Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 14:35, реферат
Краткое описание
В социальной психологии личности наряду со все большим дроблением тематики (изучаются коммуникативные характеристики, организаторские способности, направленность, ценностные ориентации личности) можно отметить и стремление представить личность в целом как индивидуальность с многоуровневой структурой и попытки создать социально-психологическую типологию личности. Проблема личности стоит в центре и философии и социологии и этики и педагогики и генетики и т.д. Комплексный подход предусматривает вовлечение всех дисциплин.
Содержание
Введение 1 Социализация личности 2 Социально-психологические теории личности в социальной психологии 3 Представления Б.Д.Парыгина о социальной психологии личности 4 Содержание социально-психологического исследования личности 5 Понятие социализации. Зависимость решения вопросов о социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности 6 Подходы к определению социально-психологической структуры личности в современной отечественной социальной психологии 7 Механизмы и институты социализации, их зависимость от характера общественных отношений 8 Регуляция социального поведения личности. Социальная установка Список литературы
ориентировка в системе связей,
присутствующих в каждом виде деятельности
и между ее различными видами,
ориентирование вокруг главного,
выбранного, сосредоточие внимания,
освоение личностью в ходе реализации
деятельности новых ролей и осмысление
их значимости;
2) общение – переход от монологичного
общения к диалогичному, умение ориентироваться
на партнера;
3) самосознание – развитие
самосознания личности.
Поэтому процесс социализации
может быть понят только как единство
изменений всех трех обозначенных сфер.
6 Подходы к определению
социально-психологической структуры
личности в современной отечественной
социальной психологии
В психологии существуют различные
подходы к описанию и пониманию личности.
Личность рассматривается как:
1) некоторое психофизиологическое
единство, включающее физическое и
социальное окружение;
2) множество (или система)
черт, т.е. относительно устойчивых
особенностей, проявляющихся во
внутреннем диалоге субъекта
с самим собой, а также в
поведении, высказываниях, отношении
к нему со стороны других
людей;
3) определенный тип (или
их сочетание) с характерными
особенностями поведения;
4) система конструктов. Конструкт
– это своеобразная оценочная
ось ( например, плохой – хороший). Он
представляет собой элементарную единицу
нашего восприятия, отношения и т.п., в
которой соединены объективные сведения
и субъективная интерпретация их;
5) система личностных
смыслов, индивидуальных способов
упорядочения внешних впечатлений
и внутренних переживаний. При
этом подходе ориентируются на
содержание потребностно-мотивационной
сферы;
6) деятельное Я субъекта,
система планов, отношений, направленности,
смысловых образований, корректирующих
его поведение;
7) субъект персонализации,
т.е. потребности и способности
индивида вызывать значимые изменения
в физическом и социальном
окружении и т.п. В структуре
проявлений личности выделяют
три главные составляющие:
1 – индивид – психосоматическая
организация личности, делающая
ее представителем человеческого
рода.;
2 – персона – социально-типическаие
образования личности, обусловленные
влиянием социального окружения;
3 – индивидуальность
– своеобразное сочетание особенностей,
отличающих одного человека от
другого (это и индивидуально
неповторимые особенности организма,
и те, которые следует отнести
к уникальным свойствам личности).
Важными социально-психологическими
феноменами личности являются:
Заражение – чувственное состояние
человека, который определяется соотношением
между системой потребностей и оценкой
вероятности их удовлетворения в связи
с окружающими условиями;
Негативизм (от лат. отрицание)
– необоснованное противодействие всему,
что исходит от других людей, которое свидетельствует
о слабости воли;
Аффилициация (от англ. присоединять,
присоединяться) – стремление человека
быть в обществе других людей;
Аттракция (от лат. привлекать,
притягивать) - привлекательность возникающая
при восприятии человека человеком;
Альтруизм (от лат. другой) –
черта личности и нравственная норма бескорыстное
и уважительное отношение к другим людям.
Готовность сопереживать, действовать
в их интересах, поступившись своими.
Маргинальность (от лат. край,
граница) – пограничность периферийность
или промежуточность по отношению к каким-либо
социальным общностям (национальным, культурным,
религиозным и др.);
Индифферентность – равнодушие,
безучастность друг к другу.
Личность – системное качество,
которое приобретает индивид во взаимодействии
с социальным окружением.
Составляющие личности:
1) темперамент – особенности
нейродинамической организации
индивида;
2) потребностно-мотивационная
сфера. Она включает различные потребности
(испытываемые человеком нужды в определенных
условиях жизнедеятельности и развития),
мотивы (связанные с удовлетворением определенных
потребностей побуждения к деятельности)
и направленность (система устойчивых
предпочтений и мотивов личности, ориентирующих
динамику развития этой личности и задающих
главные тенденции ее поведения);
3) эмоционально-волевая сфера;
4) когнитивно-познавательная
сфера;
5) характер – совокупность
устойчивых, преимущественно прижизненно
формируемых свойств;
6) способности – сочетание
психических свойств, являющихся
условием успешного выполнения
какой-либо одной или нескольких
видов деятельности.
7 Механизмы и институты
социализации, их зависимость от характера
общественных отношений
Социализация осуществляется
путем усвоения индивидом социального
опыта и воспроизведение его в своей деятельности.
