Социальная психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 14:35, реферат

Краткое описание

В социальной психологии личности наряду со все большим дроблением тематики (изучаются коммуникативные характеристики, организаторские способности, направленность, ценностные ориентации личности) можно отметить и стремление представить личность в целом как индивидуальность с многоуровневой структурой и попытки создать социально-психологическую типологию личности. Проблема личности стоит в центре и философии и социологии и этики и педагогики и генетики и т.д. Комплексный подход предусматривает вовлечение всех дисциплин.

Содержание

Введение
1 Социализация личности
2 Социально-психологические теории личности в социальной психологии
3 Представления Б.Д.Парыгина о социальной психологии личности
4 Содержание социально-психологического исследования личности
5 Понятие социализации. Зависимость решения вопросов о социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности
6 Подходы к определению социально-психологической структуры личности в современной отечественной социальной психологии
7 Механизмы и институты социализации, их зависимость от характера общественных отношений
8 Регуляция социального поведения личности. Социальная установка
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат социальная психология личности.docx

— 53.69 Кб (Скачать файл)
1) деятельность – три процесса
    • ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами,
    • ориентирование вокруг главного, выбранного, сосредоточие внимания,
    • освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости;
2) общение – переход от монологичного общения к диалогичному, умение ориентироваться на партнера;
3) самосознание – развитие самосознания личности.
Поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер.

 

6 Подходы к определению социально-психологической структуры личности в современной отечественной социальной психологии

 

В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности.
Личность рассматривается как:
1) некоторое психофизиологическое  единство, включающее физическое и социальное окружение;
2) множество (или система) черт, т.е. относительно устойчивых  особенностей, проявляющихся во  внутреннем диалоге субъекта  с самим собой, а также в  поведении, высказываниях, отношении  к нему со стороны других  людей;
3) определенный тип (или  их сочетание) с характерными  особенностями поведения;
4) система конструктов. Конструкт  – это своеобразная оценочная  ось ( например, плохой – хороший). Он представляет собой элементарную единицу нашего восприятия, отношения и т.п., в которой соединены объективные сведения и субъективная интерпретация их;
5) система личностных  смыслов, индивидуальных способов  упорядочения внешних впечатлений  и внутренних переживаний. При  этом подходе ориентируются на  содержание потребностно-мотивационной сферы;
6) деятельное Я субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих  его поведение;
7) субъект персонализации, т.е. потребности и способности  индивида вызывать значимые изменения  в физическом и социальном  окружении и т.п. В структуре  проявлений личности выделяют  три главные составляющие:
1 – индивид – психосоматическая  организация личности, делающая  ее представителем человеческого  рода.;
2 – персона – социально-типическаие образования личности, обусловленные влиянием социального окружения;
3 – индивидуальность  – своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от  другого (это и индивидуально  неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести  к уникальным свойствам личности).
Важными социально-психологическими феноменами личности являются:
Заражение – чувственное состояние человека, который определяется соотношением между системой потребностей и оценкой вероятности их удовлетворения в связи с окружающими условиями;
Негативизм (от лат. отрицание) – необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, которое свидетельствует о слабости воли;
Аффилициация (от англ. присоединять,  присоединяться) – стремление человека быть в обществе других людей;
Аттракция (от лат. привлекать, притягивать)  - привлекательность возникающая при восприятии человека человеком;
Альтруизм (от лат. другой) – черта личности и нравственная норма бескорыстное и уважительное отношение к другим людям. Готовность сопереживать, действовать в их интересах, поступившись своими.
Маргинальность (от лат. край, граница) – пограничность периферийность или промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, культурным, религиозным и др.);
Индифферентность – равнодушие, безучастность друг к другу.
Личность – системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением.
Составляющие личности:
1) темперамент – особенности  нейродинамической организации  индивида;
2) потребностно-мотивационная сфера. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленность (система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развития этой личности и задающих главные тенденции ее поведения);
3) эмоционально-волевая сфера;
4) когнитивно-познавательная сфера;
5) характер – совокупность  устойчивых, преимущественно прижизненно  формируемых свойств;
6) способности – сочетание  психических свойств, являющихся  условием успешного выполнения  какой-либо одной или нескольких  видов деятельности. 

 

7 Механизмы и институты социализации, их зависимость от характера общественных отношений

 

Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведение его в своей деятельности.
Социализация начинается с воздействия на индивида, поскольку родители ребенка уже социализированы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (крик ребенка при желании кушать), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и далее воспроизводить имеющийся у него социальный опыт. Развиваясь,  личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но в силу диалогичности сознания, рефлексии, человек, может воздействовать и на себя как социальный объект.
Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.
Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов:
1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий  оказывают влияние возраст, интеллектуальный  уровень, пол и др. факторы.
2. Окружающая среда также  может воздействовать на личность  ребенка.
3. Личность формируется  на основе собственного индивидуального  опыта.
4. Важным аспектом формирования  личности является культура.
Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:
1) идентификация – отождествление  индивида с некоторыми людьми  или группами. Позволяющее усваивать разнообразные нормы отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Пример – полоролевая типизация или процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;
2) подражание – сознательное  или бессознательное воспроизведение  индивидом модели поведения, опыта  других людей (например, манер, движения, поступки и т.п.);
3) внушение – воздействие  на поведение и психику человека  предполагает некритическое восприятие  им особенностей информации.
4) фасилитация (облегчение) – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате, которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее.
5) конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.
Некоторые авторы выделяют такие механизмы социализации как:
1) имитация – осознанное  стремление ребенка копировать  определенную модель поведения;
2) стыд -  переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;
3) чувство вины – переживание  разоблачения и позора, связанное  с наказанием самого себя, вне  зависимости от других людей.
Факторами социализации являются целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Ими могут стать  взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дружеских компаниях, знакомые и малознакомые люди, книги, кино и видеофильмы, теле- и радиопередачи и т.п.
Стадии процесса социализации:
1) дотрудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности.
Ее разделяют на два периода:
А) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу (период раннего детства);
Б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К нему относят период обучения в школе, относительно периода обучения в вузе или техникуме имеются разные точки зрения;
2) трудовая социализация охватывает период зрелости человека;
3) послетрудовая социализация представляет собой сложный вопрос – это проблема возникающая на государственном уровне, определяющем границы трудоспособности и выхода на пенсию.
Институты социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.
В дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают в период раннего детства – семья и дошкольные детские учреждения.
Авторитарный или либеральный тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа - Я».
Авторитарность (лат влияние, власть) – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, его традиций и культурных норм.
Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Она обеспечивает систематическое образование, являющееся важнейшим элементом социализации, помимо этого на школу возложена обязанность по подготовке к жизни в обществе в более широком смысле.
На трудовой стадии важнейшим институтом является трудовой коллектив.
Вопрос об институте на послетрудовой стадии социализации остается открытым. Следовательно, основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.д.
В этих институтах протекает процесс социализации человека.

 

 

8 Регуляция социального поведения личности. Социальная установка
При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки.
Формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Изучение этого механизма дает ответ на вопрос о том, чем конкретно регулируется, поведение и деятельность человека.
Чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности.
Проблема установки в школе Д.Н.Узнадзе:
    • установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.
    • фиксированная установка в отличие от ситуативной – настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации.

Информация о работе Социальная психология личности