Сопровождение личностного и профессионального самоопределения у обучающихся СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования. Проблеме профессионального самоопределения личности посвящено значительное число работ. В частности разработкой данной проблемы занимались такие авторы как Р.С. Немов, И.М. Кондаков, В.Б. Шапарь. Процесс профессионального самоопределения начинается в период обучения в школе, а заканчивается нередко уже после выхода на пенсию. На каждом этапе человек делает выбор, который определяет его жизнь на несколько лет вперед. Кроме того, профессиональное самоопределение является, с одной стороны, «ядром», наиболее значимым компонентом профессионального развития, с другой – критерием одного из этапов этого процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
1.Теоретические аспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников…………………………………………………………………5
1.1 Характеристика профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………..……………6
1.2 Психологические аспекты профессионального самоопределения личности…………………………………………………………………………...9
1.3 Профессиональное самоопределение студентов колледжа как условие формирования компетентного специалиста…………………………………...11
2. Описание выборки и методов исследования………………………….…….19
2.1 Краткое описание колледжа. Анализ результатов методик……………....20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии.docx

— 77.81 Кб (Скачать файл)

Но при этом важно знать, что такая организация процесса профессионального самоопределения принесёт результаты тогда, когда студенты и преподаватели ориентированы на построение демократических, равноправных отношений друг с другом, иначе работа будет бесполезной  и вызовет отторжение у студентов.

Таким образом, существенными показателями, раскрывающими  сущность процесса профессионального самоопределения являются мотивы профессионального выбора, профессионально - ценностные ориентации, наличие индивидуального жизненного плана студента. Работа по профессиональному самоопределению - один из основных и наиболее сложных аспектов деятельности педагогического коллектива в колледже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Описание выборки и методов исследования.

 

В исследовании приняло участие 56 студентов II курса Торгово-экономического колледжа.

 С помощью «Опросника профессиональной готовности» были выделены студенты, испытывающие трудности в профессиональном самоопределении, в количестве 31 человек (55,4%). Остальные 25 человек (44,6%) определены как не испытывающие таких трудностей. Показатели этих студентов по параметрам умения, отношения и желания заниматься деятельностью по типу «Человек-знак» оказались высокими.

 Студенты, испытывающие трудности  в профессиональном самоопределении, были выявлены путем деления  их на следующие группы:

1) 20 человек из 31 (64,5%) имеют высокие  показатели по типу профессии  «Человек-знак», а также и по  другим типам («Человек-человек», «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек - художественный  образ). Эти студенты имеют сразу  несколько профессиональных предпочтений.

2) 7 человек из 31 (22,6%) не имеют  высоких показателей по типу  «Человек-знак», то есть они больше  ориентированы на профессии другой  сферы.

3) 4 человека из 31 (12,9%) не имеют  ярко выраженных профессиональных  устремлений. У них выявлены низкие  показатели по всем типам профессий. Таким образом, данных студентов  можно отнести к неопределившимся в сфере профессиональных интересов.

 

При проведении исследования использовались следующие методики:

1. Методика многофакторного  исследования личности Р. Кеттелла (форма С, 105 вопросов). Она используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Кеттелл называет конституциональными факторами: общительность, интеллект, эмоциональную устойчивость, подчиненность, экспрессивность, подверженность чувствам, смелость, чувствительность, доверчивость, практичность, прямолинейность, уверенность в себе, консервативность, конформность, уровень самоконтроля и расслабленности, самооценку.  

2. Методика «Изучение  мотивов учебной деятельности  студентов», предложена А.А. Реаном и В.Я.Якуниным. Испытуемых просят оценить значимость для них предложенных 15 мотивов учебной деятельности, используя 7-ми балльную шкалу (1 балл – мотив совсем не значим, 7 баллов – максимальная значимость мотива).

 

2.1 Краткое описание колледжа. Анализ результатов методик.

 

Торгово-экономический колледж - открытое инновационное образовательное учреждение с развивающейся культурно-образовательной средой, способной обеспечить формирование компетентностного человека, отвечающего потребностям современного общества.

