки” способны увеличить корректируемую дистанцию, а хронический эмоциональный дискомфорт в виде переживания чувства недовольства собой, эмоциональной напряженности, беспокойства, тревожного ожидания может приобрести форму некоего патогенного фактора, соотносимого ряду психосоматических заболеваний.
Исследования показали также связь уровня успеваемости с интеллектом. Более высокому интеллекту соответствует более высокий уровень успеваемости. Хотя более высокому уровню успеваемости характерна меньшая его вариативность и большая неадекватность. О.Г. Мельниченко [Соотношение между структурно-вариационными характеристиками уровня притязаний и интеллекта в зависимости от свойств личности.
Интересна зависимость уровня успеваемости от силы нервной системы относительно возбуждения. Нетревожные, эмоционально возбудимые и импульсивные люди имеют постоянно адекватный или повышенный уровень притязаний к себе. А лица с противоположными свойствами, наоборот, имеют заниженный уровень притязаний к себе. Также лица с сильной нервной системой значительно повышают свой уровеньуспеваемости, и в силу этого он может превышать их реальные возможности. Лица же со слабой нервной системой увеличивают уровень успеваемости в менее значительной степени - он остается адекватным. По мере возрастания стресса лица с сильной нервной системой завышают уровень успеваемости, а лица со слабой нервной системой - занижают его.
1.2 Самооценка и уровень притязаний как предмет психологических исследований в западной психологии.
Т. Шибутани пишет о самооценке так: «Если личность - это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка» [ Т. Шибутани, Я-концепция, как персонификация// Социальная психология, пер. с англ. яз. В.Б. Ольшанского.: Ростов н/Д., 1998г.- с.220].
Понятие самооценки было детально исследовано Р.Бернсом. Ученый рассматривал самооценку в составе системы, известной как «Я -концепция личности». По мнению Бернса Я - концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой [Р. Бернс, Развитие Я - концепции и воспитание. /Пер. с англ. яз. - М.; Прогресс, 2006г. - c.30].
Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.
Я-концепция:
- познавательная, описательная (Образ Я);
- эмоциональная, оценивающая (Самооценка);
- поведенческая (Реакцией на эти составляющие является поведение (действия) индивидуума).
Я - концепция рассматривается как динамическая совокупность личностных установок, направленных на саму личность. Самооценка не застывшее образование, она постоянно меняется, поскольку и сама личность изменяется, меняются ее представления о себе и отношение к себе.
Информация о работе Соотношение самооценки и уровня притязаний подростков