Социализация начинается с
воздействия на индивида, поскольку родители
ребенка уже социализированы, а ребенок
может на них воздействовать первоначально
лишь как биологическое существо (крик
ребенка при желании кушать), затем он
становится способен взаимодействовать
со взрослыми и далее воспроизводить имеющийся
у него социальный опыт. Развиваясь, личность
становится субъектом социальных отношений,
способным оказывать воздействие на другого
человека, но в силу диалогичности сознания,
рефлексии, человек, может воздействовать
и на себя как социальный объект.
Социализацию можно рассматривать
как тройственный процесс адаптации, развития
личности и отказ от наивных детских представлений.
Социализация личности на индивидуальном
уровне включает ряд процессов:
1. Личности людей формируются,
взаимодействуя друг с другом.
На характер этих взаимодействий
оказывают влияние возраст, интеллектуальный
уровень, пол и др. факторы.
2. Окружающая среда также
может воздействовать на личность
ребенка.
3. Личность формируется
на основе собственного индивидуального
опыта.
4. Важным аспектом формирования
личности является культура.
Существует несколько социально-психологических
механизмов социализации:
1) идентификация – отождествление
индивида с некоторыми людьми
или группами. Позволяющее усваивать
разнообразные нормы отношения и формы
поведения, которые свойственны окружающим.
Пример – полоролевая типизация или процесс
приобретения индивидом психических особенностей
и поведения, характерных для представителей
определенного пола;
2) подражание – сознательное
или бессознательное воспроизведение
индивидом модели поведения, опыта
других людей (например, манер, движения,
поступки и т.п.);
3) внушение – воздействие
на поведение и психику человека
предполагает некритическое восприятие
им особенностей информации.
4) фасилитация (облегчение)
– стимулирующее влияние поведения одних
людей на деятельность других, в результате,
которого их деятельность протекает свободнее
и интенсивнее.
5) конформность – осознание
расхождения во мнениях с окружающими
людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое
в поведении.
Некоторые авторы выделяют
такие механизмы социализации как:
1) имитация – осознанное
стремление ребенка копировать
определенную модель поведения;
2) стыд - переживание разоблачения
и позора, связанное с реакцией других
людей;
3) чувство вины – переживание
разоблачения и позора, связанное
с наказанием самого себя, вне
зависимости от других людей.
Факторами социализации являются
целенаправленное воспитание, обучение
и случайные социальные воздействия в
деятельности и общении. Ими могут стать
взаимоотношения в семье, детском саду,
школе, трудовом коллективе, вузе, дружеских
компаниях, знакомые и малознакомые люди,
книги, кино и видеофильмы, теле- и радиопередачи
и т.п.
Стадии процесса социализации:
1) дотрудовая стадия охватывает период жизни
человека до начала трудовой деятельности.
Ее разделяют на два периода:
А) ранняя социализация, охватывающая
время от рождения ребенка до поступления
его в школу (период раннего детства);
Б) стадия обучения, включающая
весь период юности в широком понимании
этого термина. К нему относят период обучения
в школе, относительно периода обучения
в вузе или техникуме имеются разные точки
зрения;
2) трудовая социализация охватывает
период зрелости человека;
3) послетрудовая социализация
представляет собой сложный вопрос –
это проблема возникающая на государственном
уровне, определяющем границы трудоспособности
и выхода на пенсию.
Институты социализации – конкретные
группы, в которых личность приобщается
к системам норм и ценностей и которые
выступают своеобразными трансляторами
социального опыта.
В дотрудовой стадии социализации
такими институтами выступают в период
раннего детства – семья и дошкольные
детские учреждения.
Авторитарный или либеральный
тип поведения родителей оказывает воздействие
на формирование у ребенка «образа - Я».
Авторитарность (лат влияние,
власть) – социально-психологическая
характеристика личности, отражающая
ее стремление максимально подчинить
своему влиянию партнеров по взаимодействию
и общению. Роль семьи как института социализации
зависит от типа общества, его традиций
и культурных норм.
Во втором периоде ранней стадии
социализации основным институтом является
школа. Она обеспечивает систематическое
образование, являющееся важнейшим элементом
социализации, помимо этого на школу возложена
обязанность по подготовке к жизни в обществе
в более широком смысле.
На трудовой стадии важнейшим
институтом является трудовой коллектив.
Вопрос об институте на послетрудовой
стадии социализации остается открытым.
Следовательно, основными институтами
социализации являются: семья, дошкольные
учреждения, школа, неформальные объединения,
вуз, производственные коллективы и т.д.
В этих институтах протекает
процесс социализации человека.
8 Регуляция социального
поведения личности. Социальная установка
При исследовании личности
в социальной психологии важнейшее место
занимает проблема социальной установки.
Формирование социальных установок
личности отвечает на вопрос: как усвоенный
социальный опыт преломлен личностью
и конкретно проявляет себя в ее действиях
и поступках. Изучение этого механизма
дает ответ на вопрос о том, чем конкретно
регулируется, поведение и деятельность
человека.
Чтобы понять, что предшествует
развертыванию реального действия, необходимо
проанализировать потребности и мотивы,
побуждающие личность к деятельности.
Проблема установки в школе
Д.Н.Узнадзе:
установка является целостным
динамическим состоянием субъекта, состоянием
готовности к определенной активности,
состоянием, которое обусловливается
двумя факторами: потребностью субъекта
и соответствующей объективной ситуацией.
фиксированная установка в
отличие от ситуативной – настроенность
на поведение для удовлетворения данной
потребности в данной ситуации может закрепляться
в случае повторения ситуации.