 Основными чертами  колледжа являются: гуманизация, непрерывность и опережающй характер обучения, социально-ответственное и личностно-ориентированное образование, приводящее к достижению обучающимися уровня понимания, саморазвития и самореализации.

 

Мотивы обучения в вузе студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении.

Для исследования мотивов обучения была использована методика изучения мотивов учебной деятельности студентов А. А. Реана и В. Я. Якунина. Исследуемые оценивали значимость для себя 15-ти мотивов учебной деятельности, используя 7-ми балльную шкалу (1 балл – мотив совсем не значим, 7 баллов – максимальная значимость мотива).

Мотивы, предложенные для оценивания:

  • стать высококвалифицированным специалистом;
  • получить диплом;
  • успешно продолжить обучение;
  • успешно сдавать экзамены;
  • приобрести глубокие и прочные знания;
  • быть готовым к занятиям;
  • не запускать учебу;
  • не отставать от сокурсников;
  • обеспечить успех будущей профессии;
  • выполнять педагогические требования;
  • достичь уважения преподавателей;
  • быть примером для сокурсников;
  • добиться одобрения;
  • избежать осуждения и наказания;
  • получить интеллектуальное удовлетворение.

 Выраженность мотивов  к обучению в колледже студентов представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Мотивы обучения в вузе студентов

Где:

Группа 1 – студенты с трудностями с профессиональным самоопределением,

Группа 2 – студенты без трудностей с профессиональным самоопределением;

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 – мотивы  обучения (см. выше список мотивов).

Как видно по графику на высоком уровне развития для 2-х групп находиться мотив получения диплома. Этот мотив является внешним по отношению к личности человека, то есть не направлен на обогащение внутреннего мира.

Можно предположить, что высокая значимость мотива получения диплома связана с особенностями нашего времени, когда большинство людей стремится получить высшее образование, без которого трудно найти престижную работу.

Высоким баллам для обеих групп соответствует значимость следующих мотивов: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успех будущей профессии и получить интеллектуальное удовлетворение. Это внутренние по отношению к человеку мотивы, реализация которых способствует развитию его личности.

Кроме того, у профессионально определившихся студентов сильнее выражены мотивы достижения успеха (получить одобрение), так и избегания неудачи (избежать осуждения и наказания). Это свидетельствует о том, что со степенью профессиональной определенности растет значимость учебной деятельности и соответственно увеличивается уровень мотивов, которые регулируют достижения в учебе, с одной стороны, двигающей силой может быть желание получить одобрение, а с другой – избегание осуждения и наказания. Таким образом, для студентов, у которых нет трудностей с профессиональным самоопределением более важно создать и сохранить хорошую репутацию.

 

Различия в индивидуально-психологических особенностях личности студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении и студентов, у которых отсутствуют данные трудности.

 

 Для выявления индивидуально-психологических  особенностей личности студентов  был использован 16-F опросник Р.Б.Кетелла (сокращенная форма С, 105 вопрос).

Шкалы опросника Кеттелла:

  • Фактор А «замкнутость – общительность»;
  • Фактор В «интеллект»;
  • Фактор С «эмоциональная устойчивость – неустойчивость»;
  • Фактор E «подчиненность – доминантность»;
  • Фактор F «сдержанность – экспрессивность»;
  • Фактор G «подверженность чувствам – нормативность»;
  • Фактор H «робость – смелость»;
  • Фактор I «жесткость – чувствительность»;
  • Фактор L «доверчивость – подозрительность»;
  • Фактор M «практичность – развитое воображение»;
  • Фактор N «прямолинейность – дипломатичность»;
  • Фактор O «уверенность в себе – тревожность»;
  • Фактор Q1 «консервативность – радикализм»;
  • Фактор Q2 «конформность – нонконформность»;
  • Фактор Q3 «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»;
  • Фактор Q4 «расслабленность – напряженность».

 С помощью t-критерия  Стьюдента были установлены значимые  различия между группами, которые  представлены в таблице 2.1. Распределение признаков нормальное, что было проверено с помощью непараметрического критерия Колмогорова-Смирнова.

Таблица 2.1

Различия в индивидуально психологических особенностях студентов в 2-х группах

 

 

Факторы по Кетеллу

Значение

Уровень значимости

 

t -критерия Стьюдента

Фактор С «эмоциональная устойчивость – неустойчивость» 

2,6

0,05

Фактор E «подчиненность – доминантность»

2,1

0,05

Фактор L «доверчивость – подозрительность»

2,5

0,05

Фактор Q2 «конформность – нонконформность»

2,7

0,05

Фактор Q4 «расслабленность – напряженность»

2,2

0,05


 

Как видно из таблицы 2.1., установлены статистически достоверные различия по следующим личностным факторам: эмоциональная устойчивость – неустойчивость; «подчиненность-доминантность», «доверчивость-подозрительность», «конформность-нонконформность»; «расслабленность-напряженность».

 Более низкие значения  по фактору эмоциональная устойчивость  – неустойчивость свидетельствуют о том, что у студентов, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением ниже толерантность по отношению к фрустрациям, выше подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость.

 Таким образом, студенты, которые испытывают трудности  с профессиональным самоопределением, более склонны к подчинению, что характеризует их как более застенчивых, склонных уступать дорогу другим. Такие люди оказываются зависимыми, тревожатся о возможных своих ошибках, тактичны, безропотны, могут быть покорными до полной пассивности. Также они более доверчивые, конформные и расслабленные.

 Это свидетельствует о том, что они с большей вероятностью будут следовать за мнением группы, либо важных для себя людей, а не руководствоваться своим собственным мнением.

 Более низкие баллы  по фактору «расслабленность  – напряженность» характеризует  их как расслабленных, вялых, спокойных. Им свойственна низкая мотивация, леность.

Таким образом, среди 56 студентов, принимавших участие в исследовании, 31 (55,4%) отнесены к группе с трудностями в профессиональном самоопределении. Из них 11 человек (35,5%) имеют низкие показатели по параметрам умения, отношения и желания заниматься выбранной профессией в будущем.

У студентов, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением менее выражены как внешние по отношению к их личности мотивы обучения: достичь уважения преподавателей, добиться одобрения, не отставать от сокурсников, избежать осуждения и наказания, так и внутренние – успешно продолжить обучение и получить интеллектуальное удовлетворение. Кроме того, у профессионально определившихся студентов сильнее выражены как мотивы достижения успеха (получить одобрение), так и избегания неудачи (избежать осуждения и наказания). Это свидетельствует о том, что со степенью профессиональной определенности растет значимость учебной деятельности и соответственно увеличивается выраженность мотивов, которые регулируют достижения в учебе, с одной стороны, двигающей силой может быть желание получить одобрение, а с другой – избегание осуждения и наказания. Таким образом, для студентов, у которых нет трудностей с профессиональным самоопределением более важно создать и сохранить хорошую репутацию.

 

 

 

 

Заключение

 

Профессиональное самоопределение является длительным процессом, состоящим из нескольких этапов и имеющим разветвленную структуру. Профессиональная переориентация квалифицируется как самостоятельный этап жизненного и профессионального самоопределения, необходимый для продуктивного (неконфликтного) преодоления негативных эффектов (социально-психологических и психологических) профессионального исключения, сознательного принятия избранной профессии и нахождения личностно значимых смыслов деятельности, дальнейшего личностного и профессионального развития молодежи. Выделение понятия «профессиональное самоопределение» в качестве ключевой категории нашего анализа имеет весомые причины. Это обусловлено его смысловыми характеристиками, имеющими в отечественной психологии определенный устой. Таким образом, обратимся к анализу психологического содержания феномена профессионального самоопределения в психологической традиции в контексте нашей проблемы.

 Определение сущности  профессионального самоопределения  и сейчас остается нерешенной проблемой, которая занимает важное место в творческом поиске представителей различных направлений науки. Особенную актуальность приобретает она в плоскости психологического анализа. В отечественной психологии имеется немало наработок по теории профессионального самоопределения, которые и определяют современные подходы к проблеме. Здесь уместно вспомнить, например, поучительные исследования Е. Климова, Е. Головахи. Их особенностью является акцентирование на личностных аспектах профессионального самоопределения.

Информация о работе Сопровождение личностного и профессионального самоопределения у обучающихся СПО